АВИАБИБЛИОТЕКА: И ВОЗВРАЩАЛИСЬ С ПОБЕДОЙ

В. И. Харченко

Бомбовый удар

После выхода фашистских войск к Ладожскому озеру 138-й бомбардировочный авиаполк с самолетами Пе-2, входивший в состав 2-й резервной авиагруппы, оказался за кольцом окружения Ленинграда. Недолго нам довелось воевать на этом направлении - в январе 1942 г. мы выбыли из состава ВВС Волховского фронта, но боевое напряжение тех месяцев никогда не забудется.

26 сентября 1941 г. наш экипаж, в котором командиром был старший лейтенант И. М. Иноземцев, штурманом - старший лейтенант П. И. Ломтев и я, старший сержант,- стрелком-радистом, выполнял разведывательный полет в районе железнодорожной станции Мга. Несмотря на низкую облачность и огонь вражеских зенитчиков, мы обнаружили большое скопление немецких воинских эшелонов, разгрузку войск и техники, а на полевом аэродроме, расположенном в 500-600 метрах от станции, много самолетов. Результаты разведки незамедлительно были переданы по радио командованию. К моменту нашего возвращения уже был отдан приказ на боевой вылет. Экипажи находились в готовности, и, пока заправляли наш самолет, мы рассказали своим товарищам о зенитном прикрытии цели, о том, как лучше осуществить подход и отход от нее, как держать связь. Штурманы проложили маршруты. Звено за звеном самолеты взлетели, сделали круг над аэродромом и в боевом порядке в сопровождении 12 истребителей взяли курс на цель.

Я летел в экипаже командира полка подполковника Арсения Ивановича Соколова. Мною и моим заместителем в группе - стрелком-радистом К. Г. Насыровым четко поддерживалась радиосвязь с аэродромом и истребителями прикрытия. При подходе к линии фронта я получил по радио приказание: "Ноль один". Я - "Фонтан". Немедленно возвращайтесь на свой аэродром, задание выполнять запрещаю". И так несколько раз. Я запросил у "Фонтана" пароль, но ответа не получил. Значит, это говорил кто-то чужой. В это время со мной вступил в связь настоящий наш "Фонтан" и подтвердил свое приказание продолжать выполнение задания. Стало ясно, что это была провокация со стороны противника, о чем я доложил командиру.

Погода затрудняла боевые действия экипажей. На высоте 600-1000 метров облачность 9-10 баллов. Но ни облачность, ни хитрость противника, ни густая завеса зенитного огня не сбили нас с боевого курса. Вот и цель. По сигналу ведущего бомбовый груз сброшен. Эшелоны, станция и прилегающие к ней строения, дороги покрылись клубами дыма, вырвались языки огня, запылали фашистские самолеты на аэродроме. Вражеская зенитная артиллерия была подавлена и не смогла нам помешать. Облегченные самолеты легли на обратный курс. Посадку производили уже в сумерках.

На следующий день Советское Информбюро передало, что авиачасть, где командиром подполковник А. И. Соколов, смелым налетом на вражеский аэродром и станцию Мга уничтожили 23 немецких самолета, большое количество вагонов с танками и автомашинами, солдат и офицеров, подавив защищающие их зенитные батареи [Газета "За Родину", ? 43/102]. При выполнении задания особенно отличились летчики А. И. Соколов, П. М. Долина, Р. К. Жеребов, Д. Г. Коротаев, И. М. Иноземцев, штурманы П. И. Ломтев, И. Г. Славин, воздушные стрелки-радисты К. Г. Насыров, Г. А. Меликов. Материальная часть работала отлично. Высокое мастерство в подготовке самолетов к вылету показали техники Н. А. Макаренко, И. С. Захаров, Н. П. Копылец, механики И. П. Говоруха, Н. И. Сысоев, в чем была заслуга инженера авиаполка В. С. Марусина. Успеху выполнения боевого задания способствовала большая работа партийной и комсомольской организации под руководством комиссара авиаполка А. А. Луговского.

Много потом было боевых вылетов, но этот запомнился особенно. С чувством благодарности вспоминаю командира полка А. И. Соколова, не щадившего сил и самой жизни для победы над ненавистным врагом. Так, 11 ноября 1941 г. погода не радовала. Самолеты летели почти в облаках, низко нависших над землей. Враг сопротивлялся яростно. Маскируясь облачностью, группа бомбардировщиков, ведомая А. И. Соколовым, подлетела к Тихвину, внезапно и точно сбросила бомбы на цель. Огромной силы взрыв взметнулся в небо, горели танки, автомашины, был уничтожен вражеский склад боеприпасов. А через несколько дней город был очищен от фашистских захватчиков.

С большой теплотой вспоминаю начальника штаба полка Б. Н. Бравирского, который все делал для того, чтобы полк достигал боевых успехов. И конечно, не забыть мне тех, с кем выполнял боевые полеты,- командира И. М. Иноземцева и штурмана П. И. Ломтева. Они обладали высоким летным мастерством, отлично знали технику, метко бомбили и стреляли, творчески решали самые сложные боевые задачи, показывали образцы храбрости, мужества и отваги в бою. Их имена с любовью и гордостью произносились во всех подразделениях. Надо сказать, что каждая часть имела своих передовиков, по которым равнялись все летные экипажи. Боевой летчик И. М. Иноземцев учил отваге и смелости, высокому летному мастерству, учил бить врага не только силой оружия, но и силой летного искусства. Он много сделал для разгрома врага. Хорошая организация вылета и большая бомбовая загрузка являлись только предпосылкой для успешного удара. Главное - доставить смертоносный груз к цели и точно поразить ее. В этом настоящим снайпером был штурман П. И. Ломтев.

Нельзя не вспомнить о мужественном, точнее сказать - титаническом труде наших техников, механиков и всех младших специалистов. И в 30-градусную жару, обливаясь потом, и в лютый мороз, отогревая пальцы дыханием, они днем и ночью готовили самолеты к выполнению боевой задачи: меняли, грели моторы, латали пробоины, чистили пулеметы, заправляли самолеты бензином, маслом и водой, снабжали боеприпасами, проверяли спецоборудование.

Все мы были верными сынами Родины, отдавали все силы, а то и жизни, чтобы приблизить нашу Победу. И хотя много лет прошло с той поры, сохранились не только воспоминания о днях войны, но и прежняя, не остывшая с годами фронтовая дружба. И когда почта приносит письмо, написанное знакомым почерком однополчанина, молодеешь душой, еще нетерпеливей ждешь нашей общей встречи, становишься еще активней в работе с молодежью, которой как бесценное наследие передаешь чувство беззаветной преданности партии, народу, любимой Родине.



Содержание - Дальше