АВИАБИБЛИОТЕКА: И ВОЗВРАЩАЛИСЬ С ПОБЕДОЙ

Н. П. Минаков

Всегда в авангарде

Перед войной я работал секретарем Свердловского обкома комсомола по пропаганде, 8 июля 1941 г. добровольно ушел на фронт. Вместе с несколькими партийными работниками и комсомольскими активистами области прибыл в подмосковное Перхушково на курсы переподготовки политсостава. В один из дней августа перед нами с напутственной речью перед отправкой на фронт выступил Михаил Иванович Калинин.

Конечно, как каждый молодой человек тогда, в тревожное для нашей страны время, я мечтал сразу же пойти в бой. Но, получив назначение в политотдел 10-го района авиационного базирования, я был переведен в политотдел ВВС Волховского фронта. Просил направить меня в воздушно-десантную часть, так как до воины срочную службу проходил в авиации, изучал парашют, выполнял полеты в качестве летчика-наблюдателя, но решение было оставлено в силе. Так я стал служить в замечательном коллективе, каким являлись штаб и политический отдел ВВС Волховского фронта, а позже- 14-й воздушной армии.

Командующий армией генерал Иван Петрович Журавлев, опытный, волевой, высокообразованный, требовательный к себе и подчиненным военачальник, высоко ценил работу политотдела, хорошо понимая, что организация партийно-политической работы в частях и действенная авангардная роль коммунистов являются необходимым условием успешного выполнения боевых задач. Под его руководством авиационные части и соединения мужественно сражались с авиацией и наземными войсками гитлеровцев, блокировавшими Ленинград.

Подвиги многих летчиков были известны всему фронту. В боях за освобождение Тихвина прославился летчик-истребитель, заместитель командира авиаэскадрильи 160-го истребительного авиаполка, старший лейтенант Александр Силантьев. В воздушных боях он за короткий период сбил 7 и уничтожил на аэродромах 16 немецких самолетов. За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм ему одному из первых на Волховском фронте 11 декабря 1941 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. Эта весть быстро дошла до Урала, откуда Силантьев родом и где работал до войны на заводе "Металлист". В послевоенный период маршал авиации Александр Петрович Силантьев занимал ряд высоких должностей в авиации, длительное время был начальником главного штаба ВВС - первым заместителем главнокомандующего ВВС.

В воздушных боях с сильным противником коммунисты всегда были в авангарде. Так, командир авиаэскадрильи 225-го ближнебомбардировочного полка, лейтенант, коммунист Василий Панфилов с 7 сентября по 23 октября 1941 г. совершил в составе подразделения большое количество вылетов и бомбардировочными ударами в районах Мги, Шлиссельбурга, Любани уничтожил много орудий, танков, автомашин с грузами и живой силой. За образцовое выполнение заданий, проявленное мужество и героизм коммунисту Василию Дмитриевичу Панфилову 17 декабря было присвоено звание Героя Советского Союза.

Партийно-политической работой в армии длительное время руководили заместитель командующего по политчасти полковник Михаил Иванович Шаповалов и начальник политического отдела полковник Михаил Иванович Сулимов. Будучи разными по характеру, они были одинаково эрудированными, высокообразованными, пользовались непререкаемым авторитетом среди офицеров штаба и личного состава частей и соединений армии, всегда находились на тех аэродромах, с которых велись наиболее напряженные боевые действия, учили политработников, как надо воспитывать личный состав. Вот как отзывается о М. И. Сулимове бывший заместитель командира по политчасти 79-го батальона аэродромного обслуживания нашей армии полковник в отставке, ныне профессор Московского лесотехнического института Иван Алексеевич Архипов: "Я впервые встретил на фронте такого политработника, который так глубоко, умело и понятно разъяснял, как надо строить партийно-политическую работу по обеспечению выполнения приказа командира". М. И. Шаповалов выделялся большими организаторскими способностями и настойчивостью в достижении цели, хорошо разбирался в авиационной технике.

Политический отдел руководил политорганами авиационных соединений, входивших и состав армии, постоянно занимался повышением организаторской роли руководящего состава армии, отделов штаба, штурманской и инженерной служб, службы земного обеспечения самолетовождения. Отдел и армейская газета "Бей врага" были укомплектованы опытными, хорошо теоретически подготовленными работниками. Старшими инструкторами работали майоры С. С. Швец, Р. Р. Ващенко, Н. Ф. Калягин, капитаны Д. Я. Лаврентьев, А. Г. Рыжков, А. М. Степнов, лекторами - майоры М. Н. Князев, И. М. Подберезин, помощником начальника политотдела по комсомольской работе - майор В. Д. Капырин. Часто выступая с беседами и докладами перед комсомольцами и молодежью, Владимир Капырин хорошо владел словом, умел зажигать сердца, широко пользовался примерами из истории городов Ленинграда и Новгорода, произведений классиков русской литературы. Мне пришлось однажды присутствовать на докладе, с которым он выступал в авиаполку. Надо было видеть, как внимательно слушали своего вожака комсомольцы-летчики, оружейники, техники. В послевоенное время Владимиру Дмитриевичу Капырину было присвоено воинское звание генерал-майора авиации. Оставаясь на политработе, он занимал в ВВС ряд руководящих должностей. Лекторы политотдела Князев и Подберезин, владея в совершенстве своей профессией и обширными знаниями, также пользовались большим авторитетом в авиачастях.

Армейскую газету редактировал опытный журналист майор М. А. Пирожников, старшими литературными сотрудниками работали майор Г. А. Бровман, капитан Б. Б. Колоколов, ставшие после войны писателями.

Много опытных политработников было в частях и авиационных соединениях армии. Политотдел армии стремился выдвигать на партийно-политическую работу, как правило, лучших летчиков. Поэтому в полках и соединениях было немало таких, которые хорошо владели самолетом и тактическими приемами, принимали личное участие в воздушных боях с фашистскими асами или смело летали на штурмовку и бомбардировку войск противника, показывая личный пример.

Одним из таких политработников был военный комиссар 92-го истребительного полка, а позже начальник политического отдела 280-й бомбардировочной, потом ставшей смешанной, авиационной дивизии подполковник Иван Михайлович Мороз. Он незадолго до войны окончил Одесскую школу летчиков-истребителей. Получив назначение на должность военного комиссара авиаэскадрильи, Мороз стал на фронте умелым воздушным бойцом и политработником. Только личный летный опыт мог подсказать ему, как важны тщательная волевая подготовка и тренировка летчиков для преодоления опасностей в сложных ситуациях, складывавшихся в воздушных боях с сильным противником. В ознаменование 20-летия Победы над фашистской Германией за большие заслуги перед Родиной Ивану Михайловичу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. От рядового летчика он вырос до генерал-полковника авиации и после войны занимал ряд высоких должностей в политорганах ВВС, а с 1967 г. был членом Военного совета - начальником политического управления ВВС. Иван Михайлович активно ведет военно-патриотическую работу среди молодежи.

Во всех полках 281-й штурмовой дивизии заместители командиров по политчасти совмещали партийно-политическую работу с боевыми действиями. Так, в 448-м авиаполку майор Николай Иванович Пикин в короткое время под руководством командира майора А. А. Баешко освоил самолет Ил-2 и успешно летал на штурмовку . фашистских войск. Как политработник, он проявлял большую заботу об устройстве фронтового быта и питания личного состава полка, об организации досуга, что играло немаловажную роль в успешном выполнении боевых задач. В этом ему повседневную помощь оказывал комсорг полка младший лейтенант Александр Панфилов, который в качестве воздушного стрелка совершил несколько боевых вылетов.

Заместители командиров по политчасти 703-го штурмового авиаполка майор Сергей Андреевич Жгун и 872-го - майор Константин Михайлович Панюшкин из той же 281-я штурмовой авиадивизии также много раз совершали успешные боевые вылеты на штурмовку войск противника. Оба они умело проводили партийно-политическую работу в своих частях.

Наступил 1943 г. Политический отдел армии, политорганы авиасоединений, партийные и комсомольские организации проводили большую работу по подготовке личного состава к прорыву блокады города Ленинграда. Все работники политического отдела армии выехали в авиачасти и соединения для оказания помощи командирам и политработникам. Во всех авиачастях проводились партийные собрания с единственным вопросом - об авангардиой роли коммунистов и комсомольцев в предстоящей ответственной боевой операции. Девизом летного состава был лозунг "В грядущих воздушных боях умножим славу защитников Ленинграда!". Большую работу вела армейская газета "Бей врага". С первого дня начала операции газета помещала статьи и очерки о летчиках, отличившихся в боях. Несмотря на сложные метеоусловия в те январские морозные дни, летчики отлично справились с задачей по поддержке наступления наземных частей.

Мастерство и героизм при прорыве блокады города Левина проявили летчики 215-й истребительной авиационной дивизии (командир - дважды Герои Советского Союза генерал-лейтенант авиации Г. П. Кравченко). В воздушные бои их водили, как правило, лично генерал и самый опытный командир авиационного полка этой авиадивизии - коммунист полковник Е. Ф. Кондрат. За короткий срок было сбито более 30 фашистских самолетов, при этом Кондрат сбил пять самолетов. Многие летчики авиадивизии были награждены орденами, которые вручал командующий войсками фронта генерал К. А. Мерецков. Полковнику Е. Ф. Кондрату было присвоено звание Героя Советского Союза.

Партийно-политическая работа велась непрерывно и была нацелена на воспитание у летного состава смелости, мужества в отваги. Широко популяризировался боевой опыт отдельных летчиков,, целых авиаэскадрилий и авиаполков. В авиачастях выпускались "боевые листки", "щиты мести", фотогазеты. Армейская газета писала о примерах боевого взаимодействия летных и наземных частей, которое помогало успешно бить врага. В те дни известный ленинградский поэт- Н. С. Тихонов писал о великой силе боевого братства.

Памятуя о том, что В. И. Ленин политработу рассматривал как одну из основ военного строительства, политический отдел армии проделал в 1943 г. значительную работу по реализации постановления Центрального Комитета ВКП(б) о реорганизации структуры партийных и комсомольских организаций в армии и усилении роли фронтовых,, армейских и дивизионных газет. В полках были созданы партийные бюро, в батальонах аэродромного обслуживания - первичные парторганизаций во главе с парторгами, комсомольские организации перестроены по структуре парторганизаций. Проведенная реорганизация позволила поднять уровень партийной работы, приблизить ее к личному составу подразделений.

Когда началось сражение за полное освобождение от блокады Ленинграда, 14-я воздушная армия поддерживала наземные войска, действовавшие на Новгородском направлении, явившемся как бы ключевым для успешного выполнения задачи. Партийно-политическая работа в этот период была направлена на воспитание высокого наступательного порыва, чувства мести за исстрадавшихся ленинградцев. Летчики армии, несмотря на плохие погодные условия, наносили мощные удары по отступавшим фашистским войскам. Пример в бою подавали коммунисты. Так, 19 января группа истребителей во главе с помощником командира 254-го авиационного полка 269-й дивизии, коммунистом, капитаном В. П. Синчуком совместно со штурмовиками 281-й штурмовой дивизии разгромили большую автоколонну фашистских войск. 1 февраля коммунист В. П. Синчук смело вступил в бой с большой группой самолетов противника, сбил четыре бомбардировщика и один истребитель. К сожалению, в этом бою отважный летчик погиб и сам. Местные жители поселка Уторгош Новгородской области нашли самолет Синчука и тело летчика перезахоронили на площади в центре поселка, установив на могиле обелиск с фотографией летчика. Юные следопыты нашли родственников погибшего и пригласили их к себе. Группа ветеранов армии, участвовавшая в январе 1984 г. в праздновании 40-летия освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков, побывала в поселке Уторгош и возложила венок к могиле летчика коммуниста Василия Прокофьевича Синчука, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Летом 1944 г. воздушные бои развернулись с новой силой в районах городов Острова и Пскова. По-прежнему коммунисты были впереди. Храбро и умело сражался летчик 254-го полка 269-й истребительной авиадивизии, капитан, коммунист В. К. Сидоренков. Был случай, когда он смело вступил в бой с большой группой фашистских бомбардировщиков и сбил в этом бою три самолета. Его примеру следовали летчики В. Жиляков, И. Педан, Л. Хрущ, В. Труханов, К. Бакаев и другие, которые за месяц боев сбили 30 немецких самолетов.

14-я воздушная армия прошла тяжелый путь в смертельной схватке с врагом. И в этой жестокой борьбе примером отличного выполнения долга всегда и везде были коммунисты. Ярким подтверждением могут служить результаты воздушных боев, проведенных в 1944г. за освобождение Псковской области и Прибалтики, когда в июле из 143 сбитых самолетов противника 101 сбили коммунисты. Лучшие из воинов-авиаторов вступали в ряды ленинской партии. Только за полтора месяца было принято в партию 711 человек, из них 132 летчика на льготных условиях, как особо отличившиеся в боях. Партийная прослойка в авиационных частях .армии составляла в этот период 60-70 процентов.

Авангардная роль коммунистов обеспечивала мобилизацию всего личного состава частей и соединений армии на успешное выполнение заданий командования по разгрому немецко-фашистских захватчиков. Мужество и героизм летчиков и всего личного состава 14-й воздушной армии в боях за Родину, внесших весомый вклад в Победу, - яркие страницы в истории Великой Отечественной войны.



Содержание - Дальше