В. В. Васильев
Подвиги героя
Эту встречу все однополчане ждали с особым нетерпением. И для этого были причины. Во-первых, встреча юбилейная: 40 лет прошло с тех пор, когда был сформирован 254-й истребительный авиаполк. Во-вторых, на встречу обещал приехать летчик-истребитель - гордость полка, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза Василий Кузьмич Сидоренков, которого многие не видели со времени окончания Великой Отечественной войны.
И вот он приехал. Надо было видеть, как встретили фронтового товарища, слава о котором вышла за пределы 269-й авиадивизии, в которую входил наш полк.
Убеленные сединами однополчане, с боевыми наградами на груди, радостно приветствовали прославленного летчика. Объятия, поцелуи, слезы...
Генерал в мундире, на котором ровными рядами поблескивали боевые ордена и медали. Я внимательно смотрел на награды Василия Кузьмича, и память возвращала меня в далекие и грозные годы войны. Каждая награда как бы воскрешала его ратные дела на фронте. Тогда, в вихре войны, мы редко задумывались над величием поступков однополчан. Все казалось обыденным. А вот теперь вспоминаешь о каком-нибудь бое, вникаешь в поступки летчиков - перед тобой встает человек во всей душевной красоте,
На войне, как известно, главный экзаменатор - бой. В нем раскрывается весь человек, все его качества. Бой - искусство, требующее неимоверно тяжелого труда, знаний, опыта, веры в себя, выдержки и расчета. Это обеспечивало успех.
...После сталинградских боев полк был обескровлен. Осталось три самолета и два летчика - В. И. Жиляков и штурман полка С. М. Михайлин. Получали пополнение, новые самолеты Ла-5. Быстро прошло освоение новой техники. В марте 1943 г. полк прибыл на Волховский фронт в состав 14-й воздушной армии и сразу же вступил в боевые действия. Весна была ранняя, погода неустойчивая, поэтому нашим летчикам приходилось работать в очень неблагоприятных условиях.
Хотя мы все время были на природе, но почти не воспринимали ее красоту. Даже белые ночи, казалось бы, прекрасное время, но они-то резко увеличили нагрузку, люди уставали так, что, бывало, врач полка В. П. Портнов оказывал им помощь.
Лейтенант Сидоренков прибыл на фронт вместе с полком из Чугуевского училища летчиков, где был инструктором. Первый орден Красного Знамени он получил уже через четыре месяца. Бой был жаркий. Противник оказался смелым, опытным, одним из известных асов фашистской Германии, с каким он еще не встречался. О подробностях этого воздушного боя Василий Кузьмич пишет в своих воспоминаниях. Через несколько дней после этого боевого полета весть о его блестящем успехе быстро облетела весь полк, Сидоренкова поздравляли, а он смущенно отвечал: "Да он сам в прицел подвернулся, вот я его и сбил".
Прошло более 40 лет, но эта прекрасная человеческая черта - скромность - в Сидоренкове осталась. Его не коснулась "медная труба". Он, как прежде, подтянут и общителен, внимателен и заботлив.
Сидоренков не просто выполнял боевые задания, он старался сделать все, что в его силах и возможностях, для уничтожения врага. Возвращаясь из разведки, не мог упустить случая, чтобы не угостить немцев: то проштурмует колонну, то уничтожит одиночно идущую по дороге автомашину врага.
На встрече ветеранов мне вспоминалось партийное собрание, на котором был представлен вновь прибывший коммунист лейтенант Сидоренков. Он рассказал о себе, а я тогда подумал: "Какая же схожая биография у многих его сверстников! Какой прямой и целеустремленный путь в жизни!"
На войне мы все работали очень много, и днем, и ночью, особенно в период боев на Мгинском направлении. Летчики иногда так уставали, что еле выползали из кабин, тут же, под плоскостью, отлеживались несколько минут, а уж потом могли идти докладывать о выполнении задания.
А наши самоотверженные техники и механики! Они последними уходили с аэродрома и первыми, еще до рассвета, приходили к самолетам. Работали днем, ночью, в мороз, когда металл обжигал пальцы, метель сбивала с ног. Механики оставались на стоянках, чтобы скорее ввести в строй боевую машину. Если в самолете оказывались пробоины, то летчик знал, что механик ночь не будет спать, а залатает машину. И не зря говорили, что механик - хирург самолета, а мотор самолета - второе сердце пилота.
Война - труднейшая работа. И в этом определении нет принижения героического. Работали, преодолевая опасности, все невзгоды, трудности. Все было подчинено одному - обеспечению Победы.
После первой награды Сидоренков, уже как "старик", воевал еще успешнее. 2 августа 1943 г. ему и его группе было приказано провести разведку в районе станции Мга, где немцы создали крупный оборонительный узел. На подходе к станции их атаковали шесть вражеских самолетов. Четверка, ведомая Сидоренковым, вступила в бой. Сидоренков лично сбил два самолета. ФВ-190 упал около станции Лезье, а Ме-109 он вогнал в землю у станции Малуксне.
Воздушная разведка войск противника - одно из ответственных и сложных боевых заданий, так как она всегда предопределяла успех любого боя, любой операции. Из всех видов разведки воздушная наиболее эффективна. Если наземный разведчик видит на несколько сот метров, то воздушный - на несколько десятков километров. Самолет-разведчик мог добыть такие данные, для сбора которых требовалось немало техники и войск на земле. Но вести разведку с воздуха, да еще днем, было очень сложно. Немцы всегда, завидев советский разведчик, прилагали все усилия, чтобы его уничтожить, У разведчика должны быть особые качества - зоркий глаз, исключительная интуиция, цепкая память и непременно - хладнокровие. Всеми этими качествами обладал Сидоренков, и когда давали особо сложное задание, его нередко выполнял он.
10 сентября 1943 г., ведя разведку войск противника в районе станции Погостье, Сидоренков встретил немецкий разведчик, который возвращался на свой аэродром. Он понимал, что нельзя фашисту дать возможность сообщить разведданные о наших войсках, его необходимо уничтожить. Сделав резкий переворот, он стал преследовать Ме-110, настиг его и с короткой дистанции длинной очередью сбил. Но радиостанция наведения указала ему еще один Ме-110, который уходил после разведки на свою территорию. Догнав второй разведчик, он с короткой дистанции сбил и его.
Сколько бы ни вспоминал я о фронтовых буднях, о каком бы эпизоде ни думал, всегда передо мной встает прежде всего образ нашего летчика, который побеждал врага мужеством, отвагой, героизмом и высокой выучкой. Героизм основывался на точном расчете и мастерстве, на высокой идейности летного и инженерно-технического состава, непоколебимой вере в победу и правоту нашего дела. Все это воспитывалось партийно-политической работой наших пропагандистов и агитаторов.
Фронтовая жизнь не была однообразной. Каждый день войны не был похож на предыдущий, но каждый начинался с того, что наши политработники, приняв по радио сводки Советского Информбюро о положении на фронте, спешили довести обстановку до сведения всего личного состава.
Вспоминаю моих фронтовых товарищей - парторга полка А. А. Кузьменко, замполита майора М. П. Кольцова. Михаил Павлович не любил громких слов, он воспитывал личным примером. Так, 1 февраля 1944 г., участвуя в бою, в котором пять наших летчиков дрались против 37 немецких самолетов, он сбил один самолет противника, но и ему пришлось покинуть свой горящий самолет и опуститься на парашюте.
Коммунисты цементировали ряды полка, вели за собой, показывали образцы отваги и мужества, всегда были гам, где труднее. Такими были Василий Синчук, Константин Назимов, Николай Шарапов, Лев Семиволос, Николай Бобков, Андрей Чемуранов, старший инженер полка А. И. Золкин и другие.
В середине сентября группа из четырех самолетов, которой командовал В. П. Синчук, получила задание отправиться на свободный поиск во вражеский тыл. Над территорией, занятой оккупантами, они встретили четыре Ме-109 и два ФВ-190, Бой развивался стремительно. Несмотря на численное превосходство противника, наши летчики смело и умело атаковали гитлеровцев. И, прикрывая друг друга, сбили два фашистских самолета.
Говорят, в минуты жестокого боя человек забывает о себе. Нет, это неправда! В такие мгновения очень хорошо понимаешь цену жизни и осмысленно идешь на риск. Кто не готов отдать жизнь за победу, тот не добьется ее. Только светлый, четкий разум - источник разумных действий. После одного из боев Сидоренков сказал: "Дерутся немцы упорно. Надо изучать как следует уязвимые места "фоккера". Тогда сможем сбивать их больше". И он изучал слабые места фашистских самолетов, требовал от ведомого не просто прикрытия, а учил его рациональной тактике воздушного боя.
Шли тяжелые сражения, полк нес потери. Погибли летчики Виктор Корягин, Алексей Прохоров, Николай Сухомлин, Леня Хрущ, Василий Федоров, командир 1-й эскадрильи Владимир Ковалев. Настроение было мрачное, И вот комсомольцы решили организовать переписку с молодежью и комсомольцами Ленинграда. Написали письма студентам ленинградских институтов, в техникум связи, где я учился до войны. Вскоре почтальон стал приносить пачки писем нашим летчикам и механикам. Фронтовики знают, как тяжело на фронте без писем. На войне письма - праздник. И как была велика поддержка молодежи Ленинграда! Переписка со временем так окрепла, что некоторые летчики ездили потом к студентам.
К сентябрю 1943 г. кроме восьми лично сбитых самолетов в активе Сидоренкова появились и другие победы. Штурмуя аэродром противника Лезье, он уничтожил один самолет на земле, потом сжег аэростат, который вел наблюдение. Участвуя в 26 штурмовках, он уничтожил множество фрицев, 13 вагонов и паровоз, 25 автомашин и другую технику врага. Командование высоко оценило боевые дела Сидоренкова, на его груди засверкал второй орден Красного Знамени.
Войска Волховского фронта в январе 1944 г. начали Новгородско-Лужскую операцию. В воздухе шли жаркие бои. Активное участие принимали в боях по освобождению Новгорода и области летчики 254-го истребительного авиаполка. Не было врага в небе - били его на земле. Молодые летчики, которые прибыли в полк, учились у Василия Сидоренкова. Много сил отдал он обучению своего ведомого-Александра Ведерникова, ставшего со временем хорошим летчиком-истребителем. Друг Сидоренкова по Чугуевскому училищу, Константин Назимов возглавил 2-ю эскадрилью, и они летали теперь вместе.
6 февраля 1944 г. Константин Назимов в паре с Александром Серегиным, а Василий Сидоренков в паре с Вадимом Ивановым вылетели на прикрытие наших войск. В районе аэродрома Коростовичи они обнаружили 31 Ю-87. Эта армада летела бомбить наши войска. Старший лейтенант Назимов по радио дал команду: "Ниже нас "юнкерсы", атакуем!" Как стрелы метнулись на врага четыре советских истребителя. Немцы не ожидали "лавочкиных". Назимов, сделав правый разворот, сзади и сверху атаковал и сбил ведущего первой группы немцев, а его ведомый лейтенант Серегин с левым полупереворотом, тоже сзади и сверху, атаковал и сбил ведомого последней группы. Вторая пара - Василий Сидоренков и Вадим Иванов - обрушилась на немецкие бомбардировщики третьей группы.
Смелая атака наших летчиков сломала боевой порядок противника. "Юнкерсы" стали поспешно освобождаться от бомб, несмотря на то что находились в районе своего аэродрома истребителей, и уходить в разные стороны. В это время с аэродрома Коростовичи стали взлетать истребители врага. Противник, действуя парами, сразу же попытался захватить инициативу и повел бой с лобовой атаки. Наши летчики, отбив натиск истребителей, снова атаковали "юнкерсы". Назимов взял в прицел ведомый самолет четвертой группы, тот загорелся и упал в лес. Лейтенант Серегин сбил второй "юнкере", но при выходе из атаки попал под огонь "фоккеров". Сделав левый разворот, он ушел в облака.
Наши летчики умышленно не ввязывались в бой с истребителями врага. Их задача была не допустить бомбардировщики к нашим войскам. Сидоренков после первой атаки развернулся, догнал уходящий 10-87 и сбил его. Сбив "юнкерс" из четвертой группы, Иванов снова пошел в атаку, но мощный огонь стрелка не дал подойти к бомбардировщику. Тогда он сверху с короткой дистанции ударил по другому Ю-87 и уничтожил его.
Истребители врага старались поймать наших "лавочкиных" и парами атаковали их. Два "фоккера" атаковали сзади с разных сторон самолет Назимова, очередь вражеского самолета прошила его машину, но, когда один атаковавший ФВ-190 обогнал Назимова, он, раненный, на поврежденной машине, сбил его. В это время Сидоренков разделался с очередным ФВ-190, но и его самолет получил повреждения, заглох двигатель. Машина, теряя высоту, приближалась к земле. Со второй попытки летчику удалось запустить двигатель и привести машину на свой аэродром.
Так закончился бой, который длился всего 16 минут. Было сбито 10 самолетов врага. Четверка отважных показала, как надо громить врага по-суворовски: не числом, а умением. 16 минут, а летчикам показалось, что они дрались час. Мокрыми, усталыми вылезали они из кабин самолетов. Сколько отдано сил, сколько раз нервы сжимались до предела! Где, из какого источника черпали они силы? Что наполняло их сердца мужеством и упорством? Спрессованная ненависть к врагу и любовь к Родине, долг коммуниста и долг воина - вот что, если сказать коротко.
Почему мы побеждали, ведь немцы воевали неплохо? Гитлеровские летчики, особенно старые кадры, были не из робкого десятка. Но отвага отваге рознь. Одно - отвага профессионального убийцы, фашиста-фанатика, и совсем иное-отвага советского человека, сознававшего высокие цели, ради которых он идет в бой. Каждый день, каждый час рождал новые подвиги, новых героев. Фронтовики знают, как невыносимо тяжело, когда одержана победа, но не вернулся кто-то из товарищей. Гнетущая тишина в землянке, где еще недавно, час назад, был он, теперь не вернувшийся с задания. Молча смотрят в столовой на его пустующее место. Тоскливый взгляд механика на пустующую стоянку.
...Ночь. Я захожу в общежитие летчиков. Они очень устали за долгий летный день и спят, но спят беспокойным сном: один выкриком подает команды, другой ругается, третий бормочет и ворочается. Нервы напряжены и во сне. Летчики и спящие воюют...
12 июля 1944 г. командующий войсками 3-го Прибалтийского фронта генерал-полковник Масленников и член Военного совета фронта генерал-лейтенант Рудаков подписали наградной лист на представление Сидоренкова Василия Кузьмича к званию Героя Советского Союза. К этому дню он сбил лично в воздушных боях 17 самолетов врага. Успешно выполнил 205 боевых вылетов, штурмуя врага, уничтожил более 160 солдат и офицеров, 45 автомашин и много другой техники врага.
Прошел месяц. Сидоренков совершил выдающийся подвиг - один вступил в бой с 52 самолетами врага, о чем было написано в статье "Подвиг" в газете "Сталинский сокол" 21 августа 1944 г.
А было это так. К концу летного дня, 15 августа 1944 г., на К.П раздался телефонный звонок. Начальник штаба 269-й авиадивизии полковник П. С. Киселев приказал срочно вылететь на разведку капитану В. К. Сидоренкову и младшему лейтенанту А. Н. Ведерникову. Район разведки: Валга - Канепи Эстонской ССР. И вот задание успешно выполнено. Летчики возвращались на свой аэродром. Наша пара шла на большой высоте, и вдруг в разрывах между облаками летчики заметили большую группу Ю-87, которые летели тремя клиньями бомбить наши войска. Казалось бы, что могут сделать двое против 44 бомбардировщиков и 8 истребителей противника? Сидоренков приказывает Ведерникову лететь одному на свой аэродром с ценными разведданными, а сам решает вступить в воздушный бой. Умело используя облачность, он с ходу атакует последний "юнкере" первого клина и сбивает его. Немцы даже не поняли, что же произошло,- так быстро все случилось. Летит такая армада немецких самолетов, русских в воздухе не видно, а у них вдруг падает горящий самолет. Юркнув в облака, Сидоренков снова атакует замыкающий бомбардировщик уже третьего клина и сбивает. Теперь его заметили. И всего-то один русский истребитель! "Фоккеры", прикрывавшие всю эту армаду, бросились на смельчака, но он снова ушел в облачность. Казалось бы, все, надо уходить. Сбито два бомбардировщика. Иначе - беда. Но Василий делает третий заход и сбивает еще один Ю-87. При выходе из атаки на него набросилась вся свора истребителей противника. Ловко сманеврировав, он увернулся от огня, а затем атаковал и поджег истребитель противника. Спасительная облачность рядом, еще секунды - и он будет в безопасности. Но истребители противника снова все бросились на него. Десятки огненных трасс прошили самолет, он загорелся, а летчик был ранен осколками в обе ноги и левую руку. Отвернув в сторону и собрав последние силы, Сидоренков покинул горящий самолет. Раскрывать парашют в озверелой стае врага было опасно, и он сделал затяжной прыжок, на высоте нескольких сот метров раскрыл парашют и приземлился в районе г. Антела, недалеко от хутора Оя. Эстонская девушка Хильда Рейле оказала ему первую помощь и передала пехотинцам 52-й гвардейской дивизии Ивану Чемарину и Аркадию Новикову, которые доставили его в медсанбат.
Через день командир полка майор С. М. Михайлин получил телеграмму от командира стрелкового соединения. Генерал сообщал: "15.08.44 летчик вверенной вам части Сидоренков вел воздушный бой против трех групп Ю-87 и ФВ-190 общей численностью около 50 машин. Командир стрелковой гвардейской дивизии лично наблюдал, как Сидоренков бросился в атаку на вражеские самолеты и в течение непродолжительного времени сбил три Ю-87 и один ФВ-190, самолеты противника загорелись и упали". 19 августа 1944 г. Василию Кузьмичу Сидоренкову было присвоено звание Героя Советского Союза, а через несколько дней пришла поздравительная телеграмма от командования ВВС Советской Армии. Всего этот замечательный летчик меньше чем за два года войны сбил 25 самолетов врага и успешно выполнил 330 боевых вылетов.
Сидоренков воевал, отдавая все силы и знания в борьбе с врагом. И я испытываю гордость от сознания того, что служил вместе с ним, в одних рядах шел по дорогам войны.
...Все это я вспомнил при встрече с генерал-лейтенантом авиации Василием Кузьмичом Сидоренковым, боевым товарищем, однополчанином. Кончилась Великая Отечественная война, и прославленный летчик снова сел за парту. Он с отличием окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, а через несколько лет-с золотой медалью Академию Генерального штаба, занимал крупные командные должности в Военно-Воздушных Силах СССР, был начальником кафедры Военно-воздушной академии имени Гагарина.
Более сорока лет прошло, а все снится нам, ветеранам, война, и в бессонные ночи мы вспоминаем жаркие перипетии боев. Время бессильно отнять у памяти пережитое, выстраданное. И о тех, кто погиб, память будет вечной, подвиг их бессмертен, как сама жизнь, которую они защищали. Те, кто остался жить, передают свою любовь к Родине молодежи. Наш народ все делает для того, чтобы земля всегда пахла хлебом, а не порохом! Величественная программа созидания, принятая XXVII съездом КПСС, программа мира ведет советских людей к новым победам в коммунистическом строительстве.