АВИАБИБЛИОТЕКА: И ВОЗВРАЩАЛИСЬ С ПОБЕДОЙ

И. П. Журавлев.
Герой Советского Союза

Путь боевых побед

Боевой путь 14-й воздушной армии тесно связан с грозными событиями тяжелейшей борьбы войск Ленинградского фронта с фашистскими захватчиками, рвавшимися любой ценой овладеть Ленинградом. Многие соединения и части, вошедшие впоследствии в армию, вели напряженные боевые действия в составе Восточной оперативной группы ВВС Ленинградского, а затем и ВВС Волховского фронтов, которая была образована после выхода немецких войск к Ладожскому озеру. Командовал группой я, бывший тогда полковником, заместителем командующего ВВС Ленинградского фронта. Штаб был укомплектован офицерами, имевшими достаточный опыт.

На нас возлагалась задача непосредственного руководства боевой деятельностью авиачастей, базировавшихся за внешним кольцом блокады, на Волховском и Тихвинском аэроузлах, управлять которыми из блокированного Ленинграда стало затруднительно и нецелесообразно.

20 сентября 1941 г. штаб группы перебазировался из Ленинграда в район Волхова и приступил к организации прикрытия войск, нанесения ударов по противнику на поле боя и его резервам в ближайшем тылу и другим объектам врага. Группа обеспечивала полеты военно-транспортной авиации, доставлявшей в Ленинград продовольствие, вооружение и боеприпасы, прикрывала железнодорожные перевозки, Волховстрой, водную трассу по Ладожскому озеру и железнодорожные узлы, особенно Волхов и Тихвин.

16 октября соединения 18-й армии противника форсировали реку Волхов в районе Грузино - Селищенский поселок, наступая на Тихвинском направлении. Вся авиация группы была нацелена на уничтожение наступавших войск врага. В тот период многие авиаторы проявили высокое мужество и героизм. Так, заместитель командира эскадрильи 160-го истребительного авиационного полка старший лейтенант А. П. Силантьев, прикрывая войска в районе Ситомля - Тихвин, 29 октября в одном бою сбил два Ю-88. Экипаж-225-го бдижнебомбардировочного авиационного пойка в составе командира авиаэскадрильи лейтенанта В. Д. Панфилова, штурмана лейтенанта И. А. Ковшарова и стрелка-радиста П. Матричко проявил высокие бойцовские качества при бомбардировке вражеских войск и техники на дороге Будогощь - Тихвин, на переправах и на железнодорожных станциях Чудово и Мга.

2 ноября командир звена 513-го истребительного авиаполка лейтенант Н. Г. Лесконоженко в составе звена из трех самолетов ЛаГГ-3, прикрывая свои войска, обнаружил шесть бомбардировщиков противника Ю-88 , в сопровождении такого же количества истребителей Ме-109. Первый удар звено нанесло по бомбардировщикам и сбило два Ю-88, которые горящими врезались в землю. Ведя бой с истребителями противника, Н. Г. Лесконоженко расстрелял все патроны, пошел на таран и обрубил хвост одному "мессершмитту", но и сам не ушел из-под вражеского огня и был ранен в голову и в плечо. Комсомолец Лесконоженко не вышел из боя, а ударом своего самолета уничтожил еще один истребитель врага и сумел на поврежденном самолете произвести посадку в расположении своих войск. Подоспевшие бойцы доставили его в госпиталь, где он, не приходя в сознание, умер. Отважному летчику посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Он навечно зачислен в списки своей части.

Несмотря на все усилия войск 4-й армии и авиации оперативной группы, остановить продвижение противника не удалось, и 8 ноября он занял Тихвин. Создалась исключительно угрожающая обстановка для ленинградцев, так как была перерезана последняя железнодорожная магистраль, по которой к Ладожскому озеру транспортировались войска, продовольствие, боеприпасы, так необходимые защитникам и населению осажденного Ленинграда.

19 ноября 4-я армия перешла в контрнаступление, которое в первоначальный период развивалось медленно из-за упорного сопротивления врага. Авиация противника усилила свою активность, нанося удары по нашим передовым частям. Экипажи оперативной группы усилили бомбежку и штурмовку вражеских войск на поле боя в районе Тихвина. Враг яростно сопротивлялся, но маши части при поддержке авиации продвигались вперед, 9 декабря освободили Тихвин и продолжали преследовать противника, по которому обрушила свои бомбоштурмовые удары наша авиация. К 27 декабря враг был отброшен за реку Волхов, на рубеж, с которого он начинал наступление на Тихвин.

Летчики оперативной группы, взаимодействуя с наземными войсками в разгроме волховско-тихвииской группировки фашистов, совершили более 8 тысяч самолето-вылетов, из них более 3 тысяч на уничтожение вражеских войск и более 5 тысяч на прикрытие своих войск, коммуникаций и объектов, сопровождение транспортной

авиации, доставлявшей грузы в Ленинград.

Для объединения усилий армий, действовавших к востоку от реки Волхов, 17 декабря 1941 г. был образован Волховский фронт. Его задачи заключались в том, чтобы в первое время содействовать срыву наступления противника на Ленинград, а затем совместно с Ленинградским фронтом разгромить действующую здесь группировку войск немцев и освободить Ленинград от блокады. Командующим фронтом был назначен генерал армии К. А. Мерецков, членом Военного совета фронта - армейский комиссар первого ранга А. И. Запорожец и начальником штаба - генерал Г. Д. Стельмах. В состав фронта вошли 4-я, 52-я и 26-я (2-я ударная) армии.

20 декабря 1941 г. были сформированы военно-воздушные силы фронта, в состав которых вошли ВВС 52-й армии, 2-я (командир - полковник Е. Г. Турепко) и 3-я (командир - полковник Е. Я. Хользаков) резервные авиагруппы с общим количеством 118 самолетов. Противник имел к этому времени 285 самолетов. Тыловое обеспечение частей ВВС фронта возлагалось на 10-й 11-й и 82-й районы авиационного базирования, начальниками которых соответственно были полковники П. А. Родионов, Н. А. Смирнов, полковник Г. Н. Прокопенко, а затем майор П. А. Другов. Командующим ВВС Волховского фронта был назначен я, в звании полковника, а с января 1942 г. - генерал-майора авиации. Военным комиссаром ВВС был бригадный комиссар Н. С. Шиманов, а с 10 января 1942 г. - бригадный комиссар И. М. Горский, заместителем командующего по летной подготовке - генерал-майор авиации М. П. Харитонов, начальником штаба - полковник И. С. Морунов. Тыл ВВС фронта возглавил полковник П. П. Малышев. В состав отделов и служб штаба ВВС вошла и часть офицеров из бывшей оперативной группы ВВС Ленинградского фронта - майоры В. Н. Никольский, М. И. Муравьев и другие офицеры. Инженерную службу возглавил бригадный инженер И. П. Осипенко.

В Любанской операции. Еще в последней декаде декабря командующий фронтом дал указание готовиться к новой наступательной операции, получившей впоследствии название Любанской. Приступили к подготовке аэродромов на направлении действий войск фронта, началось перебазирование частей ВВС на Будогощский и Маловишерский аэроузлы. Были завезены необходимые запасы горюче-смазочных материалов и боеприпасов, подготовлены помещения для размещения летно-технического состава вновь прибывших авиачастей. Под руководством бригадного комиссара Н. С. Шиманова в частях развернулась партийно-политическая работа по мобилизации всего личного состава на всестороннюю подготовку к операции и успешное ее проведение, по сплачиванию частей, отделов и служб штаба. На партийных и комсомольских собраниях широко обсуждались вопросы повышения авангардной роли в бою коммунистов и комсомольцев, верности воинскому долгу, говорилось о стойкости ленинградцев, успехах наших войск под Москвой и Тихвином, о значении создания Волховского фронта.

Штаб ВВС фронта отрабатывал вопросы взаимодействия между частями ВВС, авиацией и наземными войсками, управления и организации всех видов связи. Маневр действий авиации в соответствии с обстановкой планировалось осуществлять вызовом групп самолетов с командного пункта ВВС фронта. Был разработан и план межаэродромного маневра. Инженерно-технический состав частей и ремонтных подразделений под командованием бригадного инженера И. П. Осипенко ускорил темпы ремонта самолетов и моторов.

Расширилась воздушная разведка войск противника на участках Чудово, Любань, Тосно, уплотнилось прикрытие наших войск в районах их выгрузки на железнодорожных станциях Тихвин, Неболочи, Большая Ви-шера и сосредоточения их на рубеже реки Волхов.

В начале января на пополнение ВВС фронта прибыла группа ночных легкобомбардировочных полков на По-2, Р-5, Р-зет, в составе 6 полков, возглавлявшаяся армейским комиссаром 2-го ранга П. С. Степановым. Самолетный парк хотя и увеличился, во главной ударной силы - бомбардировщиков и штурмовиков - не прибавилось. Из 211 самолетов, имевшихся к началу операции, 111 были ночными легкими бомбардировщиками, а остальные 100 - бомбардировщики, истребители, штурмовики и разведчики [ Архив МО СССР, ф. 364, on. 6278, д. 13, л. 7].

13 января 1942 г. началась Любанская операция, целью которой являлся разгром вражеских войск, вышедших к Ладожскому озеру, и снятие блокады Лениаграда. Она проводилась во взаимодействии с Ленинградским фронтом (54-я армия) и при содействии- Северо-Западного фронта. ВВС фронта в этой операции должны были оказать содействие наступающим войскам 2-й ударной, 52-й и 59-й армиям в прорыве обороны противника, поддерживать ввод в прорыв 13-го кавалерийского корпуса и дальнейшие их действия в глубине прорыва, а также воспрепятствовать подходу резервов вражеских войск в район Чудова и на участок предстоящего прорыва, уничтожать его отходящие войска, вее-го разведку и наблюдение за передвижением войск, железнодорожными перевозками и аэродромами противника, прикрыть участок железной дороги Будогощь-Хвойная.

Первый удар по противнику на участке Спасская Полисть - Мясной Бор нанесли бомбардировщики и штурмовики незадолго до начала наступления. В дальнейшем небольшие группы бомбардировщиков и штурмовиков наносили удары по войскам противника на поле боя и в ближайшем тылу, а также прикрывали наши наступающие войска. Истребители вступали в бой с бомбардировщиками противника. Старший лейтенант В. А. Цабенко во главе звена истребителей МиГ-3 а районе Киришей обнаружил группу бомбардировщиков, противника из восьми Ю-88 под прикрытием пяти истребителей Me-109. Наши летчики нанесли первый удар по бомбардировщикам и сбили один Ю-88, а затем один Me-109, Бомбардировщики противника рассыпались и, сбросив беспорядочно бомбы, ушли с поля боя, не нанеся нашим войскам никакого урона.

Встречая упорное сопротивление врага, войска 2-й ударной армии продвигались медленно, только к 17 января им удалось прорвать первый рубеж обороны противника по западному берегу реки Волхов в направлении Мясного Бора и захватить несколько населенных пунктов. За эти дни летчики ВВС фронта совершили 1500 вылетов и оказали войскам значительную помощь. Недостаток самолетов вынудил увеличить количество боевых вылетов на экипаж. В последующие дни все усилия авиации были направлены на оказание помощи 2-й ударной армии в прорыве второй полосы обороны, которая 27 января и была прорвана в районе Мясного Бора на ширину 3-4 километра. В эту брешь сразу же были введены 13-й кавалерийский корпус и часть соединений 2-й ударной армии, которые стали быстро продвигаться вперед. 52-я и 59-я армии вели борьбу за расширение участка прорыва и его удержание.

С 30 декабря 1941 г. по 1 февраля 1942 г. летчики ВВС фронта произвели 2830 боевых самолето-вылетов, сбросили тысячи бомб и нанесли врагу значительные потери. В воздушных боях было сбито 20 самолетов противника и несколько уничтожено на его аэродромах, 9 февраля 1942 г. ВВС общевойсковых армий были усилены прибывшими на пополнение 188 самолетами (По-2, Р-2, Р-зет). Во 2-й ударной армии их стало три полка, в 4-й, 52-й и 59-й - по два полка. В феврале было совершено 4927 боевых самолето-вылетов. Все свои усилия ВВС фронта направляли на поддержку войск 2-й ударной армии и 13-го кавалерийского корпуса, вклинившихся в оборону врага на 60-70 километров и приближавшихся к Любани. Мелкие группы бомбардировщиков и штурмовиков, а ночью - одиночные самолеты уничтожали вражеские скопления войск, танки и артиллерию, а также подходящие резервы врага.

Для быстрейшей ликвидации любанской группировки противника Ставка ВГК в начале марта 1942 г. посылает заместителя командующего ВВС Советской Армии генерала А. А. Новикова на Волховский фронт с задачей организации и проведения с 10 по 20 марта массированных ударов авиации по боевым порядкам и оборонительным сооружениям противника на переднем плане и в глубине полос наступления 52-й, 59-й и 2-й ударной армий Волховского фронта и 54-й армии Ленинградского фронта, а также по вражеским тылам и аэродромам [ Кожевников М. Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. М., Наука? 1977, с. 77-78.].

Для выполнения этих задач А. А. Новикову разрешалось привлечь восемь авиационных полков резерва Ставки ВГК, часть сил авиации дальнего действия и авиацию фронтов, а при необходимости использовать и авиацию общевойсковых армий. Для разработки плана

привлекались командование и штаб ВВС Волховского фронта, прибывший вместе с А. А. Новиковым,- генерал С. И. Руденко и оперативная группа из трех офицеров. План был разработан, согласован и доложен командующим войсками фронтов.

Учитывая обстановку и отсутствие в ВВС фронтов дивизионного звена, было принято решение создать временную авиационную группу (командир - генерал С. И. Руденко, начальник штаба - майор М. Н. Кожевников) из восьми авиационных полков резерва Ставки ВГК, которая в последней декаде марта была преобразована в 1-ю ударную авиагруппу под командованием генерала Ф. Г. Мичугина.

По войскам противника на поле боя и в тылу, по железнодорожным узлам, коммуникациям и аэродромам были нанесены мощные удары. На одном только аэродроме Коростовичи было уничтожено 30 самолетов противника, наши самолеты вернулись без потерь. В целом за март авиация произвела 7675 боевых самолето-вылетов, сбросила на врага 984 тонны бомб, израсходовала 196 тысяч пушечных снарядов и патронов. Это оказало большую помощь войскам двух фронтов, но существенно изменить обстановку не могло. По-прежнему части противника пополнялись свежими силами, продолжали оказывать сильное сопротивление нашим войскам, уже утратившим к этому времени силы для наступательных действий.

С марта по июнь, в связи с частым нарушением противником коммуникаций 2-й ударной армии и 13-го кавалерийского корпуса, а также из-за весенней распутицы, 657, 658, 660, 662, 667, 673, 689, 696 и 697-й армейские ночные бомбардировочные авиаполки и приданный отряд из 101-го бомбардировочного авиаполка ГВФ полковника В. С. Гризодубовой выполняли важную и ответственную работу по доставке продовольствия, фуража, боеприпасов и эвакуации тяжелораненых воинов 2-й ударной армии и 13-го кавалерийского корпуса. В ходе боев за удержание и расширение коридора для вывода войск 2-й ударной армии и попавшей в окружение 378-й стрелковой дивизии потребовалось обеспечение войск с воздуха всем необходимым. Летчики 658-го и 660-го авиаполков 59-й армии под руководством командиров В. В. Лукашевича и П. С. Новикова ежедневно летали громить вражеские войска, доставляли продукты и боеприпасы окруженной дивизии. За отличное выполнение боевых заданий летчик младший лейтенант Капустин и стрелок-бомбардир старший сержант Литун были награждены именными часами. В 658-м полку было награждено 64 воина, а секретарь парторганизации старший лейтенант И. Мотненко посмертно удостоен ордена Ленина.

За период боевых действий летчики полка совершили 1606 боевых самолето-вылетов, сбросили на врага 642 тонны бомб. Лучшей в полку была первая эскадрилья, которой командовал капитан Э. В. Вийк. Отлично выполняли свои задачи и летчики других армейских полков. Только за март и апрель славные рыцари ночного неба доставили окруженным войскам 2-й ударной армии, 13-му кавалерийскому корпусу и 378-й стрелковой дивизии более тысячи тонн продовольствия, фуража, боеприпасов и других грузов, эвакуировали 676 тяжелораненых солдат и офицеров и переправили в обоих направлениях 76 офицеров связи. Летчик 696-то авиаполка 2-й ударной армия А. М. Митясов эвакуировал от партизан начальника войск связи армии генерала А. В. Афанасьева.

Решением Ставки 23 апреля 1942 г. произошло объединение Волховского и Ленинградского фронтов в единый - Ленинградский, в составе двух групп: группы войск Ленинградского и группы войск Волховского направлений. Так же стали наименоваться и ВВС фронтов. Командующим фронтом стал генерал М. С. Хозин, на него же возлагалась обязанность командующего группой войск Волховского направления. Командующим группой войск Ленинградского направления был назначен генерал Л. А. Говоров.

ВВС группы войск Волховского направления продолжали выполнять задачи по доставке всех материальных средств для 2-й ударной армии. Штурмовики не переставали наносить удары по вражеским войскам, стремившимся закрыть коридор выхода наших войск в районе Мясной Бор - Спасская Полисть, истребители прикрывали отходящие войска и вели борьбу с вражеской авиацией, проводилась систематическая воздушная разведка войск противника на ноле боя и в ближайшем тылу. Заслужило высокую оценку боевое мастерство летчиков 218-го штурмового авиаполка - Н. К. Лысенко, И. И. Терещенко, В. Ф. Хохлачева. За мужество и отвагу, проявленные в боях, Военным советом франта были награждены орденами 59 летчиков 2-й резервной авиагруппы.

9 июня был восстановлен Волховский фронт, командующим котрого вновь стал генерал армии К. А. Мерецков. Он незамедлительно выехал в район Мясного Бора для непосредственной организации и руководства выводом войск 2-й ударной армий из окружения. В результате принятых мер основнаые силы армии к 25 июня были выведены из окружения.

В ходе Любанской операции авиация фронта совершила 27 744 самолето-вылета.

27 июля 1942 г. была создала 14-я воздушная армия. Я был назначен ее командующим, моим заместителем по политчасти - бригадный комиссар И. М. Горский, начальником штаба - полковник И. С. Морунов. В состав армии вошли: 278-я истребительная авиационная дивизия (командир-полковник В. Т. Лисин), 279-я истребительная авиационная дивизия (командир- полковник Ф. Н. Дементьев), 280-я бомбардировочная авиационная дивизия (командир-полковник Н. Н. Буянский), 281-я штурмовая авиационная дивизия (командир-подполковник С. Е. Греськов), 8-я отдельная дальнеразведывательная авиаэскадрилья (командир - майор В. К. Лях), 33-я отдельная корректировочная авиаэскадрилья связи (командир - майор А. Сысковец), 16-й отдельный учебно-тренировочный авиаполк (командир - подполковник Н. А. Вевер), 844-й отдельный транспортный авиаполк (командир - майор С. Н. Лужкин). В каждой общевойсковой армии было оставлено по одному полку связи, располагавшему десятью самолетами По-2. На день формирования армии в ней имелось 133 самолета, но уже к середине августа прибыло пополнение-27 истребителей ЛаГГ-3 и 40 штурмовиков Ил-2.

В соответствии с указаниями командующего фронтом генерала армии К. А. Мерецкова командование, штабы и службы армии развернули подготовку авиации к предстоящей Синявинской операции. Основное внимание уделялось допросам совершенствования управления, связи и взаимодействия с войсками. Была хорошо подготоплена связь и внутри самой армии. Оперативным отделом штаба армии были разработаны план боевых действий и плановая таблица взаимодействия, сигналы наведения и целеуказания.

В стрелковые дивизии, действовавшие на главном направлении, направлялись авиационные офицеры связи, снабженные переговорными таблицами, кодовыми картами и радиоданными. Эти офицеры пользовались радиостанциями стрелковых дивизий, в последних каждый батальон и дивизион имели группы подготовленных ракетчиков по целеуказанию. Была создана специальная сеть наведения истребителей на вражеские самолеты, установлена радиосвязь сухопутных войск для наведения самолетов на наземные цели в процессе боя. Эта сеть обслуживала 228-ю и 10-ю гвардейскую стрелковые дивизии, наступавшие в первом эшелоне. Взаимодействие 14-й воздушной армии и ВВС Ленинградского фронта обеспечивалось общением представителей их, штабов и взаимной информацией по прямой связи.

Тыловые части усиленно готовили новые аэродромы и помещения для летно-технического состава, ремонтировали подъездные пути и технику. Силами инженерной и ремонтной служб за июль и август было восстановлено 200 самолетов и 300 двигателей различных типов.

К началу наступления (27 августа) армия имела 213 самолетов, а ВВС Ленинградского фронта - 185. Главной задачей армии было оказание всесторонней помощи войскам Волховского фронта в прорыве блокады Ленинграда.

27 августа после двухчасовой артиллерийской подготовки, завершившейся мощным 10-минутным залпом реактивных минометов, войска 8-й армии генерала Ф. Н. Старикова перешли в наступление по всему фронту от мыса Бугровского на Ладожском озере до опорного пункта Вороново. Проведя накануне глубокую авиационную разведку, наши штурмовики и бомбардировщики под прикрытием истребителей наносили удары по опорным пунктам, огневым средствам и живой силе противника в пологе прорыва, прокладывая путь наступающим войскам 8-й армии.

Мужество, стойкость и большое мастерство проявляли летчики в бою. Так, группа из шести летчиков 283-го истребительного авиаполка на самолетах Як-7 под руководством заместителя командира полка по политчасти батальонного комиссара Л. И. Колесникова, прикрывая войска, встретила десять вражеских бомбардировщиков и с ходу вступила с ними в бой. Посла нескольких атак противник потерял три самолета, остальные, сбросив беспорядочно бомбы, поспешили уйти на запад.

Летчик 845-го истребительного авиаполка Н. Т. Елисеев при сопровождении бомбардировщиков смело вступил в бой с четверкой вражеских истребителей, сбил два вражеских самолета, но и сам в этом бою погиб. Ценой жизни он не допустил истребителей противника к нашим, бомбардировщикам.

За ночь приходилось делать до четырех вылетов - бомбили и обстреливали вражеские войска на поле бой, подавляя огонь артиллерии, бомбили опорные пункты и узлы сопротивления, нанося противнику большой урон. Отличились летчики 92-го, 160-го и 739-го авиаполков - капитан И. Д. Сидоров, старший политрук 3. И. Курцер, старший лейтенант П. Н Силин, майор Д. А. Медведев, командир 92-го истребительного авиаполка Б. Н. Соломатии, старший лейтенант П. И. Демченко, лейтенант Крейзберг, капитан Г В Солодов, старшина Г. И. Хребтов и капитан О.С. Боловиченко.

В начале сентября, чтобы прервать железнодорожные перевозки врага, авиация армии силами до 40 самолетов нанесла эффективный удар по железнодорожному узлу Тосно.

Хорошо помогали войскам наши штурмовики в отражении контратак противника. Так, по скоплению фашистских войск в районе Мишкино шестерка Ил-2 под руководством командира авиаэскадрильи капитана Семенова провела четыре атаки, нанесла врагу значительный урон и помогла нашим войскам отразить его контратаку. Отличились в боях и летчики 281-й штурмовой авиадивизии - лейтенант А. Р. Зинченко, капитан Камышин, капитан С. С. Одноворченко.

Работа авиации высоко оценивалась командованием стрелковых соединений и частей, которые отмечали отличные действия летчиков, их мужество и героизм. Например, командир 265-й стрелковой дивизии полковник Б. Н. Ушинский в своем донесении просил передать всему летному составу благодарность за оказание помощи и отражении контратак противника. Командир 128-й стрелковой дивизии генерал-майор Ф. Н. Пархоменко в отзыве о работе авиации написал: "... наши бомбардировщики, и особенно Ил-2, действуют блестяще" Это воодушвеляло личный состав на новые подвиги.

Увеличив свою группировку до 500 самолетов, большая часть которых была переброшена с других фронтов и из Кенигсберга, враг стал действовать большими группами бомбардировщиков под сильным прикрытием своих истребителей. Борьба с авиацией противника осложнилась из-за нехватки у нас истребителей. Правда, к этому времени наши силы возросли до 330 самолетов, но половина из них были легкомоторными и могли быть использованы только в ночных условиях. Поэтому во второй декаде сентября мы ударили по аэродромам врага - в Коростовичах, Рельбицах и Бородулине, где уничтожили Зй, повредили 14 и один самолет сбили на взлете.

Бои на земле не затухали, но развитие успеха сдерживалось яростным сопротивлением фашистов, готовившихся перейти в контрнаступление. Не помог изменить положения ввод в сражение второго эшелона и 2-й ударной армии, которая к этому времени была еще очень малочисленной. По решению командования войска начали отход на рубеж, занимаемый ими до наступления. К 30 сентября отход был полностью завершен.

За время операции летчиками армии было совершено 4568 боевых вылетов, из них 70 процентов для непосредственной поддержки войск. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 260 самолетов противника.

Прорвать блокаду Ленинграда не удалось, но расчет гитлеровского командования взять штурмом Ленинград потерпел полный крах. Соединения армии Манштейна, подготовленные к этому, были разгромлены. Как признал сам генерал-фельдмаршал, "о наступлении на Ленинград теперь не могло быть и речи".

Прорыв блокады Ленинграда. В декабре 1942 г. войска Волховского и Ленинградского фронтов начали подготовку к наступательной операции, получившей кодовое наименование "Искра". Цель ее заключалась в том, чтобы прорвать оборону противника южнее Ладожского озера, разгромить шлиссельбургско-синявинскую группировку и обеспечить сообщение Ленинграда со страной по суше.

На усиление армии к началу операции из резерва Ставки поступили 2-й истребительный авиационный корпус (командир-генерал А. С. Благовещенский) и 232-я штурмовая авиадивизия (командир - полковник А. Г. Вальков), а 29 января прибыл 1-й бомбардировочный авиакорпус под командованием генерал-лейтенанта В. А. Судца. Всего в составе 14-й воздушной армии было 429 самолетов, из них 35 бомбардировщиков, 174 штурмовика, 163 истребителя, 23 разведчика и корректировщика и 34 ночных легких бомбардировщика. У противника насчитывалось около 200 самолетов, так что преимущество в силах было на нашей стороне. Мы должны были вести разведку, поддерживать наступление войск 2-й ударной армии, не допустить переброску резервов противника в район прорыва и надежно прикрыть ударную группировку войск.

Подготовка к операции началась еще в декабре. Прежде всего мы позаботились о новых аэродромах для приема прибывших на усиление авиасоединений. Проверкой былR установлено, что надо подготовить еще 13 аэродромов. Эта тяжелая работа была выполнена в срок силами тыловых частей армии и с помощью местного населения. В больших количествах и только автотранспортом были завезены горюче-смазочные материалы и боеприпасы. Всей этой работой руководил мой заместитель но тылу - полковник П. П. Малышев. Многое пришлось делать заново и по организации связи в новом районе базирования авиации под руководством начальника поиск связи армии полковника Д. М. Мекензина.

Вся партийно-политическая работа увязывалась с задачами предстоящей оиерадии, изучался приказ Верховного Главнокомандующего, в котором были подведены итоги войны за 16 месяцев и указывались пути разгрома фашистских захватчиков, широ-ко разъяснялась роль Ленинграда-колыбели революции, необходимость его освобождений от вражеской блокады, зачитывалось напутствие ученых Ленинграда войскам Волховского фронта, проводились беседы о мужестве защитников города на Неве. Многие летчики и техники в эти дни вступали в ряды партии.

В период подготовки к операции на Будогощский аэродром прибыла делегация Монгольской Народной Республики.

Гости осмотрели самолет Ла-5 лучшего летчика полка И. Д. Сидорова, который вылетел и продемонстрировал фигуры высшего пилотажа. После посадки И. Д. Сидоров был встречен горячими аплодисментами, состоялся митинг, на котором И. Д. Сидорову вручили орден Монгольской Народной Республики, а отважному летчику П. Н. Силину-медаль. Летному составу полка были вручены подарки. Батальону аэродромного обслуживания делегация передала вагон мясопродуктов. Встреча воинов с представителями Монгольской Народной Республики вылилась в яркий праздник нерушимой дружбы двух братских народов. Наши летчики заверили монгольскую делегацию, что они выполнят свой долг перед родиной.

Штаб армии под руководством начальника штаба полковника И. С. Морунова заканчивал отработку оперативных документов, уделяя особое внимание организации взаимодействия с войсками 2-й ударной армии. Выполненные фотосхемы обороны противника на площади 850 квадратных километров были разосланы в войска и в авиасоединения. Для отработки вопросов взаимодействия с авиацией Ленинградского фронта приезжал командующий 13-й воздушной армией генерал-лейтенант авиации С. Д. Рыбальченко, с которым и были согласованы все вопросы проведения боевой работы двух воздушных армий на малой площади действий войск 2-й и 67-й пехотных армий. Учитывая неустойчивость погоды в зимний период, предусматривалась возможность посадок самолетов на аэродромы взаимодействующих армий с условием подготовки их к очередному боевому вылету.

Вся подготовительная работа к операции была закончена в срок и получила положительную оценку заместителя командующего ВВС Советской Армии генерал-лейтенанта авиации Г. А. Ворожейкина, прибывшего на фронт для координации боевых действий 14-й и 13-й воздушных армий. За два дня до операции две авиадивизии и полк ночных бомбардировщиков были перебазированы на ближайшие к полосе прорыва аэродромы. Всем соединениям и частям армии поставили задачу на первый день наступления, предусматривая нанесение главного удара по переднему краю обороны противника в полосе прорыва Липка - Гонтолово и по опорным пунктам Липка, Рабочие поселки ? 4 и 8, роща Круглая, Синявино. В ночь перед наступлением сводная группа ночных бомбардировщиков нанесла удары по артиллерийским позициям и штабам противника в полосе прорыва.

12 января 1943 г. 2-я ударная армия Волховского фронта генерала В. 3. Романовского и 67-я армия Ленинградского фронта генерала М. П. Духанова после артиллерийской подготовки одновременно перешли в наступление. Авиация из-за крайне плохой погоды смогла действовать только малыми группами. Первыми пошли в бой прославленные летчики 4-го гвардейского бомбардировочного авиаполка - капитаны Н. М. Стольников, М. Тузов, Н. Миронов, старший лейтенант П. Харитонов; штурмовики-капитаны Н. С. Ткачев, Ф. Бондаренко, старшие лейтенанты А. Р. Зинченко, Мошковцев;

истребители - капитаны А. Гуцало и Карабанов, старшие лейтенанты В. Ф. Полуновский и К. С. Назимов, лейтенант Лавренков. Всех их объединял единый боевой порыв - победить врага и освободить Ленинград от блокады. Они действовали смело и решительно и на поле боя, и в глубине обороны противника, подавляли резервы, врага в районе Рабочий поселок ? 5 - Келконо-Синявино и нанесли удар по станции Мга. Штурмовики непрерывно взаимодействовали с наступающими войсками.

На второй день операции из-за крайне плохой погоды авиация не летала, но с 14 января, с улучшением летных условий, активность боевых действий возросла, мы могли посылать на цели большие группы самолетов и усилить боевое сопровождение. Не проявив себя в первые дни нашего наступления, вражеская авиация начала затем активно действовать против наступавших войск 2-й ударной армии. В воздухе завязались горячие бои, в которых наши истребители часто добивались значительных побед. Особенно напряженными были дни, когда противник, несмотря на большие потери, упорно стремился всеми силами остановить наши войска. Однако исход борьбы был уже решен.

18 января 1943 г. войска двух фронтов, разгромив противостоявшую вражескую группировку, соединились и Рабочих поселках ? 1 и 5. Блокада Ленинграда была прорвана. Но эту победу требовалось еще закрепить. Войска развернули фронт на юг и повели борьбу за расширение полосы прорыва и за Синявинские высоты, на что теперь и были направлены все усилия наступавших поиск. Борьба в воздухе приняла широкий размах, и нашим истребителям пришлось приложить большие усилия, чтобы добиться успеха. Только 23 января было сбито 12 вражеских самолетов. Особо отличились в этих боях летчики П. А. Каинов и А. А. Шумейко, уничтожившие за день по два самолета противника.

Летчики 2-го гвардейского авиаполка под командованием полковника Е. Ф. Кондрата за период блокады провели 27 воздушных боев, в которых сбили 34 вражеских самолета. Сам командир полка 8 раз водил группы и бой и лично сбил 5 самолетов врага. За заслуги перед Родиной И. Ф. Кондрат был удостоен звания Героя Советского Союза. 23 февраля мы понесли тяжелую утрату - погиб прославленный летчик, дважды Герой Советского Союза, командир 215-й истребительной авиадивизии генерал-лейтенант авиации Г. П. Кравченко. В воздушном бою его самолет был подбит и загорелся. Летчик покинул самолет на парашюте, но парашют не раскрылся. При осмотре парашюта было установлено, что в воздухе вытяжной тросик парашюта был перебит осколком снаряда.

В проведенной операции летчики нашей армии oкaзали большую помощь войскам фронта. На голову врага было сброшено более 1700 тонн бомб, выпущено до 11 тысяч реактивных снарядов и более 220 тысяч пушечных снарядов. В воздушных боях было сбито 90 самолетов противника [ Архив МО СССР, ф. 227, on. 228, д. 21, л. 449-451.]. Всего было произведено 3640 боевых самолето-вылетов.

Мгинская операция. Подготовка к новой наступательной операции в районе станции Мга началась с середины июля 1943 г. Основная цель ее заключалась в том, чтобы совместно с Ленинградским фронтом окончательно сорвать попытку врага организовать наступление на Ленинград, привлечь на себя его оперативные резервы и перемолоть их в боях. Впоследствии командующий фронтом К. А. Мерецков в своих мемуарах отмечал, что Верховный Главнокомандующий при обсуждении операции подчеркнул: "Главное для вас не захват территории, а уничтожение немецких дивизий".

В соответствии с этим замысел операции сводился к прорыву обороны войсками Волховского фронта в районе Воронова, а Ленинградского фронта - в районе Си-нявина, с последующим ударом в общем направлении на Мгу. К проведению операции привлекались со стороны Волховского фронта 8-я армия, со стороны Ленинградского - 67-я армия.

Задачами нашей армии были обеспечение совместно с артиллерией фронта прорыва обороны противника и выхода 8-й армии на рубеж реки Мга, прикрытие с воздуха основной группировки войск и их коммуникаций, подавление артиллерии противника, разрушение линий связи и складов, срыв подходов вражеских резервов к линии фронта, помощь наступающим войскам в отражении контратак и противодействие вражеской авиации в проведении воздушной разведки.

К этому времени армия имела в своем составе 269-ю истребительную, 280-ю бомбардировочную и 281-ю штурмовую авиадивизии, 742-й отдельный разведывательный авиаполк и сводную группу легких бомбардировщиков - всего 215 самолетов [Архив МО СССР, ф. 364, оп. 6278, д. 67, л. 3.]. Для усиления бомбовых ударов Ставкой была выделена значительная часть авиации дальнего действия под непосредственным руководством генерала А. Е. Голованова. Противник к этому времени имел около ста самолетов.

За месяц до наступления в деревне Койчела был организован вспомогательный пункт управления армии (ВПУ) с узлом проводной и радиосвязи. С него командующий с оперативной группой штаба мог руководить всей деятельностью соединений и частей авиации. Для сокращения полетного времени истребители и штурмовики незадолго до операции были перебазированы на ближайшие к району боевых действий аэродромы.

Рано утром 22 июля 1943 г. войска 8-й армии перешли в наступление из района Воронова, нанося главный удар в направлении Славянки, поселка Михайловского, с задачей выхода в дальнейшем на Мгу, навстречу наносившей удар с севера 67-й армии Ленинградского фронта. В первый день было произведено более 500 боевых самолето-вылетов. С наступлением ночи приступил к боевым действиям сводный полк легких ночных бомбардировщиков, который в основном подавлял огневые средства врага. Авиация противника активно противодействовала, но хорошо организованный ВПУ с радиолокационной станцией наведения, расположенной в непосредственной близости от переднего края, непрерывно информировал о воздушной обстановке, наводил и перенацеливал истребителей на воздушные цели.

С каждым днем фашисты усиливали сопротивление, часто переходили в контратаки, но летчики-штурмовики оказывали помощь нашим войскам в их отражении. 25 июля экипаж 872-го штурмового авиаполка в составе летчика младшего лейтенанта Г. Н. Максимова и воздушного стрелка рядового В. Чупурнова совершил мужественный подвиг, направив свой горящий самолет на склад боеприпасов противника. Было это в районе Богодулина. При штурмовке войск и техники противника, на выходе из атаки, от прямого попадания снаряда самолет загорелся. Летчик резко развернул горящий самолет и направил его на склад, последовал сильнейший взрыв. Летчик Г. Н. Максимов был награжден орденом Красного Знамени, а воздушный стрелок В. Чупурнов - орденом Красной Звезды, оба посмертно.

С 29 июля по 12 августа действовала авиация дальнего действия (АДД). Совершая в среднем по 100 боевых самолето-вылетов в ночь, она наносила бомбовые удары по коммуникациям противника от Мги и Ульянки до Луги, Нарвы, Пскова.

Несмотря на все усилия войск 8-й армии и большую помощь авиации, сломить сопротивление вражеских войск и соединиться с войсками Ленинградского фронта не удалось. Однако потери, понесенные врагом в операции "Искра", перечеркнули все планы немецко-фашистского командования восстановления блокады Ленинграда. 22 августа войска фронта прекратили наступательные действия и перешли к обороне. В условиях сильного противодействия вражеской авиации летчики армии совершили 2720 боевых самолето-вылетов, сбили 47 вражеских самолетов и нанесли значительный урон вражеским войскам.

В Новгородско-Лужской операции. В общих замыслах планируемых Верховным Главнокомандованием наступательных операций в 1944 г. предусматривалась и Новгородско-Лужская, целью которой было совместным ударом Ленинградского и Волховского фронтов, при содействии 2-го Прибалтийского фронта, разгромить основные силы немецко-фашистской группы армий "Север", полностью очистить от оккупантов Ленинградскую область и создать условия для последующего освобождения Прибалтики.

10 октября 1943 г. 278-я истребительная авиадивизия вышла из состава армии в резерв Ставки Верховного Главнокомандования.

К началу операции в составе нашей армии было 257 самолетов, из них 18 бомбардировщиков Пе-2. 13-я воздушная армия Ленинградского фронта, с учетом сил 2-го истребительного авиакорпуса ПВО, располагала 524 самолетами. 15-я воздушная армия Прибалтийского фронта имела 470 самолетов. Фашистские войска группы армий "Север" поддерживал 1-й воздушный флот, имевший 370 самолетов, но, по данным нашей разведки, перед Волховским и Ленинградским фронтами базировалось только 120 самолетов.

Наша армия имела задачу поддержать наступавшие войска 59-й армии, которые встречными ударами главной и вспомогательной группировок войск должны были прорвать вражескую оборону севернее и юго-западнее Новгорода, разгромить новгородскую группировку войск, освободить Новгород, Батецкую, Шимск и выйти на ру-.беж Луга - Клабутицы - Малая Уторгош. Главный удар армия наносила с рубежа Любцы - Муравьи в направлении на Люболяды и вспомогательный - из района юго-восточнее Новгорода по льду озера Ильмень, в обход города с юга, а также в направлении на Люболяды - разъезд Нащи. Для непосредственной поддержки наступавших войск были выделены 280-я смешанная, 281-я штурмовая и 269-я истребительная авиадивизии.

В соответствии с поставленными перед армией задачами на первый день операции планировалось проведение предварительной авиационной; подготовки за 1 час 35 минут до перехода в атаку пехоты и танков, в последующем - непосредственным сопровождением обеспечить боевые действия подвижных отрядов, уничтожать отходящие войска противника, подавлять его артиллерию и содействовать войскам фронта в отражении контратак противника, а также уничтожать подходящие резервы врага. 269-я истребительная авиадивизия и 742-й отдельный разведывательный авиаполк должны были прикрывать войска на поле боя, сопровождать штурмовики и бомбардировщики; 742-й разведывательный авиаполк - вести разведку в полосе наступления и в глубине. 44-я отдельная корректировочная авиаэскадрилья имела задачу корректирования артиллерийского огня.

Летчики 386-го ночного бомбардировочного авиаполка, летавшие на самолетах По-2, должны были ночью действовать на переднем крае, а днем, в условиях плохой погоды, вести разведку и бомбить вражеские войска на глубину до 40 километров. Боевая работа планировалась из расчета - два вылета для бомбардировщиков и штурмовиков, три - для истребителей и пять вылетов в ночь - для По-2. Была сделана аэрофотосъемка обороны противника по фронту до 55 километров и в глубину до 8,5 километра. Фотопланшеты были разосланы в стрелковые соединения, танковые бригады и соединения воздушной армии. Учитывая возможность быстрого продвижения войск и необходимость в связи с этим частого перебазирования авиации, вопросы повышения оперативности управления и более тесного взаимодействия с сухопутными войсками отрабатывались в военной игре по организации перебазирования частей тыла на новые аэродромы и трехдневном радиоучении.

Все это помогло расширить сеть радиостанций наведения, организовать автоколонны для быстрого подвоза материальных средств, создать команды по разведке и paзминированию аэродромов, сформировать отряды для восстановления разрушенных аэродромов и обеспечения боевых действий авиации. Были созданы специальные бригады для ускоренного ремонта самолетов и моторов. Вся партийно-политическая работа в армии под руководством заместителя командующего по политической части полковника М. И. Шаповалова и политического отдела армии была направлена на воспитание у личного состава высокого наступательного порыва, чувства мести за исстрадавшихся ленинградцев, за гибель своих боевых товарищей. Проводились беседы о мужестве ленинградцев, о зверствах немецко-фашистских захватчиков, о героизме летчиков на фронтах Великой Отечественной войны.

Новгородско-Лужская операция началась 14 января 1944 г. одновременным наступлением 59-й армии Волховского фронта в районе Новгорода и 2-й ударной армии Ленинградского фронта с Ораниенбаумского плацдарма, наносившей удар на Ропшу. 15 января с Пулковских высот перешла в наступление 42-я армия, нанося удар также на Ропшу. В первый день из-за крайне плохих метеоусловий летчики боевых вылетов не проводили. Не появилась и авиация противника.

15 и 16 января погода улучшилась, и мы все свои усилия направили на разгром мощного узла сопротивления - Подберезье. За два дня было совершено 200 боевых самолето-вылетов, сброшены сотни бомб, нанесены значительные разрушения в оборонительной системе врага. Особо мощные удары по Подберезью нанесли две эскадрильи 4-го гвардейского бомбардировочного авиаполка и экипажи 281-й штурмовой авиадивизии. Этот узел был сильно разрушен, и за действия штурмовиков при сопровождении 29-й танковой бригады летчики получили благодарность от командования бригады.

Войска фронта, преодолевая сильное сопротивление противника, продолжали с неослабным упорством продвигаться вперед и 17 января захватили Подберезье, а 20 января при содействии авиации освободили Новгород. В этот же день войска 2-й ударной и 42-й армий Ленинградского фронта, разгромив ораниенбаумскую группировку войск противника, захватили Ропшу. Все усилия авиации были сосредоточены на разрушении опорных пунктов противника в районах северо-западнее и юго-западнее Новгорода и на уничтожении вражеских войск, двигавшихся по дорогам в полосе обороны. По вражеским колоннам наносили удары летчики 269-й истребительной авиадивизии. Тогда особо отличился помощник командира 254-го истребительного авиаполка капитан В. П. Синчук.

Освободив Новгород, войска 59-й армии устремились на Батецкую, Лугу, Уторгош и Шимск. Летчики продолжали бомбить вражеские войска, нанося им значительные потери. 1 февраля в групповом бою при отражении бомбардировщиков противника в районе Передольской погиб лучший летчик 254-го истребительного авиаполка В. П. Синчук, которому 13 января было присвоено звание Героя Советского Союза. Его однополчане К. Назимов, В. Сидоренко, А. Серегин и В. И. Иванов отомстили за гибель товарища, сбив в одном бою в районе аэродрома Коростовичи 10 вражеских бомбардировщиков Ю-87 [" Архив МО СССР, ф. 364, оп. 6278, д. 102, л. 49. 27]. При штурмовке вражеских войск большие потери врагу наносил летчик 448-го штурмового авиаполка капитан А. Р. Зинченко. 12 февраля наши войска освободили Батецкую и Лугу.

13 февраля 1944 г. решением Ставки Волховский фронт как выполнивший свою задачу был расформирован. 14-я воздушная армия вела боевые действия теперь уже в составе Ленинградского фронта и продолжала поддерживать войска, продвигавшиеся на Шимск, Порхов. 26 февраля штаб армии был выведен в резерв.

За период Новгородско-Лужской операции авиация армии совершила 3640 боевых самолето-вылетов, сбила 40 самолетов противника, сбросила 465 тонн бомб и нанесла вражеским войскам большие потери в живой силе и технике.

Успешное продвижение войск Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов на Псковском направлении и выход их к псковско-островскому укрепленному рубежу противника создали условия для освобождения Прибалтийских республик. 21 апреля 1944 г. решением Ставки был образован 3-й Прибалтийский фронт. Командующим фронтом был назначен генерал армии И. И. Масленников, членом Военного совета - генерал М. В. Рудаков и начальником штаба - генерал-лейтенант В. Р. Вашкевич. В состав фронта вошли 1-я, 54-я, 67-я армии, которыми соответственно командовали генералы Н. Д. Захватаев, С. В. Рогинский и В. 3. Романовский. Поддерживала войска фронта 14-я воздушная армия.

Фронт имел задачу - во взаимодействии с Ленинградским и 2-м Прибалтийским фронтами разгромить вражескую группировку войск в Прибалтике. 14-й воздушной армией (второго формирования) командовать остался я, моим заместителем по политчасти - полковник М. И. Шаповалов и начальником штаба - генерал-майор М. К. Глухов. В двадцатых числах апреля все соединения и части, ранее переданные в состав 13-й воздушной армии, кроме 281-й штурмовой авиадивизии, были возвращены в нашу армию, она пополнилась прибывшими 305-й штурмовой и 330-й истребительной дивизиями, которыми соответственно командовали полковники Ф. И. Полушко и А. М. Андреев. К началу Тартуской операции из резерва Ставки Верховного Главнокомандования прибыл 7-й штурмовой авиационный корпус под командованием генерала Ф. М. Филина, а уже в ходе Рижской операции прибыла 336-я истребительная авиадивизия под командованием полковника С. П. Гращенко. Общее количество самолетов, участвовавших в операциях фронта, составило 650 единиц.

Псковско-Островская операция. Перед армией стояла задача - содействовать войскам фронта в прорыве мощного рубежа обороны "Пантера" на реке Великая, южнее Острова, и в дальнейшем их продвижении вперед, а также прикрыть ударную группировку войск фронта и вести разведку войск противника в полосе наступления и в тылу противника.

В частях армии развернулась напряженная работа. Партийно-политический аппарат соединений и частей разъяснял, как надо относиться к местному населению Прибалтийских республик, которое за время трехлетней фашистской оккупации было отравлено антисоветской агитацией.

17 июля войска фронта перешли в наступление, прорвали сильно укрепленный рубеж обороны противника южнее Острова, форсировали реку Великая и за два дня упорных боев продвинулись вперед до 40 километров, расширив прорыв до 70 километров, 21 июля освободили Остров, а 23 июля - Псков. Действия авиации были успешными, и представитель Ставки генерал армии С. М. Штеменко дал отличную оценку боевой работе летчиков.

Продолжая развивать наступление, войска фронта, вступив на территорию Эстонской и Латвийской республик, к 1 августа подошли к рубежу обороны противника "Мариенбург", где и были остановлены войсками 18-й армии противника. Не прерывая боевых действий, фронт начал подготовку к Тартуской операции. Авиация фронта проводила систематическую разведку фашистских войск и аэрофотосъемку вражеской обороны на участках прорыва, подавляла и уничтожала артиллерию противника. В целях маскировки полеты проводились только по приказанию командующего воздушной армией.

Тартуская операция. К началу этой операции вся авиация была перебазирована на ближайшие к линии фронта аэродромы, в районы Пскова и Острова, удаление которых составляло для истребителей и штурмовиков 30-50 километров, для бомбардировщиков-80 километров. К 10 августа в составе армии было 384 боевых самолета. Вражеская авиация на прифронтовых аэродромах имела до 95, а всего в Прибалтике - более 400 самолетов.

10 августа в 5 часов 30 минут артподготовкой началась операция, а десятью минутами позже авиация стала бомбить огневые позиции и укрепленные пункты вражеских войск на рубеже обороны. В 6 часов 15 минут пехота поднялась в атаку. Штурмовики перешли на непосредственную поддержку наступающих войск. В полдень 11 августа соединения 67-й армии при содействии авиации освободили Печоры и к исходу дня, форсировав реку Пиуза, находились на подступах к Выру. Враг беспрерывно контратаковал наши войска и бомбил с воздуха, усилив свою авиацию переброшенной из Кенигсберга особой эскадрильей Ю-87 майора Руделя, который обещал своему командованию ежедневно уничтожать по 40 советских танков. Однако 13 августа после налета на наши танки в районе восточнее Валги бравый майор замолчал, а 19 августа появилось короткое сообщение, что майор Рудель "сбит, но упал к своим".

Для содействия выходу войск 67-й армии к берегам реки Эмайынга в ночь на 16 августа с восточного на западный берег Чудского озера была десантирована на плавсредствах группа войск в составе двух стрелковых дивизий и одной бригады. Истребители 330-й авиадивизии прикрывали высадку, а штурмовые полки 280-й смешанной авиадивизии в течение дня бомбили опорные пункты вражеских войск, уничтожали живую силу врага и его автотранспорт на дорогах. За девять часов беспрерывных действий штурмовики сбросили на головы противника 130 тонн бомб, не потеряв при этом ни одного самолета. В ночь на 17 августа в этом же районе бомбили врага летчики 386-го ночного авиаполка.

23 августа войска 67-й армии начали непосредственную борьбу за освобождение Тарту. Этот период был самым напряженным для авиации. Нашим истребителям приходилось в течение трех дней отбивать массированные налеты вражеских бомбардировщиков и вступать в бой с истребителями противника. Только за 23 августа истребители 269-й и 330-й авиадивизий провели 23 воздушных боя, в которых участвовало с нашей стороны 124 истребителя и 24 штурмовика против 147 истребителей и 216 бомбардировщиков противника. 24 августа над Тарту наши истребители сбили 27, а на следующий день - 29 вражеских самолетов. Всего за август было сбито 174 вражеских самолета, штурмовики и бомбардировщики сбросили на врага 110 тысяч бомб, весивших 953 тонны, израсходовали 37 тысяч снарядов и около 700 тысяч патронов.

Командование фронта высоко оценило работу авиации в Тартуской операции. Передав тартуский участок Ленинградскому фронту, войска 67-й армии повернули на Ригу.

Рижская операция. 14 сентября 1944 года войска 3-го Прибалтийского фронта начали Рижскую операцию, наступая на Валмиера-Цесис (1-я ударная и 67-я армии) и из района Харгла и Варсту-на Смилтене (54-я армия). Наступление началось в 9 часов артиллерийской и авиационной подготовкой, длившейся более часа.

Войска 1-й ударной и 67-й армий сразу встретили упорное сопротивление вражеских войск и большого успеха в первый день не добились. Летчики-штурмовики нашей армии поддерживали войска на поле боя, а истребители вели борьбу с вражеской авиацией. 16 сентября они сбили 12 самолетов противника, а 17-го-10.

17 сентября под Тырва совершил огненный таран командир звена 807-го штурмового авиаполка 206-й штурмовой авиадивизии лейтенант Я. Я. Ляхов. Это был его 153-й боевой вылет. Возглавляя шестерку штурмовиков Ил-2, группа атаковала скопление вражеских машин западнее Тырва. После атаки пара фашистских самолетов прорвалась через заслон наших истребителей и подожгла самолет Ляхова. Собрав все свои силы, он направил горящий самолет на колонну вражеской артиллерии. Лейтенант Ляхов и его боевой друг, воздушный стрелок старшина Христофоров, погибли. Я. Я. Ляхов был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

В тот же день отличился под городом Тырва штурман 807-го штурмового авиаполка капитан А. И. Свертилов. Возглавляя группу из 16 самолетов Ил-2, он обрушил удар по живой силе и технике врага, скопившейся под городом. Ни зенитный огонь, ни истребители противника не смогли помешать ему выполнить боевую задачу. Вся группа без потерь вернулась на свой аэродром. За время, проведенное на фронте, А, И. Свертилов выполнил 95 успешных штурмовых вылетов, причем в тридцати из них возглавлял группы, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

26 сентября войска 3-го Прибалтийского и Ленинградского фронтов соединились на северной окраине города Мазсаланца. Южная Эстония была полностью освобождена. Продолжая развивать наступление, войска 3-го Прибалтийского фронта приблизились к Риге. В ночь на 6 октября войска 3-го и 2-го Прибалтийских фронтов начали преследование отходящего противника и к исходу 10 октября достигли рижского оборонительного рубежа. Наступил главный момент в сражении за Ригу. Военный совет 3-го Прибалтийского фронта обратился к войскам с призывом: "Во имя нашей Советской Родины, во имя нашей воинской части, вперед, на Ригу!" Воины пошли в решающее сражение и к исходу 12 октября прорвали первую полосу рижского оборонительного рубежа.

Продолжая наступление, 67-я армия 13 октября очистила от противника всю правобережную часть Риги. Столица нашей Родины Москва в этот день салютовала в честь воинов 3-го и 2-го Прибалтийских фронтов, освободивших столицу Латвийской Республики. 254-й истребительный авиаполк был награжден орденом Кутузова III степени. Награждены орденами и медалями многие летчики.

В боях за освобождение Прибалтики участвовала группа истребителей под командованием прославленного воздушного бойца дважды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. Летчики его группы занимались "свободной охотой" и хорошо помогали нам в уничтожении вражеских самолетов. Отличным разведчиком показал себя командир звена 958-го штурмового полка младший лейтенант Н. М. Никитенко, который бесстрашно, на низких высотах, под сильным зенитным огнем противника, фотографировал вражеские оборонительные позиции. За отвагу и мужество он был удостоен звания Героя Советского Союза. Бесстрашно выполнял разведывательные полеты штурман авиаэскадрильи 742-го отдельного разпгдыпагслыюго авиаполка капитан С. Е. Лыхин, который не только доставлял неоценимые данные о враге, но и бил врага в воздухе и на земле. С. Е. Лыхин стал Героем Советского Союза.

Большой похвалы заслужил личный состав 4-го гвардейского бомбардировочного авиаполка 280-й дивизии (командир - гвардии майор В. К. Морозов). Этот полк был единственным бомбардировочным авиаполком на Волховском и 3-м Прибалтийском фронтах, прошедшим путь от Тихвина до Риги. Хорошо подготовленные экипажи Героев Советского Союза майоров И. М. Стольникова, П. И. Семака и М. Ф. Тузова всегда были примером для всего полка.

Нельзя не сказать о боевых заслугах наших рыцарей ночного неба - летчиках 386-го ночного легкобомбардировочного авиаполка. На самолетах По-2 они целыми ночами бомбили вражеские войска на поле боя, при освобождении Прибалтики совершили более 2000 самолето-вылетов и сбросили на врага не одну тысячу бомб. В сложных погодных условиях днем они вели разведку войск противника. 169 человек из личного состава полка получили правительственные награды, а штурман полка старший лейтенант А. В. Гашков за совершение 800 боевых вылетов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Боевой путь 14-й воздушной армии, начавшийся под Ленинградом, закончился 13 октября 1944 г. освобождением Риги. Решением Ставки 3-й Прибалтийский фронт был расформирован, управление нашей армии выведено в резерв, а ее соединения и части переданы в другие воздушные армии. Путь короткий, но на преодоление его потребовалось три года тяжелой и упорной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.

Много потрудился технический состав летных частей - специалисты ремонтных органов и службы связи, личный состав батальонов аэродромного обслуживания, которые в зимние суровые морозные дни готовили машины к полетам, содержали аэродромы в постоянной готовности, подвозили по бездорожью горючее и боеприпасы, ремонтировали неисправные самолеты и моторы. Все это требовало сильных мужских рук, но их не хватало, и поэтому большую долю этих тяжелых работ выполняли девушки-солдаты. Они были и вооруженцами, и минерами, и шоферами. Сотни тысяч бомб и миллионы пушечных снарядов и пулеметных патронов пропустили они через свои руки. И эту тяжелую, непривычную для них работу они выполняли с большим энтузиазмом, не считаясь с опасностью. Смелыми и решительными минерами среди девушек были В А. Евстигнеева, А. В Ожчихина, Н. А. Минеева, Е. Г. Запара, Т. С. Селезнева.

Вся эта большая, сложная и многогранная работа летных и тыловых частей проходила при постоянном внимании к ней военных комиссаров, а затем заместителей командиров по политической части соединений и частей, партийных и комсомольских организаций, которые на примерах отваги лучших летчиков укрепляли у личного состава веру в полный разгром врага, в неминуемую победу над гитлеровской Германией, мобилизовывали на новые героические свершения.

Много творческого труда вложили в обеспечение успеха офицеры отделов и служб штаба армии под руководством начальников штаба полковника Н. П. Абрамова и генерал-майора М. К. Глухова. Круглыми сутками работали офицеры - полковник П. М. Грибук, подполковники В. Н. Никольский, М. И. Муравьев, А. А. Макаров, Н. А Вавилов" С. И Полянский. Отличался большой трудоспособностью главный штурман армии - полковник В. А. Лепкович, который весь свой богатый опыт самолетовождения передавал летному составу.

Начальник службы связи полковник Д. М. Мекензин и его помощники в самых сложных условиях обеспечивали надежную связь. Четко работали офицеры 8-го отдела связи под руководством подполковника А. С. Сидорова.

Возглавлявшие в различное время инженерную службу армии полковники И. П. Осипенко и К. П. Моисеев со своими офицерами службы - подполковником Б. А. Девяткиным, майором Д. У. Гориным, капитаном П. А. Корякиным, подполковником В. Н. Гутовским и другими - успешно решали задачу содержания самолетного парка в полной боевой готовности.

Медицинская служба армии, возглавляемая полковником медицинской службы А. В. Морозовым, добилась высокого процента возвращения в строй летчиков, проходивших лечение после полученных в боях ранений.

Возглавлявшие тыл воздушной армии полковники П. П. Малышев, а затем Н. Д. Груздев с большим умением и высокой оперативностью решали все вопросы тылового обеспечения летных частей, строительства и ре-мота аэродромов.

Заместитель командующего по политической части полковник М И. Шаповалов вложил много сил и энергии в дело воспитания личного состава. Постоянно бывая в частях и общаясь с летным составом, он проводил большую работу по мобилизации личного состава на лучшее выполнение своего воинского долга, заботился о росте партийных рядов, укреплении дисциплины и организованности. Большое внимание он уделял армейской газете "Бей врага" и много помогал редакторам газеты майорам П. А. Пирожникову и А. Г. Рыжкову в их работе по идейно-политическому воспитанию личного состава армии.

Все войска армии с честью выполнили свой долг перед Родиной, внесли значительный вклад в победу над врагом. За период боевых действий на Волховском и 3-м Прибалтийском фронтах летчики произвели свыше 80 тысяч боевых самолето-вылетов, в воздушных боях сбили 1011 и уничтожили на земле 312 вражеских самолетов, нанеся при этом большие потери врагу в живой силе и технике. 19 летчиков таранили вражеские самолеты в воздухе, 10 экипажей повторили бессмертный подвиг капитана Н. Ф. Гастелло, 32 летчикам присвоено звание Героя Советского Союза. За мужество и отвагу 8255 воинов воздушной армии отмечены правительственными наградами и 9 раз частям и соединениям армии объявлялась благодарность в приказах Верховного Главнокомандующего, а 11 из них были удостоены почетных наименований.

Более сорока лет над нашей страной чистое мирное небо. Это результат нашей Победы, результат постоянной заботы Коммунистической партии и правительства о повышении экономического и оборонного могущества, их прозорливой миролюбивой деятельности на международной арене, неустанного труда советских людей, высокой боеготовности наших вооруженных сил, сил Варшавского оборонительного союза. Сегодня на страже чистого неба Родины дети и внуки тех, кто в грозные дни Великой Отечественной возвращался с победой. И мы, ветераны, по-отцовски желаем им высокого летного мастерства, высокой боеготовности, глубокого понимания огромной ответственности, возложенной на них в условиях сложной международной обстановки.



Содержание - Дальше