АВИАБИБЛИОТЕКА: КАТЫШЕВ Г.И., МИХЕЕВ В.Р. КРЫЛЬЯ СИКОРСКОГО
Издание:
Катышев Г. И., Михеев В. Р.
Крылья Сикорского.

- М.: Воениздат, 1992. 432 с. Тираж 50000

Аннотация издательства:
Книга посвящена Сикорскому - выдающемуся авиаконструктору XX века, с именем которого связано создание первых в мире многомоторных воздушных кораблей "Русский Витязь" и "Илья Муромец". В монографии достаточно полно освещен русский период деятельности Игоря Ивановича, его вклад в становление и развитие авиации России, опередившей по ряду направлений ведущие зарубежные страны, а также последующие его успехи в создании пассажирских лайнеров и многоцелевых вертолетов в период жизни его в Америке. Книга будет интересна специалистам и широкому кругу читателей.


  • Книга в архиве:kniga_sikorsky_1992.zip (421 kb)
  • Содержание
    Предисловие
    От авторов
    Истоки призвания
    Первый аэроплан
    Первый полет
    Новый этап
    Руссо-Балт
    "Гранд"

    Результаты 1913 г.
    Школа Петербурга
    Гидросамолеты
    "Илья Муромец"
    Honoris Causa
    Перелет Петербург - Киев - Петербург

    Эскадра воздушных кораблей
    Боевая работа
    РБВЗ в годы войны
    Конец эскадры и некоторые выводы
    Отъезд
    Судьба "Авиа-Балта"

    Новый старт
    Эмигрант
    Новые машины
    Крылья над континентами
    Русские крылья Америки
    Одно интервью
    Рубеж 30-х
    Летающие клиперы
    Лайнер, соединяющий континенты
    Короткий золотой век

    Начало третьей страницы
    Немного из истории вертолетов
    VS-300
    R-4
    Первый перелет
    Серийное производство
    Вертолеты в боевых условиях

    Бизнес и милосердие
    Победа одновинтовой схемы
    Лебединая песня
    Летающий кран
    Семья Сикорских
    Вертолеты второго поколения
    Вертолеты третьего поколения
    Итоги

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    События последних лет дали возможность по-новому взглянуть на нашу историю, открыть ее славные страницы, новые имена. И вот для нашего читателя из забвения явилась во всей своей многогранности фигура нашего соотечественника, до самой глубины сердца русского человека, величайшего авиаконструктора XX века Игоря Ивановича Сикорского.

    В далекие годы начала века, когда авиация по-настоящему только начинала заявлять о себе, Игорь Сикорский, еще будучи студентом, построил впервые в России натурный вертолет, способный поднимать свой собственный вес. Молодой конструктор и пилот одним из первых поднял в воздух самолет отечественной конструкции. Он был первым русским конструктором, самолеты которого оказались лучшими на проводимых конкурсах того времени. А в 1913 г. И. И. Сикорский создал на заводе в Санкт-Петербурге первые в мире многомоторные самолеты, в возможность постройки которых мало кто верил.

    Авторы данной книги проработали огромный объем специальной, мемуарной и патентной литературы, а также большое число архивных источников, что сделало возможным шаг за шагом проследить процесс становления конструкторского таланта, дать обзор состояния российской и мировой авиационной науки и техники, на фоне которого доказать бесспорный приоритет И. И. Сикорского в создании тяжелых многомоторных воздушных кораблей и в их практическом использовании. Авторы подчеркивают, и это отрадно отметить, что появление в России уникальных и первых в мире самолетов "Русский Витязь" и "Илья Муромец" было не случайным. Оно предопределилось всем бурным развитием науки и техники страны, что позволило царской России сделать рывок и опередить по некоторым направлениям, в том числе и по тяжелому самолетостроению, самые развитые страны мира.

    Во время первой мировой войны под руководством И. И. Сикорского создавались первые русские тяжелые бомбардировщики, равных которым не было в мире, истребители, ближние и дальние разведчики, штурмовики. Под его непосредственным влиянием разрабатывались авиационные двигатели, приборное оборудование, вооружение, тактика применения авиации и многое другое.

    После революции И. И. Сикорский с болью в сердце вынужден был покинуть Россию. В конце концов оказавшись за океаном, он в невероятно трудных, тяжелых условиях, сплотив вокруг себя группу энтузиастов, в основном русских, создал предприятие, ставшее впоследствии одним из ведущих производителей авиационной техники в США. Уже в 30-е годы самолеты Сикорского стали известны во всем мире. На его межконтинентальных лайнерах впервые началась перевозка пассажиров через океан. А в 40-е годы И. И. Сикорский построил один из первых в мире работоспособный вертолет. Фирма Сикорского до настоящего времени является ведущим производителем вертолетов на Западе.

    Предлагаемая вниманию читателей книга Г. И. Катышева и В. Р. Михеева позволяет подробно познакомиться с творческой биографией конструктора, по-настоящему оценить "глыбастость" этой удивительной фигуры. Таких книг, всесторонне охватывающих творческую деятельность И. И. Сикорского, ни у нас, ни за рубежом нет. Единственная и меньшая по объему и фактографическому материалу подобная работа была выпущена этими же авторами три года назад к 100-летнему юбилею Игоря Ивановича и сразу стала библиографической редкостью. Новая же книга является уникальной по своим достоинствам не только в нашей стране. Зарубежные издания, как правило поверхностные, не содержат столь полного и глубокого анализа деятельности конструктора и не выдерживают никакого сравнения с новой работой авторов. Большая информативность, богатый иллюстративный материал, занимательная манера изложения и легкий язык делают эту книгу увлекательной не только для специалистов. Она будет интересна и самому широкому кругу читателей.

    Несколько слов об авторах. Геннадий Иванович Катышев - авиационный инженер, мастер спорта СССР, в прошлом член сборной страны по высшему пилотажу. Ему принадлежит ряд рекордов скорости и дальности полетов на самолетах. В 1986 г. издательство "Наука" выпустила его первую книгу "Создатель автожира Хуан де ла Сьерва", которая пользовалась большой популярностью не только среди специалистов-вертолетчиков. В 1989 г. в соавторстве с В. Р. Михеевым была написана уже упомянутая книга "Авиаконструктор И. И. Сикорский", выпущенная тем же издательством. И вот теперь третья. Вадим Ростиславович Михеев - инженер-механик, специалист по вертолетной технике, кандидат технических наук, в настоящее время много и плодотворно работает в области истории авиационной техники, является автором ряда серьезных научных исследований. Творческий союз этих энтузиастов истории авиации после их первой очень удачной книги окреп и теперь, надеюсь, читатели согласятся со мной, нам преподнесен очередной приятный сюрприз - "Крылья Сикорского".

    Генеральный конструктор,
    профессор,
    доктор технических наук
    С. В. Михеев


    ОТ АВТОРОВ

    С болью и гордостью за Россию.

    Очевидно, в природе существует закон - у ярких, одаренных личностей, которые оставляют после себя заметный след, обязательно или короткая блистательная жизнь, или нелегкая судьба, которая не раз проверяет человека на прочность и силу духа.

    Наш соотечественник, выдающийся авиаконструктор XX века Игорь Иванович Сикорский на глазах одного поколения прожил несколько удивительных жизней, и в каждой он был по-своему велик. Он внес огромный вклад в развитие мировой авиации, и этот вклад трудно переоценить. С его именем связаны первые полеты российских аэропланов, первые оригинальные отечественные конструкции летательных аппаратов, которые во многом превосходили лучшие иностранные образцы. А создание многомоторных тяжелых самолетов - это новый рывок вперед. Считалось, что построить тяжелый самолет нельзя. Именитые теоретики отвергали такую возможность. Молодой Сикорский во главе небольшой группы энтузиастов смог сделать смелый шаг в неведомое и построил четырехмоторный гигант, который явился родоначальником всей мировой тяжелой авиации. "Русский Витязь" и его преемник "Илья Муромец" ошеломили современников мировыми рекордами продолжительности полета и большой грузоподъемностью. Создание этих машин произвело настоящий революционный переворот в умах людей, который опрокинул сложившиеся догмы расчета, постройки и применения самолетов и заставил по-новому взглянуть на авиацию в целом, увидеть перспективы ее развития и новые возможности.

    Нестандартное мышление молодого инженера и конструктора, незаурядные способности летчика-испытателя видеть все преимущества и недостатки машины, склонность к анализу и обобщениям, редкая способность принимать смелые решения вопреки мнению маститых ученых, упорство, энергия и огромное трудолюбие, полная самоотдача и преданность небу позволили И. И. Сикорскому в течение нескольких десятков лет быть в первых рядах творцов передовой авиационной техники.

    В трагическое для России послереволюционное время Сикорский вынужден был покинуть Родину, величию и славе которой он отдал столько сил. Очутившись в конце концов за океаном, молодой перспективный инженер и талантливый летчик, бывший на высоте признания и в фокусе российской славы, вдруг оказался среди эмигрантов, никому не нужных "второсортных" людей послевоенной Америки. Это было тяжелое время. Только вера в свою звезду, верность небу и локоть русского эмигранта помогли Сикорскому, несмотря на невероятные трудности, закрепиться в авиации и снова занять в ней достойное место.

    Он предвидел развитие авиации и всегда работал на завтрашний день. Его машины отличались простотой и оригинальностью, смелостью конструкторских решений, изяществом аэродинамических форм. И там, за океаном, они продолжали бить мировые рекорды.

    Первые пассажирские лайнеры, которые соединили континенты - летающие лодки и амфибии - это тоже машины Сикорского.

    Острое чувство необходимости постоянной работы над новым привело Сикорского - одного из первых энтузиастов винтокрылой авиации в царской России - к постепенной доводке до работоспособного состояния вертолета классической одновинтовой схемы. В 1941 г. его вертолет уже побил мировой рекорд продолжительности пребывания в воздухе - более полутора часов. К концу второй мировой войны серийные вертолеты Сикорского впервые в мире нашли свое достойное применение в широкой повседневной практике. А после войны во многом благодаря новаторской деятельности нашего соотечественника началось завоевание мира вертолетом, без которого в настоящее время практическая деятельность человека немыслима,

    В 1989 г. к столетнему юбилею мы с большим трудом смогли все-таки выпустить книгу "Авиаконструктор И. И. Сикорский. " Она вышла в издательстве "Наука" небольшим тиражом. Чувствуя большой интерес наших читателей к этой теме, теме забытых страниц славной истории Государства Российского, а также некоторую вину, которую все мы несем перед памятью нашего великого соотечественника за столько лет забвения на его Родине, авторы решили продолжить начатую работу, тем более что у нас были нереализованные заготовки, которые по многим причинам, в том числе и политическим, тогда до читателя дойти не могли. Это касается в первую очередь отношения И. И. Сикорского к большевикам, правды о том огромном материальном и моральном ущербе, который нанесла революция и гражданская война нашей Родине, правды о настоящих патриотах России, которые волею судьбы оказались за рубежом и не опустились до суетной политической возни, а, как это ни странно выглядит сейчас, трудились во благо и славу будущей великой России.

    Объем книги, хотя он теперь значительно больше, все равно не позволил целиком охватить многогранную деятельность И. И. Сикорского. Оставаясь верными концепции освещения наиболее ярких моментов деятельности пионера авиации и отдавая должное таланту этого выдающегося конструктора, авторы одновременно попытались отвести Сикорскому место в иерархии мировых достижений того времени и дать объяснение, почему Россия сделала научно-технический рывок, обогнав но некоторым направлениям ведущие страны мира. Это не сразу укладывается в голове. Многие еще не освободились от груза прежней пропаганды о якобы "лапотной" и безнадежно отсталой России. Это наглая ложь в попытке оправдать цели и результат революции. Россия находилась на подъеме, бурно развивалась и имела все шансы со временем стать первой державой мира.

    Авторы постарались в этой книге осветить малоизвестные для нашего читателя этапы развития мировой пассажирской авиации, связанные с созданием тяжелых летающих лодок и амфибий, и роль, которую сыграл в этом И. И. Сикорский.

    Ограниченный объем прежней книги не позволил нам дать подобающую оценку вклада нашего великого соотечественника в становление мирового вертолетостроения. В данной же работе мы смогли достаточно подробно осветить конструкторскую деятельность И. И. Сикорского на последнем этапе его творческой судьбы, и теперь книга позволяет существенно восполнить пробел в отечественной литературе.

    Работа над книгой была и тяжела, и увлекательна. Авторы проработали большое количество источников. Это специальная, мемуарная и патентная литература, архивы. Такая база позволила дать более или менее подробную картину творческих исканий конструктора и их результат, уточнить многие факты, некоторые привести впервые. Мы надеемся, что книга понравится читателю. Он найдет в ней много нового, интересного, поучительного. Но нам больше бы хотелось, чтобы книга заставила каждого читателя на примере И. И. Сикорского задуматься о прошлом нашей Родины, ее судьбе и определить свое место в процессе возрождения России.

    Мы выражаем искреннюю благодарность А. В. Климиксееву за предоставленные из семейного архива уникальные фотографии, которые, кстати, позволили уточнить несколько важных деталей и выявить новые факты. Авторы признательны В. Н. Бычкову, А. В. Богданову, С. Ю. Есаулову, В. И. Иванову за помощь, оказанную при подготовке книги, а также Харри Уудману, английскому историку, - большому знатоку русской авиации и творчества И. И. Сикорского, за предоставление в наше распоряжение великолепно выполненных чертежей "Русского Витязя" и "Ильи Муромца". Одновременно мы хотели бы поблагодарить наших зарубежных друзей С. И. Сикорского и А. С. Никольского за личные воспоминания.

    В целях исключения возможных ошибок все даты во время пребывания И. И. Сикорского в России приводятся по старому стилю.


    OCR и правка: Каргапольцев С.В.

    P.S. Иллюстрации не сканировла, т.к. книга не моя а состяние оставляет желать лучшего.
    Все сноски помешены прямо в текст в скобках [ ].