АВИАБИБЛИОТЕКА: И ВОЗВРАЩАЛИСЬ С ПОБЕДОЙ

Г. П. Пугачев

По фронтовым дорогам

В части, обслуживавшие авиацию, я был направлен после того, как медицинская комиссия признала меня непригодным к летной работе. 57-й батальон аэродромного обслуживания был перебазирован на Волховский фронт, в район Тихвина, в сентябре 1941 г. из-под Ленинграда. Время тяжелое. Наши войска отступали. Шоферы метались с одной дороги на другую, старались быстрее доставить боеприпасы и другие военные грузы. Кадровые военнослужащие работали на специальных машинах - автобензоцистернах, водомаслозаправщиках и стартерах - машинах с "хоботом", при помощи которого заводился мотор самолета.

В начале район Тихвина казался глубоким тылом, но уже в первые дни у деревни Щебенец, в 18-20 километрах от Тихвина, наша колонна подверглась налету фашистского самолета. Были убитые и раненые. Прицельной бомбежке способствовала тихая лунная ночь. Самолет тоже был отчетливо виден в ясном небе, но сбить его было нечем, пальба же из винтовок, которую мы открыли, не имела успеха.

Зима в 1941 г. установилась как-то сразу, выпал снег и уже больше не таял, начались морозы. В этих условиях особенно трудно приходилось шоферам транспортных и специальных машин, гараж которых был под открытым небом, да не легче было и всему личному составу батальона. В автороте постоянное внимание уделялось воспитательной работе. Мы выпускали регулярно "боевой листок", редактором которого мне довелось быть. В дальнейшем "боевой листок" превратился в ротную стенную газету "За рулем", которая играла большую воспитательную роль, вселяла уверенность в нашей победе. Успехом в подразделениях пользовалась и армейская газета "Бей врага".

В период боев за Тихвин батальон почти через каждые три-пять дней перебазировался из одной деревни в другую Мы спешно готовили взлетно-посадочные полосы, расчищала и укатывали снег, подвозили горючее и боеприпасы. О силе нашего удара по тихвинской фашистской группировке свидетельствовали брошенные немцами во многих местах сражения подбитые, покалеченные, а то и совершенно исправные транспортеры-вездеходы, велосипеды, сваленные в кучи Можно было видеть торчавшие из-под снега брошенные пушки и автоматы. В это время авторота пополнилась несколькими трофейными машинами, которые при незначительном ремонте в автомастерской батальона вводились в строй.

Большие потери понесли фашисты в живой силе. На многих полях вдоль дороги я видел еще не убранные окоченевшие трупы захватчиков и множество березовых крестов, в особенности у стен бывшего Тихвинского монастыря, за рекой, напротив дома композитора Римского-Корсакова.

В январе 1942 г. по Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера, в батальон из Ленинграда была вывезена часть семей наших военнослужащих. Вид этих людей, их рассказы о жизни в осажденном городе с новой силой обострили наше чувство гнева и ненависти к фашистским захватчикам. Началась массовая подача воинами заявлений о приеме в партию. В апреле 1942 г, приняли и меня в кандидаты, а через год - в члены партии, избрав заместителем парторга автороты.

К концу 1942 г. мы перебазировались из деревни Большие Дворы, около которой был полевой аэродром, на аэродром у деревни Паголда, где в сосновом лесу были вырыты землянки для штаба батальона, столовой летного состава и офицеров управления. Каждое подразделение батальона также разместилось в лесу, в землянках, и лишь санчасть помещалась в деревне. Боксы для машин автороты устроили на небольшой поляне, вырыв их в окружавших поляну холмах. По всем правилам противопожарной безопасности был оборудован и заправочный пункт.

Во второй половине 1942 г. и в начале 1943 г шли упорные бои на Синявинских высотах с целью прорыва блокады Ленинграда. Из батальона неоднократно откомандировывались группы бойцов и командиров в передовые наземные части. Состав его сократился больше чем на половину. Тяжело приходилось оставшимся, выручали большой опыт, хорошее знание своего дела и пополнение из мобилизованных в армию девушек. Командиром автороты И. М. Середой были организованы занятия по повышению классности водительского состава и подготовке новых шоферов

В декабре 1943 г. я был переведен в автоотдел 82-го батальона, где исполнял обязанности автотехника, и менее чем через год стал парторгом автоотдела.

После освобождения Новгорода мы продвигались по территории Новгородской, Псковской областей, Эстонской, Литовской и Латвийской республик, обеспечивая авиацию боеприпасами и горючим. Особенно тяжелы были периоды осенней и весенней распутицы, когда колонны автомашин шли по разбитым дорогам, буквально тонули и застревали в непролазной грязи, создавая "пробки", на объезд которых уходило много времени. Нередко попадали под бомбежку фашистской авиации. Но, несмотря ни на какие трудности, настроение бойцов и командиров было приподнятое - шли наступательные бои. Впереди была Победа.



Содержание - Дальше