И. А. Днепровский
Изыскатели
Боевые действия авиации обеспечивались многими воинскими подразделениями, среди них был и 82-й район авиационного базирования (РАБ), в него входили батальоны аэродромного обслуживания (БАО), строительные, автобатальоны, связисты, санитарная, другие службы и аэродромный отдел, которому были приданы отряды изыскателей - специальной разведки для поиска площадок для размещения на них самолетов. Отряд составляли младшие специалисты, топографы, минеры, воины охраны общей численностью до 12 человек. Одним из отрядов командовал я. Командиру нередко приходилось вести разведку и с воздуха
Особенно сложной и ответственной была работа во время наступления. Мы передвигались вместе с передовыми частями наземных войск, чтобы быстрее доложить в штаб результаты поисков, представляя кроки - специальные схемы местности, где предполагалось базирование самолетов. Составлялось также описание местности с указанием размеров взлетной полосы, качества Грунта, возможности размещения летного и технического состава, наличия водоемов, средств для маскировки и ряда других данных.
Осенью 1944 г. шло наступление наших войск по псковской земле на Прибалтику в направлении Риги. Отступая, фашисты приближались к своим тыловым аэродромам, с которых интенсивно работала их авиация, тогда как наши поиска от своих аэродромов удалялись. Получалась выгодная для противника ситуация:
он штурмует наши наступающие части, а иногда и безнаказанно улетает до появления наших истребителей. Иметь новые посадочные площадки ближе к переднему краю было крайней необходимостью. И отряды изыскателей получили приказ немедленно отправиться на поиск. Срок давался весьма малый, поэтому команды по тревоге, ночью, выехали для выполнения задачи. Фронтовые дороги сильно повреждены, ночью по ним передвигаться трудно, тем более что фары автомобиля включать нельзя, так как в воздухе самолеты противника.
С рассвета начали поиск. Намеченные заранее по карте площадки после их осмотра были отвергнуты из-за слишком холмистой местности и малых размеров. Фашистские самолеты часто обстреливали и бомбили дороги. Мы вынуждены были останавливаться и укрываться. День приближался к концу, когда мы обратили внимание на очень хорошую асфальтированную дорогу. которая шла в лес. Поехали по ней и увидели то, что искали: сразу же за лесом обнаружили временные аэродром, правда очень небольшой, но увеличить его было делом несложным. Рядом с площадкой водоем, есть возможность размещения летного и технического состава эскадрилий. Грунт приемлемый. Тут же была проведена глазомерная съемка, составлены кроки площадки и прилегающей местности. Мы даже собрали местных жителей, и они начали земляные работы.
Нам было приказано прибыть с разведданными к 18.00 следующего дня, но на перекрестках дорог были "пробки", которые бомбила фашистская авиация. Это затрудняло наше возвращение, но вышло так, что из всех команд, посланных в поиск, наша команда прибыла с материалами первой. Начальник аэродромного отдела И. А. Смирнов и техник-лейтенант А. П. Отюгов быстро ознакомились с результатами поиска и одобрили его. Мне было приказано везти к обнаруженному аэродрому строительный батальон. Менее чем через час мы двинулись, но теперь уже по дороге, которую я хорошо знал, к рассвету прибыли на место. Закипела работа строителей.
Немного отдохнув (две ночи не спали!), мы снова поехали к переднему краю, который за это время отодвинулся на запад. В поиске провели весь день. К вечеру нам надо было быть на ближайшем аэродроме и оттуда доложить о результатах. Таким аэродромом оказался ранее найденный нами. Он был уже освоен и работал, с него авиация поддерживала наступающие наземные части. А мы пошли дальше на запад искать новые посадочные площадки.
Как-то отряд в очередном поиске "бороздил" дороги Латвии недалеко от переднего края. Поехали мы в небольшой населенный пункт. Приближаясь к нему, услышали артиллерийскую дуэль: наши били по переднему краю противника, а тот - по нашей батарее. Так, под разрывы снарядов, мы подъехали к батарее, откуда повернули назад: не до нас было нашим "пушкарям". Нужный пункт был еще у противника. Вернулись через сутки, но там, где стояла наша артиллерия, было пустынно. Поехали дальше. До селения надо было ехать еще с километр по открытой местности. Справа от дороги редкий лесок, а слева - поле, в 350-400 метрах густой кустарник. Тишина, кругом ни души. Обратили внимание на трубу одного дома, из которой шел дым. Подъехали. Вышел пожилой испуганный человек, как-то странно посмотрел на меня.
- Где немцы? - спросил я.
- Их стрелковые части там, за кустарником, они же видели вас, когда вы ехали мимо них... А господа офицеры обедают вон в том доме,- ответил незнакомец.
Около "того дома", в полукилометре от нас, стояло несколько мотоциклов.
Дальше все пошло по секундам. Командую: "К оружию! Развернуть машину! Поехали!" И мы, на виду гитлеровской пехоты, умчались обратно.
Вернулись к месту, где вчера были наши артиллеристы. На этот раз к нам из землянки вышел лейтенант.
- Вы откуда?
Я указал.
- Но ведь там немцы!
- Да. Но почему вы пропустили нас туда? Почему не выставили заслона?
Фронт продвинулся на запад. Мы получили приказ обследовать уже знакомый нам населенный пункт. Выполнив задачу, решили побывать в доме испуганного нами пожилого человека. Он на этот раз встретил нас с улыбкой и, пожав нам руки, рассказал:
- Как только вы тогда поехали обратно, немцы выскочили из дома, сели на свои мотоциклы и па большой скорости укатили! Видимо, подумали, что вас много и вы наступаете.
Да, это был не 41-й год, и не тот фриц, самоуверенный и наглый. Фашисты отступали.