АВИАБИБЛИОТЕКА: И ВОЗВРАЩАЛИСЬ С ПОБЕДОЙ

Ф. К. Гаврилов

Шли на подвиг

Наш 35-й авиаполк пикирующих бомбардировщике был сформирован из опытных руководящих кадров хорошо обученных летчиков, штурманов и инженерно технического состава, подавляющее большинство имел среднее образование, окончило авиационные школы. Большая партийно-комсомольская прослойка определяла высокое морально-политическое состояние коллектива. Мне довелось принимать непосредственное участие в становлении этой крепкой боевой авиационной части. И я счастлив, что мог внести частицу в то ценное, чем славился полк, в котором прослужил непрерывно шесть лет - со дня его формирования до 1943 г. - в качестве освобожденного секретаря парторганизации полка и комиссара эскадрильи. Боевую закалку полк получил еще в освободительном походе в Западную Украину и в советско-финляндском военном конфликте. Это сцементировало часть, и она представляла собой грозную боевую силу в борьбе против немецко-фашистских захватчиков.

В начале марта 1942 г. полк в составе трех полнокровных эскадрилий прибыл на Волховский фронт в район Тихвина. Обстановка была исключительно сложной. Ленинград находился в огненном кольце блокады. И хотя гитлеровские орды - были разбиты под Москвой и Тихвином, отброшены на запад, однако они упорно обстреливали и бомбили город. Полк должен был всемерно содействовать боевым действиям наземных войск в прорыве блокады.

По прибытии на фронт партийно-политическим аппаратом была проведена большая работа по мобилизации личного состава на образцовое выполнение боевых задач, во всех эскадрильях проведены партийные и комсомольские собрания, беседы, выпущены "боевые листки". На аэродроме красочно оформили щиты с лозунгами и плакатами, призывавшими с честью выполнить свой долг перед Родиной. Главная задача политической работы состояла в разъяснении сложившейся обстановки, справедливого характера и целей войны советского народа, в воспитании стойкости и мужества, ненависти к врагу, в укреплении дисциплины и организованности. Всей этой работой руководил опытный принципиальный коммунист комиссар полка, ставший потом заместителем командира по политической части, Иван Максимович Киренышев.

С первых дней началась напряженная боевая работа, делали ежедневно по два-три боевых вылета, нанося удары по аэродромам, железнодорожным узлам, другим объектам, живой силе и технике противника. Отдельные экипажи вели непрерывную воздушную разведку в интересах частей и соединений фронта. Беспредельную верность воинскому долгу и Родине проявили наши воины, о чем свидетельствуют многочисленные подвиги и массовый героизм личного состава. Заслуженной боевой славой пользовался в полку комсомольский экипаж старшего лейтенанта В. И. Ерошенко со штурманом Н. Черпаком и стрелком-радистом . Митрофановым, каждому из которых в ту пору было немногим более 20 лет. Они наносили меткие бомбовые удары по вражеским объектам, были грозой немецко-фашистских захватчиков. На счету экипажа было уже 167 боевых вылетов. В очередном боевом вылете самолет Ерошенко подвергся обстрелу зенитной артиллерии и атаке истребителей. В неравном бою экипаж сбил два вражеских истребителя, однако самолет был поврежден, убиты стрелок-радист старшина Митрофанов и штурман лейтенант Черпак, сам Ерошенко получил тяжелое ранение и на время потерял сознание. Горящий самолет пришлось покинуть. Превозмогая боль, он г трудом левой рукой на высоте 500-600 метров раскрыл парашют и приземлился в расположении наших поиск. Задание было выполнено, в результате точного попадания по железнодорожному узлу эшелон с боеприпасами взлетел на воздух. За мужество и отвагу Ерошенко было присвоено звание Героя Советского Cоюза, а штурман Черпак и стрелок-радист Митрофанов - посмертно награждены орденами Ленина.

В ходе боевых действий на Волховском фронте мужество и стойкость проявил экипаж капитана Н. Акимова со штурманом старшим лейтенантом Н. Т. Чубаевым и стрелком-радистом старшим сержантом К. Волковым. Десятки раз они летали на бомбежку, отлично выполняя задания. Опытный экипаж ставился в пример за умелые действия в бою, отмечался в приказах командования. В декабре 1942 г., возвращаясь с боевого задания, самолет Акимова был подбит огнем зенитной артиллерии, члены экипажа покинули самолет, но командиру не суждено было остаться в живых: его, спускавшегося на парашюте, расстреляли немецкие изверги. Гибель Акимова потрясла личный состав полка, где очень любили этого смелого летчика, умелого командира-коммуниста. Он посмертно был награжден орденом Ленина. Его боевые друзья поклялись беспощадно уничтожать гитлеровских захватчиков.

Отважными воинами показали себя летчики Н. Бабенко, И. Киреев, В. А. Дьячков, Д. Абрамчук, заместитель командира полка И. С. Ветохин и многие другие. От их смелых бомбовых ударов немецко-фашистские захватчики несли большой урон. Однако полк испытывал большие трудности. Вылеты на боевые задания производились без сопровождения истребителей, а обстановка требовала нанесения точных бомбовых ударов по цели. Наши штурманы И. Лакомов, Н. Т. Чубаев, П. Лузанов, А. И. Цуканов, М. Соколов, Г. Симавин, В. Баринов, стрелки-радисты младшие лейтенанты И. Васильев, Н. Скворцов, старший сержант Г. Горин и другие проявили отвагу и высокое боевое мастерство. Но враг был коварен и хитер, он использовал каждую нашу опрометчивость, а таковые были. Иногда допускали шаблон в постановке боевых задач, и ставили их часто наспех, без достаточного учета обстановки. В задачах определялись не только цели, но и высоты, маршруты полетов, что сковывало инициативу экипажей, из-за чего мы иногда неоправданно несли потери.

В разгар боевых действий летом 1942 г. на место погибшего штурмана полка капитана Лакомова прибыл капитан Н. Я. Кондратьев-офицер энергичный, полный решимости вести беспощадную борьбу с врагом.

Имея боевой опыт, академическое образование, он умело передавал свои знания подчиненным. Все это способствовало более эффективному ведению боевых действий. И. Я. Кондратьев не раз водил полк на удары по врагу, показывал пример в бою, учил, как надо избегать шаблона в тактике. Однажды умелым прицеливанием и точным попаданием в групповом налете был разрушен железнодорожный мост, и противник долгое время был лишен возможности им пользоваться. Кондратьев не раз был отмечен правительственными наградами. Его авторитет возрос еще и потому, что он принимал самое активное участие в общественной работе, как секретарь парторганизации управления полка мобилизовывал личный состав на образцовое выполнение боевых заданий, укрепление дисциплины и организованности. Часто его можно было видеть среди летно-технического состава, где он вел задушевные беседы, выступал с лекциями и докладами.

Во время боевых вылетов очень много пришлось трудиться инженерно-техническому составу полка. Требовались предельное напряжение сил и исключительное мастерство, для того чтобы обеспечить вылет каждого самолета по два-три раза в день, своевременно вводить к строй поврежденные машины. Работу инженерно-технического состава в ту пору возглавлял инженер полка коммунист П. И. Пупков. Он был замечательным специалистом и умелым организатором. Подстать ему подобрались и инженеры эскадрильи С. Никандров, М. Никитин, техник звена управления А. Штягин, они четко руководили подчиненными, организуя соревнование за быструю и качественную подготовку самолетов. А. П. Штягин, как лучший авиаспециалист, был поставлен в звено управления полка, где требовалась особенно оперативная подготовка машин. И самолеты звена всегда были в отличном состоянии и в постоянной боевой готовности, за что Штягин был награжден орденом Красной Звезды.

Неутомимыми тружениками были техники В. И. Иванов, А. В. Лимов, И. И. Григорьев, К. А. Денисов, А. В. Кийткевич, И. А. Тупицын, В. Д. Тихин и многие другия. Особенно хочется отметить техника старшего лейтенанта В. И. Иванова. Этот неутомимый труженик с любовью относился к боевой технике. Зима 1942 г. была суровой и часто создавала очень большие трудности и эксплуатации машин, а фронт есть фронт - суровые условия, внезапные налеты вражеской авиации, кратковременный отдых в тесных холодных землянках. Но среди не падали духом. Техник Григорьев, человек с природным юмором, часто пересказывал чеховского "Злоумышленника", анекдоты о гитлеровских вояках, умело поддерживал товарищей остроумной шуткой, был заводилой. Это создавало хорошее настроение.

Одним из прославленных считался экипаж капитана Ю. М. Голубовского, опытным штурманом у которого был старший лейтенант Н. Д. Зарубин, стрелком-радистом - Миша Комендантов. Ребята летали по два-три раза в день, нанося точные бомбовые удары по живой силе и технике противника, и к концу 1942 г. имели на счету более ста боевых вылетов. За образцовое выполнение заданий все они были награждены, орденами. Осенью 1942 г. экипажу Голубовского дали специальное задание по ведению фронтовой оперативной разведки. Метеорологические условия трудные, прикрытия нет, самолет обстреливает зенитная артиллерия, атакуют фашистские стервятники. Но благодаря умелым действиям, бесстрашию и отваге были получены ценные данные, которые во многом способствовали нашим войскам в подготовке наступательной операции по прорыву блокады Ленинграда. 15 января 1943 г. экипаж вылетел на очередную - разведку, но обратно не вернулся. Стало известно, что на обратном маршруте, видимо, иссякли бой припасы, зенитным огнем врага близ линии фронта был тяжело ранены члены экипажа, самолет не имел управления, вошел в отвесное пике и врезался в зыбкие места приволховских болот. Они погибли в бою за наше великое многонациональное государство, представителями которого был этот интернациональный экипаж: украинец, чуваш и русский. Мне беспредельно дороги эти люди, У Юрия Голубовского, командира 2-й эскадрильи, я был комиссаром, мы дружно работали по воспитанию личного состава. Никита Зарубин и Миша Комендантов - активные коммунисты. Они были опорой эскадрильи.

Никиту Дмитриевича Зарубина я знал еще комсомольцем. Не проходило ни одного общественно-политического мероприятия, в котором бы он не принимал активного участия. Он был секретарем комсомольской организации, членом полкового комсомольского и потом партийного бюро, неустанно нес партийное слово в массы, призывал настойчиво овладевать техникой, укреплять дисциплину, организованность и порядок. Он имел моральное право призывать воинов на ратные дела, так как сам был офицером высокой культуры, грамотности и безупречной дисциплинированности. Мне глубоко запали в память слова, которые сказал Зарубин на митинге незадолго до своей гибели: "Товарищи! Колыбель пролетарской революции, славный город Ленинград во вражеской блокаде. Немецко-фашистские орды намереваются взять и разграбить его. Не для того наши отцы и старшие братья провозгласили в этом городе Советскую власть, чтобы над ним глумились варвары. Приложим все силы, а если понадобится, отдадим и жизнь, но не позволим чтобы фашистская гадина топтала нашу землю". И он с честью выполнил свой долг перед Родиной. Его именем названа школа-интернат в поселке Александровская (ст. Жихарево) Ленинградской области, недалеко от которого он погиб, и пионерская дружина на его родине, в городе Чебоксарах.



Содержание - Дальше