АВИАБИБЛИОТЕКА: И ВОЗВРАЩАЛИСЬ С ПОБЕДОЙ

Б. Г. Ульянов

Мужество штурмана

В июле 1944 г., нарушив тишину деревенской избы, в которой отдыхали летчики 1-й авиаэскадрильи, вбежал посыльный и передал приказ: "Экипажам старшего лейтенанта Борисенко и старшего лейтенанта Иванова на КП!"

Командир 4-го гвардейского бомбардировочного авиаполка майор В. К. Морозов поставил боевую задачу:

с наступлением темноты экипажу Борисенко вылететь в район города Острова, произвести разведку на железной дороге Остров - Псков, цель для бомбометания выбирать самостоятельно. Экипажу Иванова - вылететь к аэродрому противника Приекуле и вывести из строя взлетно-посадочную полосу.

Полеты ночью на Пе-2, особенно с полевого аэродрома, задача сложная, и к ним допускались наиболее опытные и подготовленные экипажи. Получив задание, штурманы лейтенанты П. Д. Платонов и П. А. Клецкий проложили на полетных картах маршруты. Мы с И. В. Обуховым - стрелки-радисты - получили радиоданные у начальника связи полка старшего лейтенанта И. И. Гаврилова.

На задания уходили поодиночно. До цели дошли благополучно. Над Островом ночное небо рассекли два луча прожекторов, один из них скользнул по нашему самолету. Маневр, другой, но луч цепко держит самолет. Затем второй луч, скрестившись с первым, захватил машину. Теперь, кроме своей кабины, мы уже ничего не видели, а высота полета - 600 метров. Для зенитчиков и ночных истребителей такая освещенная цель - легкая добыча.

Мгновенно, не теряя секунды, направляю свой крупнокалиберный пулемет на один из прожекторов, он в прицеле, жму на гашетку, и луч исчезает. Перевожу пулемет на второй прожектор - короткая очередь, и машина оказалась в непроницаемой темноте, только по вспышкам зенитных орудий наши ослепленные ярким светом глаза видят землю. Постепенно зрение восстановилось. Выходим на железную дорогу, ее полированное стальное полотно хорошо просматривается сверху в темную лунную ночь. Ищем на ней цель. Вот появляется то, что нам нужно, - разрыв в блеске полотна, значит, здесь затаился эшелон врага. Делаем разворот, снижение и убеждаемся в наличии под нами цели. На одном конце обрыва полотна появляется мощный фейерверк искр - это уходит от состава паровоз, надеясь отвлечь нас. Маневр врага командиром был разгадан.

Заходим вдоль эшелона, летят бомбы, строчат крупнокалиберные пулеметы. Испытываем удовлетворение от своего превосходства,- враг в бессильной злобе мечется в урагане огня и свинца после каждого очередного захода, а их мы сделали три. Трудно оценить результаты ночной работы (в то время не было ночных фотосъемок), но по числу возникших пожаров специалисты определили: уничтожен эшелон врага.

Когда мы вернулись, техники и механики нашей эскадрильи В. А. Булавкин, В. С. Овсянников, И. А. Севастьянихин, техник лейтенант П. С. Шашкин во главе со старшим техником-лейтенантом А. Д. Кетовым и инженер-капитаном В. Т. Ярцевым осмотрели машину,- в ней были десятки пробоин. Технический состав в оставшееся до утра время полностью восстановил самолет. Это был титанический труд.

Экипаж старшего лейтенанта В. А. Иванова, позже ставшего Героем Советского Союза, тоже благополучно вернулся на аэродром. О результатах полета доложили начальнику штаба полка подполковнику А. И. Семенову и начальнику разведки майору С. О. Вдовиченко. Наблюдая за экипажем Иванова, я видел на лицах ребят нескрываемый восторг от удачного вылета. Они появились над аэродромом врага, когда там шла предполетная работа. Летчик Иванов, рассогласовав обороты двигателей, имитировал прерывистый, с завыванием звук "юнкерса". Немцы приняли его за своего, осветили посадочную полосу. И тут штурман Клецкой "вписал" в нее серию стокилограммовых фугасок. Надо сказать, что этот экипаж был очень опытный, его чаще других посылали на самые ответственные, самые сложные и опасные боевые вылеты.

В тяжелых боях приближали мы Победу, горечь потерь подстерегала нас в каждом боевом вылете. Ранним июльским утром командир полка майор Морозов поставил 1-й эскадрилье боевую задачу - нанести бомбовый удар с пикирования по железнодорожной станции Яунтлатгале. По данным разведки, на ней находилось до 14 эшелонов врага. Девятку повел командир эскадрильи капитан П. И. Семак. На втором заходе была подбита машина лейтенанта Е. К. Шампарова, где штурманом был младший лейтенант А. И. Фигурин. Самолет не вернулся, и в этот день мы ничего не узнали о судьбе экипажа.

На следующий день, 20 июля 1944 г., боевая задача эскадрильи осталась прежней. Под вечер мы вылетели во второй раз на задание. Наш экипаж был в своем постоянном составе: командир звена И. А. Борисенко, штурман П. Д. Платонов и я - стрелок-радист. При заходе на боевой курс группа была обстреляна. Наш самолет сильно тряхнуло, от мотора потянулся шлейф черного дыма, высота резко упала до 600 метров, но мы зашли на цель, и Платонов сбросил бомбы. Я обстрелял из пулемета уходящий от станции одинокий паровоз, бил визуально, соединяя видимую нить трассирующих нуль с паровозом. До линии фронта было 30 километров. К нам пристроился один из сопровождавших "яков". Открыв фонарь, летчик рукой показал на лежавшее под нами болото, жестом объяснив: садитесь, мол, а я вас прикрою. Но так как Борисенко резким скольжением сбил пламя, приняли решение - тянуть до пинии фронта. Стрелка высотомера неумолимо приближалась к нулю. Платонов сообщал: до линии фронта остается 20, 15, 10, 5 километров. Под нами дороги, перелески, забитые техникой и войсками врага. Но вот, наконец, впереди показалась извилистая выжженная черная полоса переднего края. Смотрю вперед, вижу траншеи, фашисты разбегаются по ним в стороны от курса самолета, из дальних траншей они бьют по самолету из автоматов.

Удар. Машина коснулась бруствера вражеских окопов. Подскок, и мы врезались в противотанковые рогатки, расставленные на ничейной полосе, Самолет развалился на части, переломлен фюзеляж, мотор с плоскостью отлетел в сторону. Открываю глаза, вижу огонь. Слышу голос Пети Платонова: "Ты что там медлишь? Давай иди сюда". Выползаю из кабины через пролом фюзеляжа. Огонь исчез, это, оказывается, был не огонь, а пыль, пронизанная лучами заходящего солнца. Бегу к Борисенко, он ранен, у Платонова лицо в крови. Вижу, по канаве к нам ползет солдат. По форме узнаем - наш. Он жестами зовет к себе в канаву и тихо говорит?

- Если фрицы поймут, что вы пошли к своим, то немедленно откроют огонь.

Сообразив, в чем дело, мы вмиг оказались в канаве. Следуя за солдатом, помогая друг другу, по-пластунски добрались до траншей нашего переднего края. За траншеями у пехотинцев сооружено земляное укрытие - стена, где они проводят минуты своего короткого отдыха. В этом относительно безопасном месте пехотинцы рассказали нам, что днем раньше такой же самолет, как наш, с номером 7 не долетел до линии фронта метров двести. Летчики вышли из самолета. Один из них, коренастый, взвалил более высокого на плечи и побегал с ним в лес. Третий, меньший ростом, как сказали пехотинцы, вернулся в самолет и вышел из него с пулеметом в руках. Нам стало ясно, что это был штурман А. И. Фигурин.

Из дальнейшего рассказа мы узнали, что к самолету побежали фашисты, надеясь захватить экипаж. Фигурип огнем задержал врагов, давая возможность раненым товарищам уйти в лес. Наши пехотинцы были восхищены смелостью летчика, который один сумел уничтожить десятка два гитлеровцев, но помочь ему ничем не могли. Они видели, как фашисты обошли Александра и в упор расстреляли его из автоматов. Когда враг был выбит, пехотинцы нашли тело Саши и увидели на нем сотни пулевых ран. Здесь же его похоронили. О судьбе двух других членов экипажа никто ничего не знал.

А. И. Фигурин погиб как герой. Он был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 степени. Саша прибыл в полк в январе 1944 г., боевое крещение получил в тяжелых январских боях при окончательном снятии блокады Ленинграда, проявил себя смелым, высококвалифицированным штурманом, пользовался всеобщей любовью и уважением однополчан. В каждом боевом вылете он делал все от него зависящее, чтобы беспощадно бить врагов. Однополчане отомстили фашистам за смерть своего товарища.

Два других члена экипажа - командир гвардии лейтенант Е К. Шампаров и стрелок-радист гвардии старший сержант Н. И. Петров - перешли линию фронта и через два дня вернулись в полк.

Все дальше уходит от нас огненное время войны, все меньше тех, кто вынес все тяготы ожесточенных боев с врагом, поэтому мы, ветераны, спешим рассказать молодежи о беспримерном мужестве нашего поколения, которое завоевало свободу, счастье и мирное небо над любимой Родиной.



Содержание - Дальше