АВИАБИБЛИОТЕКА: И ВОЗВРАЩАЛИСЬ С ПОБЕДОЙ

В. А. Дьячков

Задание было выполнено

Подходил к концу январь 1943 г. Наши войска в тяжелейших условиях, прорвав сильно укрепленную оборону противника, освободили г. Шлиссельбург, разорвали кольцо окружения Ленинграда. Враг оказывал яростное сопротивление, подтягивал резервы, подвозил боеприпасы и технику к линии фронта, пытаясь восстановить утерянные позиции.

В жестоких воздушных боях с численно превосходящим противником при обеспечении наступления наших наземных войск наш 35-й бомбардировочный авиаполк, где командиром был майор И. С. Ветохин, понес большие .потери не только в материальной части, но и в летном составе. Все мы старались всеми силами облегчить положение ленинградцев, не дать врагу вновь замкнуть кольцо.

По данным авиационной разведки, на станции Мга скопилось несколько эшелонов с танками, орудиями, боеприпасами и горючим. 21 января, получив приказ нанести бомбовый удар по станции, уничтожить эшелон! противника, разбомбить входные и выходные стрелки, чтобы не дать врагу вывезти технику из-под бомбового удара, мы поднялись шестеркой Пе-2 и взяли курс и цель. На маршруте к нам пристроились две пары истребителей прикрытия. При подходе к станции нас встретил сильный заградительный огонь зенитной артиллерии. Оставалось сделать левый разворот и стать на боевой курс. В это время самолет резко подбросило и накренило, заглох левый мотор, в левом бензобаке из сквозной пробоины фонтаном ударил бензин. Передаю по рации, что самолет поврежден, но иду на цель. И вижу восемь , Me-109. Наш самолет начинает отставать от группы, но экипаж решает выполнить боевое задание. Делаем левый разворот на станцию, сбрасываем бомбы на эшелоны, часть из которых уже горит после удара основной группы, шедшей впереди.

Пара наших истребителей вела бой с восемью "мессершмиттами", и вторая пара, отбивая атаки истребителей противника, прикрывала уходящую пятерку "пешек". Со стороны Сиверской появились еще четыре Ме-109 и устремились к нашей отставшей и идущей на одном моторе машине. Видя, что нам не уйти, вступили в воздушный бой. На исправной машине можно было бы потягаться - кто кого: "петляковы" не раз показывали свои высокие качества, но теперь нам было трудно.

Слышу в наушниках голос стрелка-радиста Димы Рябого: "Командир, отверни резко вправо". Но как отвернуть подбитую машину резко, когда она идет на пределе, а до линии фронта далеко, и каждый метр высоты очень дорог? Все мысли - дотянуть до линии фронта, спасти машину и экипаж. Но не вести активного воздушного боя - значит погибнуть. Делаю поворот вправо со снижением, слышу длинные пулеметные очереди стрелка-радиста и штурмана. Сбоку проносится с разворотом "мессершмитт", слышу доклад о том, что один фашист сбит. До линии фронта 50 километров, высота 900 метров, и вновь голос стрелка-радиста - довернуть самолет, но уже влево, то есть на неработающий мотор. Не успел довернуть, как сверху был атакован другой парой Ме-109.

Загорелся правый мотор, пробит бак, нарушена связь. 11ытаюсь сбить пламя с правого двигателя, но это не удается. Остановить двигатель - значит упасть на территорию, занятую врагом. Выброситься с парашютом - попасть в плен. Решаем - тянуть сколько можно. Отбиваясь от "мессеров", пересекаем линию фронта. Штурман Кузьма Козлов показывает стрелку-радисту, чтобы он выбрасывался на парашюте. Высота резко падает, посадить самолет на окопы - значит нанести ущерб не противнику, а своим войскам, так как наши бойцы уже поднялись из окопов и наблюдают за нами и пытаются огнем отбить истребители противника. Делаю резкий разворот на неработающий двигатель, убрав обороты правого, горящего двигателя, выключаю зажигание. Сажаю самолет на лед Ладожского озера.

Пытаемся сбросить колпак, но он не поддается - заклинило фонарь пилотской кабины. Счет времени идет па секунды: в любой момент самолет может взорваться. Кое-как открывается астролюк, через него вываливаемся на снег. Подбегаем к кабине стрелка-радиста, посмотрели - его там нет, значит, он не убит, а выбросился с парашютом по команде штурмана. Отбегаем от машины, и тут же раздается взрыв.

Задание выполнено, а вот самолет все же потерян. Забрали парашюты и вышли на Дорогу жизни. Наши отцы отправили нас в полк. Через три дня мы были среди своих однополчан, где нас уже считали погибшими, так как с линии фронта доложили, что горящий самолет перелетел линию фронта и взорвался, а экипаж погиб. Как выяснилось, когда мы докладывали о выполнении задания командиру дивизии полковнику Н. Н. Буянскому и начальнику политотдела подполковнику И. М. Морозу, была получена телеграмма и от стрелка-радиста нашего экипажа Д. А. Рябого. Он приземлился на нейтральной полосе, на минном поле, но благополучно выполз с помощью наших бойцов до первых окопов, а затем был доставлен на ближайший аэродром.

Это лишь один из эпизодов нашей ежедневной боевой работы. И когда мы сегодня вспоминаем об огненных годах Великой Отечественной, то говорим нашей молодежи о том, что одержать победу могли только люди, закаленные физически и морально, беззаветно преданные Родине.



Содержание - Дальше