Н. Б. Ханаев.
Корректировщики указывают цели
44-я отдельная корректировочно-разведывательная авиаэскадрилья, где я был начальником штаба, вела боевые действия в интересах артиллерии Волховского фронта. Летчики и штурманы теснейшим образом взаимодействовали с артиллеристами, корректируя их огонь по уничтожению и подавлению целей противника, и содействовали успешному наступлению наземных войск.
Корректировщики вели фотографирование и визуальную разведку войск врага, обеспечивали штабы точными координатами целей, которые уничтожались нашей артиллерией. Они также постоянно проводили воздушную разведку, давая указание целей для нанесения бомбоштурмовых ударов.
Надо отметить такое обстоятельство. Если противник оказывал огневое противодействие с земли и в воздухе, то экипажи нашей бомбардировочной и штурмовой авиации имели возможность активно обороняться. Корректировщики же, как правило, вели боевые действия в одиночку, находясь продолжительное время над территорией противника и давая команды и различную информацию артиллеристам. Поэтому их самыми близкими боевыми друзьями были летчики-истребители.
Для зенитной артиллерии и истребительной авиации врага наши самолеты-корректировщики являлись важнейшей целью. Когда над фашистами "висел" корректировщик, они не зевали: достаточно было нашим "ястребкам" отклониться или завязать бой с истребителями неприятеля, как фашистский стервятник камнем падал на корректировщика. Но наши авиаторы не дремали. Летчик и штурман на самолете Су-2, а с начала 1944 г. - на Ил-2 не то что с полуслова, а интуитивно понимали друг друга, четко выполняли маневр, сражались героически и выходили из боя лишь тогда, когда цпурман докладывал на КП артиллеристов: "Цель накрыта! Вижу взрыв и клубы черного дыма. Разрешите следовать на свою точку". Артиллерийские командиры не забывали тут же поблагодарить экипаж, находившийся над целью.
Невозможно в короткой статье рассказать обо всех умелых и смелых действиях наших экипажей. Так, летчик, украинец, лейтенант И. И. Мейлус со штурманом, белорусом, старшим лейтенантом Г. Н. Аврамчиком, как правило, возвращались с победой. Иван Игнатьевич Мейлус, ставший потом Героем Советского Союза, отлично владел техникой пилотирования, в самой сложной обстановке упреждал действия противника. Его отличная летная подготовка в сочетании с отвагой и мужеством, умелое взаимодействие со своим замечательным штурманом обеспечивали успешное выполнение каждого боевого задания. Это экипаж по сравнению с другими "привозил" меньше пробоин в самолете или возвращался без них, подтверждая, что чем опытнее и подготовленнее воин, тем результативнее его действия.
Опытным был экипаж летчика лейтенанта П. М. Гончарова и штурмана старшего лейтенанта Г. Т. Алифана. Боевые друзья отличались большой осмотрительностью и расчетливостью в боях, содействовали артиллеристам в успешном уничтожении вражеских целей, доставляли командованию важные разведывательные данные. Им поручалось выполнение наиболее сложных боевых задач, и они с победой возвращались на базу. Много можно рассказать об экипаже летчика старшего лейтенанта Я. Ф. Кожнякова и штурмана старшего лейтенанта И. П. Засорина, пользовавшемся большим авторитетом в части и у артиллеристов. Яков Кожняков больше других имел боевых вылетов, отлично вел разведку и штурмовые действия, он первым в части был награжден орденом Ленина. Яков отличался остроумием, мастерски рассказывал увлекательные и забавные истории, был веселым затейником, нашим Василием Теркиным.
Игорь Павлович Засорин вступил в бой с фашистами в первый же день войны. Однажды он подвергся атаке истребителей противника, сбил Me-109, но сам получил 14 ран. После длительного госпитального лечения вернулся в часть и с еще большей отвагой стал громить врата. За образцовое выполнение боевых заданий он был награжден орденом Красного Знамени Якову Кожнякову и Игорю 3асорину не довелось встретить день Победы. 9 июня 1943 г., корректируя огонь наших артиллеристов и производя фотографирование целей противника, он" погибли в неравном воздушном бою.
В составе армии была только одна корректировочная эскадрилья, и она успешно выполняла задачи, которые ставил штаб артиллерии Волховского фронта. Весь ее личный" состав заслужил высокие правительственные награды, каждый был удостоен медали "За оборону Ленинграда". Летчики и штурманы отважно и умело дрались с врагом. Им было с кого брать пример. Эскадрильей командовал подполковник Юрий Митрофанович Золочевский. Он в начале войны одним из первых повел эскадрилью на штурмовку бронетанковых колонн врага, к концу первого года войны был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.
Юрий Митрофанович умело руководил подготовкой экипажей. Имея большой опыт, он перед каждым вылетом детально разбирал особенности задания, давал советы по наиболее целесообразному применению тактических приемов в соответствии с ожидаемой обстановкой, использованию сильных сторон наших самолетов и слабых - противника. Золочевский лично проверял результаты вылета каждого экипажа. И положительные примеры, и промахи подробно обсуждались, а выводы становились достоянием всего личного состава части.
Хорошими помощниками командира были его заместитель по политчасти старший лейтенант Василий Илларионович Болдырев, заместитель капитан Василий Мефодьевич Первой, штурман эскадрильи капитан Александр Михайлович Мазин, начальник связи капитан Юрий Николаевич Конаев, инженер капитан технической службы Лаврентий Федорович Медведь. Они всегда находили время проводить на аэродроме или в районах боевых позиций артиллерийских частей занятия по отработке сигналов взаимодействия, уточнения координат целей, порядка и способов оказания помощи экипажам подбитых самолетов, учили подчиненных высокому летному мастерству,
Улучшению взаимодействия корректировщиков с артиллеристами особое внимание уделяли начальник разведывательного управления командующего артиллерией фронта подполковник Перлов, начальник штаба артиллерии фронта полковник А. Г, Черток и командующий артиллерией фронта генерал-лейтенант артиллерии Г. Е. Дегтярев. Представители штаба артиллерии фронта часто находились на аэродроме базирования эскадрильи, беседовали с экипажами, принимали все меры для обеспечения успешных боевых действий.
Руководящий состав эскадрильи систематически выполнял боевые задачи, показывая примеры умелых действий в сложной обстановке, мужества и отваги. Заместитель командира эскадрильи капитан В. М. Первой с начальником связи эскадрильи капитаном Ю. Н. Копаевым при корректировке артиллерийского огня над целью были атакованы истребителями противника. Самолет получил столь значительные повреждения, что возвратиться на аэродром или произвести посадку в поле было невозможно. Летчики не покинули машину до тех пор, пока полностью не выполнили задание. Лишь после этого они оставили подбитый самолет и на парашютах приземлились в боевых порядках наших артиллеристов. Один из фашистских стервятников продолжал обстреливать их до самой земли, Копаеву были нанесены тяжелые раны. После лечения Юрий Николаевич возвратился в строй и до последнего дня войны продолжал бить врага.
Незабываемым остался для нас день, когда нашей эскадрилье за освобождение Новгорода было присвоено наименование Новгородской. 22 января 1944 г. на аэродроме был проведен митинг. В вашей памяти встал величественный образ Александра Невского, его слова:
"Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет" - звали в бой и выступившие на митинге летчики, штурманы, политработники дали слово громить врага беспощадно.
Говоря о боевых делах летчиков и штурманов, нельзя не вспомнить и не сказать самое доброе слово о техническом составе и младших авиаспециалистах, настоящих тружениках фронта. Под руководством инженера эскадрильи капитана технической службы Л. М. Медведя они отдавали все силы для обеспечения успешных боевых действий. Техники авиазвеньев П. С. Борисов, П. Е. Колесников, Ю. Е, Лесняк, авиационные механики Т. В. Колено, П. Ф. Артеменко, С. Г. Тигиев, И. Ф. Косатый, А. П. Хвалов, техники и механики различных специальностей Е. А. Костин, К. Ф. Зуйков, В. С. Пихун, А. М. Кувшинов, младшие авиаспециалисты И. П. Чурсин, Ф. И. Дорофеев, Б. А. Усачев, И. А. Синицын, А. В. Коновалов, В Д. Пигуль и другие стойко и мужественно выполняли свои нелегкие обязанности.
Успешному выполнению боевых заданий способствовала умело организованная, целенаправленная и живая партийно-политическая работа. Не проводилось продолжительных собраний и заседаний, ежедневно личный состав непосредственно на рабочих местах информировался о положении на фронтах, о боевом опыте и задачах. На партийных и комсомольских собраниях обсуждались вопросы об авангардной роли коммунистов и комсомольцев в выполнении боевых заданий, о повышении эффективности ударов по врагу.
Мне было поручено выпускать "боевые листки". Эта наглядная и доходчивая форма работы, в которой все принимали участие: рассказывалось о результатах боевых вылетов, о применении наиболее действенных тактических приемов и способов корректировки артиллерийского огня, о примерах мужества и героизма при выполнении боевых заданий, самоотверженного труда при подготовке самолетов и поддержании в хорошем состоянии аэродрома, о взаимодействии с артиллеристами и летчиками прикрытия.
Выпускали мы и фотогазету части. В ней помещали итоговые данные о результатах вылетов каждого летчика и штурмана. Это вызывало соревнование, каждому хотелось указать больше и точнее целей врага, чтобы наши артиллеристы метко поразили их. У всех было одно стремление - приблизить Победу. Для этого никто не жалел ни сил, ни самой жизни.