П. А Неминущий
Нелегкая служба боевого обеспечения
Военный самолет лишь тогда боевой, когда он вооружен. Хорошее боевое обеспечение являлось важнейшим условием успешного выполнения полетов. С первого дня войны мае довелось заниматься этим важным и ответственным делом, особенно в должности начальника авиа-артспабжения 59-го батальона аэродромного обслуживания (БАО).
БАО было оперативной и самой непосредственной службой обеспечения боевой деятельности авиачастей всем необходимым. Для этого следовало не только своевременно получить и надежно хранить на складах оружие, бомбы, патроны, средства химзащиты и многое другое, но без промедления доставлять все это по назначению. А это приходилось делать в напряженных условиях боевых действий, нередко под бомбежкой и обстрелом врага, нести потери.
На наши аэродромы садились и самолеты подразделений авиации, действовавших "на подскоке". Это значит, что базировались они дальше в тылу, а у нас приземлялись после боевого вылета для заправки, горюче-смазочными материалами, пополнения боеприпасами и повторного вылета на фронт. При этом обязанности техсостава полка, остававшегося на основных аэродромах, ложились на службы БАО. Кроме авиаполков армии приходилось обслуживать и самолеты группы дальней авиации генерала А. Е. Голованова,
Прибывает группа самолетов-бомбардировщиков в составе двух полков с расчетом летать с двух аэродромов. На станцию поступает эшелон с бомбами. Их следует сгрузить, сложить, погрузить и, подвезти к самолетам. Все это в лесу, в глубоком снегу, по бездорожью. Бойцы старайся то всех сил, но машины буксуют И не все знают правила обращения с боеприпасами (не консервные банки!). Приходилось бывать и на станции, и бомбоскладе в лесу, и на стоянках самолетов.
Самолеты брали разные бомбы - фугасные, осколочные, зажигательные. У каждого вида бомб - свой взрыватель, если их спутать, бомбы не сработают. Терялась граница между днем и ночью. Правда, командование хорошо помогало. Все равно сил едва хватало, голос терялся, объяснялись жестами. Не задания выполнялись точно и в срок. Только группа Голованова, работая с нашего аэродрома, сбросила на врага 500 тонн бомб.
А к чему приводило незнание правил обращения с боеприпасами, свидетельствовал такой трагический случай. Как-то потребовалось перевезти две 250-килограммовые бомбы с пустой стоянки к самолету на большое-расстояние. Была выделена автомашина ЗИС-5 и группа сержантов и рядовых спецслужб (аккумуляторщики, компрессорщики, кладовщики). Поскольку бомбы были растарены, поднять их в кузов оказалось неудобно. Их взяли на буксир (привязали тросом за стабилизатор), сели в кузов и по бетонированной дорожке быстро поехали. От нагрева бомбы взорвались, погибли семь человек, а автомашина сгорела.
Работа службы боепитания постоянна улучшалась. Так, если в начале войны боекомплекты складывались на стоянках самолетов, что создавало дополнительную опасность при налете вражеской авиации, то потом их стали подвозить на автомашинах к самолетам непосредственно перед вылетом и подавать на подвеску из кузова. Совершенствовалась набивка патронов и снарядов в ленты.
Думая теперь о дисциплине и порядке в то грудное фронтовое время, не перестаешь восхищаться. За три года моей фронтовой службы в полевых условиях при бомбежках и перебазированиях через боепитание БАО прошли сотни тонн бомб и других боеприпасов, но ни одна бомба, ни один боеприпас не исчезли бесследно. Все было строго учтено, оформлено расходными документами или инспекторскими свидетельствами.
При налетах вражеских самолетов на аэродромы иногда отдельные бомбы не взрывались. Их необходимо было убирать и обезвреживать. Вспоминается один из таких случаев. Однажды, в морозный зимний день, пиротехник боепитания техник-лейтенант Александр Батищев на полуторке поехал на аэродром, чтобы вывезти невзорвавшуюся немецкую бомбу в лес и там ее подорвать. Наблюдаю необычную картину: Батищев, невзирая на мороз, сидит не в кабине с шофером, а в кузове машины. Я спрашиваю его: "Что случилось?" Отвечает: "Держу!"-"Что держишь?"-"Бомбу!" Саша рассудил так: если он сядет в кабину, бомба со взрывателем набоку, катаясь в кузове, может взорваться, вот он и сел на нее верхом. На фронте всегда выручала находчивость".
Нам приходилось конструировать, испытывать и осваивать новые образцы вооружения. Как-то, узнав, что я снял с аварийного "ила" вооружение, включая и четыре балки эресов (реактивных снарядов), командир БАО майор Василий Дождиков предложил мне соорудить из них зенитную установку. В полевой авиаремонтной мастерской сварили устойчивый треног с рамой на шарнире, к ней справа и слева прикрепили по две балки PC. Стрелок должен был находиться между балками, а между стрелком и балками со снарядами - щитки, чтобы пламя реактивного заряда не задело. К раме крепились ручки управления установкой, на ручках - кнопки, соединенные с аккумулятором и пиропатронами, которые поджигают снаряд.
Снарядил установку, приказал расчету укрыться в траншею, а сам нажал на кнопки. Сильный взрыв, песок в глаза, шапка слетела с головы, фанерные щитки оторваны. Смотрю налево, направо: снарядов на балках и вблизи нет - значит, сработало. Вижу в небе четыре облачка от разорвавшихся снарядов. В основном испытание удалось. Осмотрев себя, вижу, что мои черные валенки и рукава темно-синей шинели стали коричневыми - опалены пламенем при пуске ракет. Внес коррективы: увеличил расстояние между балками и прицельным устройством. Так, наша "катюша" без паспорта и инструкции работала нормально и отгоняла вражеские самолеты.
В 59-м БАО испытывалась и противомостовая бомба. Летчики заметили, что при сбрасывании обычной фугаски на мост она, в силу инерции, прошивала перекрытие моста и взрывалась под мостом, не разрушая его. К стабилизатору фугаски стали крепить парашютное устройство, что замедляло ее падение. У нас же осваивались и некоторые образцы нового авиационного вооружения, например 23-миллиметровая пушка Волкова-Ярцева (ВЯ).
Командиры летных подразделений приглашали нас на разбор полетов после выполнения боевых заданий, где давались указания и о том, как лучше производить заправку самолетов горючим и боеприпасами.
Четкую, слаженную работу нашей части, хорошие взаимоотношения между людьми обеспечивала активная и целенаправленная деятельность партийной и комсомольской организаций. Она охватывала все коллективы и участки. У нас проходили службу и многие девушки. Они с энтузиазмом, как мужчины, выполняли свои нелегкие обязанности - были кладовщиками, шоферами, связистками, несли караульную службу.
Военнослужащие тыла армии внесли свой вклад в победу над врагом.