АВИАБИБЛИОТЕКА: И ВОЗВРАЩАЛИСЬ С ПОБЕДОЙ

А. А. Кукоев

Шли в бой коммунистами

12 января 1943 г. началась операция "Искра" по прорыву блокады Ленинграда, а 18 января после ожесточенных боев в районах Рабочих поселков ? 5 и 1 войска двух фронтов соединились, блокада была прорвана, установилась связь Ленинграда с Большой землей. Активное участие в этой операции принимала и наша 281-я штурмовая авиационная дивизия, поддерживая наступление частей 2-й ударной армии. На вооружении авиадивизии, в которую входили 448-й, 703-й и 872-й штурмовые авиаполки, находились самолеты-штурмовики Ил-2-грозные для врага машины. Многоцелевой бронированный самолет был вооружен пулеметами, пушками, авиабомбами и реактивными снарядами под плоскостями, которые летчики прозвали "воздушными катюшами". Наши штурмовики действовали на малых высотах, из-за леса, 'складок местности, дерзко, решительно и наводили страх на фашистских вояк. Появляясь неожиданно, они уничтожали танки, артиллерию, огневые точки пехоты, склады с горючим и боеприпасами, живую силу врага, самолеты на аэродромах, а также в воздухе. Недаром фашисты прозвали наши штурмовики "черной смертью". Летчики и воздушные стрелки проявляли чудеса героизма, смелости и отваги, мужества и бесстрашия. В каждый свой бой они вкладывали жгучую ненависть к лютому врагу и беззаветную любовь к своей любимой Родине.

Готовясь к прорыву вражеской блокады, командование и политотдел соединения провели совещание с руководящим составом дивизии о готовности к штурму врага, семинары с командирами авиаэскадрилий, парторгами, комсоргами и агитаторами о партийно-политическом обеспечении успешного выполнения боевых заданий.

Перед началом операции политработники на открытых партийно-комсомольских собраниях рассказали летчикам о требованиях приказов командующих Волховским фронтом и 14-й воздушной армии. Личный состав поклялся с честью выполнить приказ. Командиры авиаэскадрилий 448-го штурмового авиаполка капитан М. Д. Никишин и старший лейтенант А. Р. Зинченко заверили, что они будут наносить смертельные удары по гитлеровцам, не щадя своих жизней.

В войсках побывали представители трудящихся Ленинграда с Кировского и Невского имени В. И. Ленина заводов. Они призывали бойцов, летчиков, идущих на прорыв, отомстить извергам-гитлеровцам за горе и страдания ленинградцев, за смерть детей и их матерей, за варварское разрушение города и его всемирно-исторических памятников культуры. Все это усилило наступательный порыв и укрепило веру в победу.

Работники политотдела 281-й штурмовой авиадивизии, готовясь к прорыву блокады, увязывали свою деятельность с политотделами наземных войск, проводили большую пропагандистскую работу, разоблачая сущность, человеконенавистническую идеологию фашизма, чудовищные преступления нацистов во временно оккупированных районах страны, убедительно объясняли неизбежность гибели германского фашизма и нашей победы. Проводилось чтение статей И. Эренбурга, Б. Полевого, А. Толстого, К. Симонова, Л. Леонова, Б. Горбатова, Н. Тихонова, В. Гроссмана, К. Федина, А. Фадеева, М. Шолохова. Шло обсуждение писем, присланных из родных мест, освобожденных от оккупантов, о зверствах и надругательствах фашистов над советскими людьми, об успехах партизан и подпольщиков в тылу врага. Это помогало личному составу лучше осознать наше правое дело, воспитывало ненависть к фашистским оккупантам, чувство гордости за советский народ, любовь к нашей многонациональной Родине.

Некоторым экипажам по заданию политуправления Волховского фронта поручались заброска антифашистских листовок и брошюр в войска противника, переправка газет и литературы подпольщикам, партизанам и населению временно оккупированных врагом районов.

Политработники, партийный и комсомольский актив, агитаторы и пропагандисты вели целеустремленную пропаганду наших успехов на фронтах войны, разъясняли приказы Верховного Главнокомандования, сводки Сов-информбюро, объясняли военно-политическое и международное положение Советского Союза, пропагандировали умелое владение военной техникой в бою, требования боевых уставов и наставлений, популяризировали подвиги Героев Советского Союза нашего авиасоединения, боевой опыт по истреблению врага.

В частях появились личные счета мести - количество уничтоженной живой силы и боевой техники врага, в "боевых листках" показывались примеры лучшей подготовки самолетов к боевым вылетам, своевременного восстановления "израненных" в бою Ил-2, рассказывалось о выполнении боевых заданий летчиками, воздушными стрелками, о нанесенных врагу потерях.

Впервые в боевой практике (этого требовала сложная обстановка военных действий на участке прорыва) штурмовой авиации пришлось ставить дымовые завесы для прикрытия наземных частей, уничтожать проводную связь противника, расстреливать немецко-фашистских захватчиков реактивными снарядами с предельно малых высот.

Мне впервые пришлось увидеть "челночные полеты". По согласованию с командованием Ленинградского и Волховского фронтов самолеты 13-й воздушной армии после выполнения боевых задач садились на аэродромы 14-й воздушной армии и наоборот. Результат был хорошим. Авиация наносила фашистским войскам большие потери в живой силе и технике, оказывала большую помощь наступавшей пехоте.

Пример мужества и героизма в бою с врагом показывали коммунисты. Командиры штурмовых полков (448-го - А. А. Баешко, 703-го - Г. Самойлов, 872-го - Н. Кузнецов), их заместители по политчасти (Н. И. Пикин, С. А. Жгун, К. П. Панюшкин) проявляли беспримерную смелость и отвагу, мужество и героизм в бою, истребляя танки, орудия, огневые точки, минометы, доты и дзоты, склады горючего и боеприпасов, железнодорожные мосты, переправы, железнодорожные составы с техникой и живой силой врага, самолеты на аэродромах. Они всегда возвращались с победой.

Во время прорыва блокады командир авиаэскадрильи 448-го штурмового авиаполка старший лейтенант А. Р. Зинченко при штурмовке железнодорожного эшелона с танками и орудиями врага на станции Татыно был ранен. Обессиленный от потери крови, превозмогая боль, он посадил свой Ил-2 на промежуточный аэродром, немного отдохнул и, отказавшись от госпитализации, перелетел на свой аэродром, а вскоре снова поднялся на штурмовку врага. Алексей Родионович так и провоевал с осколком в груди до самой Победы. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза - первому в 281-й штурмовой авиадивизии.

Самоотверженно трудился технический состав, готовя самолеты к вылетам,- вооруженцы, автомеханики, авиамотористы. В лютую стужу на открытых всем ветрам аэродромах, площадках они восстанавливали изрешеченные зенитным огнем противника самолеты. Особенно хорошо проявили себя тогда секретарь партбюро 872-го штурмового авиаполка техник-лейтенант М. И. Пономарев, который умело сочетал партийную работу с подготовкой материальной части к бою, агитатор полка Н. Диденко, комсорги А. Шаров, А. Грошев, А. Панфилов.

За участие в обороне Ленинграда и в прорыве блокады весь личный состав соединения был награжден медалью "За оборону Ленинграда", Верховное Главнокомандование наградило 281-ю штурмовую авиадивизию орденом Красного Знамени. Позже, за участие в освобождении Новгорода, она получила почетное наименование "Новгородской". Дивизия участвовала в битвах за Лугу, Псков, Выборг, Нарву, Прибалтику. Ей не однажды объявлялись благодарности Верховного Главнокомандующего.

В дни напряженных боев летчики и техники подавали заявления о приеме их в партию. Заявления рассматривались у стоянок самолетов, на аэродроме, перед вылетом в бой. Здесь же и вручались партийные билеты. Это воодушевляло молодых коммунистов, они совершали подвиги во имя Родины, во славу нашей родной Коммунистической партии. Летчики-коммунисты С. С. Одноворченко, Г. Г. Ульяновский, С. М. Федяков, И. С. Ткачев, А. С. Плешаков, В. В. Титович, И. К. Гудимов, В. А. Томаров были удостоены звания Героя Советского Союза. Мужество и храбрость в бою проявили летчики А. Ф. Шаров, Г. А. Сухиненко, М. А. Скворцов, Н. И. Платонов, Н. А. Белов и другие. Они бесстрашно шли в бой, уничтожали живую силу и технику противника, наводили страх на гитлеровцев, совершали в дни жарких боев по 3-4 вылета, делая по 5-6 "так в каждом.

За отличные боевые действия и помощь наземным войскам С. М. Федяков, совершивший 160 штурмовок, был прозван в полку "другом пехоты", а за умелые действия при поддержке частей 109-го стрелкового корпуса в боях за опорный пункт противника он был удостоен благодарности командира корпуса.

Летчик В. А. Томаров, находясь в боевом порядке четверки Ил-2, в воздушном бою с девятью истребителями противника сбил один стервятник, на его счету свыше ста успешных штурмовок. 158 раз вылетал на штурмовку врага летчик Г. Г. Ульяновский, уничтожая танки, артиллерию и пехоту противника. 18 воздушных боев с истребителями врага провел А. С. Плешаков, сбил один истребитель врага и спас товарища, приказав ведомым встать в круговую оборону для отражения атак фашистов огнем воздушных стрелков

Лучшим командиром авиаэскадрильи в авиадивизии по праву считался С. С. Одноворченко Это был спокойный, решительный и смелый летчик. Он уничтожил 37 орудий, 7 складов с боеприпасами, большое число солдат врага. Летчик В. В. Титович не раз летал на штурмовку, участвовал в воздушных боях, несколько раз его самолет был подбит, а он тяжело ранен Н всегда с поля боя возвращался победителем. Летчику И. К. Гудимову 6 сентября 1943 г. Военный совет 59-й армии объявил благодарность за активную помощь пехоте. А всего он имел 24 благодарности. Это высокая честь. Это результат умелого взаимодействия в бою.

В марте 1944 г. фашистское командование решило взять реванш за свое поражение под Ленинградом и Новгородом и пыталось прорвать фронт на Нарвском направлении. Фашистская авиация готовилась нанести удар по Ленинграду. Наша дивизия под прикрытием летчиков 275-й истребительной авиадивизии блокировала вражеские аэродромы и в дерзких налетах уничтожила на земле несколько десятков вражеских бомбардировщиков, взорвала десятки складов с горючим и боеприпасами, помогла сорвать пиратский налет.

Любовь к Родине, Коммунистической партии, преданность делу Ленина и жгучая ненависть к фашистским захватчикам рождали массовый героизм личного состава нашей авиадивизии. Воспитателями героизма наших воинов были командиры и политработники, партийные организации подразделений, частей соединения. На выполнение самых трудных боевых задач первыми шли коммунисты.



Содержание - Дальше