АВИАБИБЛИОТЕКА: ДЖЕЛКИШЕВ САИД "ЗВЕЗДЫ НА КРЫЛЬЯХ"

АЭРОНАВИГАТОРЫ

"Навигатор"- слово старинное, морское. Человек, прокладывавший дорогу по морям и рекам, звался навигатором. Уже потом появилось слово "штурман". Аэронавигаторами стали называть штурманов воздушных кораблей. О двоих отважных навигаторах я и хочу рассказать.

С Виктором Давыдовичем Костенко я познакомился еще в те годы, когда сам работал в Алма-Атинском аэропорту. Он тогда руководил всей штурманской группой Казахского управления Гражданского воздушного флота. Работа эта ответственная и необыкновенно сложная. Совсем не просто проложить путь даже по знакомым земным ориентирам, а полеты ночью или в плохих метеорологических условиях, когда ориентируешься только по радионавигационным приборам, требуют исключительного мастерства. Прежде всего необходимо, чтобы штурманы и летчики безукоризненно умели пользоваться этими приборами. Подготовкой летного состава и занимался флагштурман управления Виктор Давыдович Костенко.

- Еще в 1949 году,- рассказывает Виктор Давыдович,- когда я начал работать штурманом летного отряда, на территории Казахстана практически не было аэродромов, оборудованных для ночных полетов. Все рейсы, и грузовые и пассажирские, выполнялись в дневное время.

В 1950 году началось интенсивное качественное изменение работы гражданской авиации Казахстана. Аэродромы оснащались радионавигационными системами обеспечения полетов. Надо было научить летчиков грамотно использовать навигационные приборы, улучшить качество штурманской подготовки каждого экипажа. Не секрет, что старые авиаторы летали, в основном пользуясь земными ориентирами. Молодые пилоты легче усваивали новое, однако их тоже надо было учить и учить. Несмотря на определенные трудности, вскоре многие командиры и штурманы кораблей научились прекрасно выполнять полеты в сложных погодных условиях и ночью по аэронавигационным системам.

- Тут,- замечает В. Д. Костенко,- нам пригодился большой опыт полетов с использованием радионавигации, приобретенной в период Великой Отечественной войны.

Подобным опытом, причем немалым, В. Д. Костенко овладел.

Путь в авиацию у Виктора Давидовича был непрос-s тым. Маленький рост, как он полагал, лишал его возможности овладеть летной специальностью. Но вот как-то в 1940 году, когда Виктор учился в 33-й Алма-Атинской школе, к ребятам пришли в гости настоящие военные летчики. Пригласили старшеклассников поступать в летные училища. Преодолев робость, вступил в разговор с военными и маленький Виктор.

- В авиации не обязательно служат богатыри, - сказали ему. - Есть много летных профессий, для которых рост не имеет никакого значения. Главное - желание до конца посвятить себя избранному делу.

Долго говорили летчики с юношей, и он как-то сразу поверил в свои силы, поверил в то, что будет летать. В этот же год он подал документы в военную школу штурманов и после сдачи вступительных экзаменов стал курсантом. Учился он упорно, настойчиво, как и все его товарищи. Время было тревожное, курсанты готовили себя к самым тяжелым испытаниям. В училище и застала Виктора война.

Нечего и говорить о том, что все курсанты сразу же засобирались на фронт. Они считали себя вполне подготовленными к боевым полетам, потому что действительно многому научились. А главное, считали себя вполне взрослыми людьми, настоящими воинами. Но командование думало иначе. Учеба продолжалась еще интенсивнее, у курсантов не было ни минуты свободного времени. А вскоре специально отобранную группу направили в Высшую школу штурманов для продолжения обучения. В этой группе оказался и В. Д. Костенко.

Как выяснилось позже, высшее училище готовило /специалистов для авиации дальнего действия.

Юному курсанту повезло: он учился у опытнейших авиаторов, среди которых был легендарный штурман Беляков, соратник Валерия Павловича Чкалова, "великого летчика нашего времени", как называли его тогда во всем мире.

Много учились, много летали, но и на этом еще не закончилась подготовка молодых штурманов. В ноябре 1942 года курсантов направляют в специальный летный центр, находившийся под Москвой. Шла гигантская битва на Волге. Во время учебных полетов курсанты приземлялись на боевых аэродромах, встречались с экипажами, которые громили окруженную под Сталинградом группировку немецко-фашистских войск. Можно представить, как завидовал Виктор своим старшим товарищам, их настоящей боевой работе.

Но вот пришел час, и вчерашние курсанты отправились на фронт. Сначала, конечно, полеты стажерами, под наблюдением опытных штурманов. Потом первые самостоятельные полеты, первые успешно выполненные задания. Наши бомбардировщики дальнего действия каждую ночь появлялись над важнейшими объектами врага: железнодорожными станциями, аэродромами, стратегическими дорогами. Когда шло наступление, летчики препятствовали организованному отходу противника, а когда советские войска оборонялись, авиация дальнего действия громила вражеские тылы, срывала и ослабляла наступление немецко-фашистских частей. Так было на Кубани, гди шли тогда ожесточенные бои.

Днем в небе Кубани беспредельно властвовали истребители, а ночью особенно "ктивно действовала бомбардировочная авиация. Аэродром находился вблизи фронтовой полосы, и летчики успевали вылетать на задания по два раза в ночь. Бомбили Анапу, Тамань, Крымск, откуда враг готовился перейти в контрнаступление на Краснодар и Майкоп. Задачи экипажа, где служил В. Д. Костенко, усложнились, когда ему поручили воздушное фотографирование. Это было очень серьезное задание, если учесть, что оборудование для ночного фотографирования было очень несовершенным. Причем объекты фотографировались не только перед бомбометанием, но и после него - для уточнения результатов поражения цели. Однако и с этой задачей летчики быстро научились справляться.

В конце мая 1943 года - передислокация в район Курской дуги. Была поставлена задача ночными бомбовыми ударами уничтожать вражеские войска, сосредоточившиеся у Белгорода. Сражения здесь развернулись ожесточенные. Район между Прохоровкой и Белгородом виделся с воздуха сплошным морем огня. Враг остервенело рвался вперед. Летчики дальней авиации бомбили места сосредоточения танковых соединений противника. Им впервые приходилось действовать в такой близости от переднего края. Наземные части специальными сигналами помогали самолетам выходить на цели. После первых попаданий загоралась техника врага, что облегчало фотографирование. В середине июля началось мощное наступление наших войск. Были освобождены Орел и Белгород, взят Харьков, а после освобождения города Мерефа немцы покатились дальше, к берегам Днепра. Наша авиация действовала и днем и ночью, было завоевано полное и безраздельное господство в воздухе. Началось освобождение Донбасса, и авиация дальнего действия совершает налеты на Макеевку, Горловку, Запорожье, а затем Полтаву и Днепропетровск. В ноябре наши войска взяли Киев, и началось освобождение правобережной Украины.

Авиация дальнего действия всегда сосредоточивалась там, где назревали особенно важные события. Поэтому, когда в начале декабря 1943 года их часть срочно перебросили под Ленинград, авиаторы поняли, что пришел час полного снятия блокады. Из-под Волхова эскадрильи каждую ночь вылетали на Таллин, Нарву, Кингисепп, Лугу, Псков; бомбили железнодорожные станции, крупные опорные пункты врага. Чтобы увеличить частоту боевых вылетов, самолеты размещались на аэродромах неподалеку от Ленинграда, так близко, от переднего края, что даже подвергались обстрелу вражеской артиллерии. Вылетали с большой нагрузкой, брали полутонные бомбы, предназначенные для уничтожения мощных оборонительных сооружений противника. Вскоре вражеское кольцо было разорвано.

В тот же период совершали вылеты и в дальний тыл врага, бомбили объекты, расположенные в пятистах и более километрах от передовой линии. Позже часть перебазировалась к Киеву, участвовала в ликвидации Корсунь-Шевченковского "котла". Наши войска шли на запад, и авиаторы передвигались вслед за ними, перемещаясь с аэродрома на аэродром. Дальняя авиация как бы кочевала по фронтам. Доводилось летать на Перекоп и Севастополь, бомбить морские цели.

Особенно запомнились штурману Костенко боевые операции в районах Ковеля, Львова, Барановичей, Замостья. Под Бобруйском самолет В. Д. Костенко сильно повредили вражеские зенитки. Еле-еле дотянули до Гомеля, где был аэродром. Надо сказать, что каждую цель, которую бомбили самолеты авиации дальнего действия, как правило, кроме зенитной артиллерии прикрывали и ночные истребители, Нндо было уметь искусно маневрировать, чтобы избежать опасности и успешно выполнить задание.

До сентября 1944 года штурман воевал, если так можно выразиться, благополучно. Но и его подстерегла беда: был ранен и оказался в госпитале Житомира. Вернулся в строй в ноябре. Вскоре В. Д. Костенко отправляют в тыл для изучения нового дальнего бомбардировщика с последующим испытанием боевой машины во фронтовых условиях. С января 1945 года на самолете большого радиуса действия В. Д. Костенко начал летать на бомбежку объектов, расположенных за рубежами нашей Родины.

Надолго запомнился массированный налет на Кенигсберг. Проходил он днем, и в нем участвовало столько самолетов, что они вынуждены были идти крыло в крыло. За короткий промежуток времени (час-полтора) на укрепления Кенигсберга обрушили свой уничтожающий удар сотни бомбардировщиков. Это случилось в начале апреля 1945 года, а уже 15 апреля летчики получили новое ответственное задание. Командование поручило авиации дальнего действия нанести бомбовый удар юго-западней Кюстрина, по Зееловскому укрепленному району. На самолет В. Д. Костенко загрузили несколько тонн бомб, он поднялся в воздух и вышел на цель через Познань. Приблизившись к Кюстрину, увидели на земле что-то невообразимое. Трассы светящихся снарядов и пуль слились в одно яркое огненное покрывало. Перед самой бомбежкой" когда самолет уже вышел на боевой курс, на земле разлился голубоватый свет. Это зажглись сотни мощных прожекторов, ослепив передний край фашистов. Склоны Зееловских высот виделись как на ладони. Самолетов было так много, что после бомбежки им с большим трудом удалось развернуться на обратный курс. Чтобы перестроиться, пришлось пролететь дальше на запад.

На обратном пути летчики видели, как внизу уже другие самолеты продолжали ожесточенно обрабатывать передовые позиции противника. Вернулись на базу радостные, взволнованные. Все были воодушевлены происшедшими событиями, хотя еще не знали, что были свидетелями начала последнего победного наступления наших войск на берлинском направлении.

Днем 8 мая 1945 года летчики авиации дальнего действия готовились к обычным боевым вылетам. Однако сигнала все не было. Летчики сидели за штурвалами, радисты внимательно прослушивали эфир. И вдруг из самолетов посыпались на зеленое поле аэродрома неуклюжие фигуры летчиков. В небо взлетели ракеты, кое-кто палил в воздух из пистолета. Оказывается, радисты услышали сообщение какой-то радиостанции о капитуляции Германии. Только вмешательство командования остановило неожиданное ликование летчиков. Официального сообщения еще не поступило. Пришлось снова занять свои места.

Однако на другой день летчики уже праздновали настоящую Победу. Фашистская Германия капитулировала, война была закончена.

* * *

На выставке достижений народного хозяйства Казахской ССР работает специальный павильон гражданской авиации. Среди его разнообразных экспонатов неторопливо прохаживается пожилой, но еще довольно стройный, сохранивший военную выправку человек. Это хозяин павильона Григорий Душанович Душанов, участник Великой Отечественной войны, бывший штурман дальней бомбардировочной ппиации.

В авиацию Григорий ушел по комсомольскому призыву в 1940 году и всю жизнь поснлтил любимому делу. После успешного окончания поенной школы штурманов был направлен в высшую штурманскую школу. В это время началась война.

Первые боевые вылеты Григорий Душанов совершил в составе авиации дальнего действия. Молодому штурману приходилось долго решить многие сложные задачи. Днем и ночью, в дождь и туман Григорий Душанов умело прокладывал курс своего дальнего бомбардировщика, и его штурманское мастерство постоянно совершенствовалось. Битва на Курской дуге, бои по освобождению Кубани и при форсировании Днепра сделали Григория Душанова опытным воином, настоящим мастером штурманского дела.

После Днепропетровской операции полк, где служил Душанов, перебазировался на Ленинградский фронт. Город на Неве набирал силы и посылал на фронт все больше и больше оружия и воинских частей. Укреплялась и авиация, наносившая ощутимые удары по врагу, по его ближним и дальним тылам.

Потом Григорий снова воюет на Украине. Наша авиаразведка действовала особенно активно в районе важного в оперативном отношении железнодорожного узла Пологи. Враг сосредоточивал здесь большое количество танков и другой боевой техники, стягивал свои войска. Наше командование приняло решение нанести по станции Пологи массированный удар с воздуха. Эта операция завершилась успешно, фашисты потеряли огромное количество техники, многие пехотные части противника были полностью уничтожены. В этом бою отличился и Григорий Душанов.

Всякое случается в дальних полетах. Самолет Душанова не раз получал повреждения, и только мастерство экипажа позволяло благополучно возвращаться на свой аэродром. Иной раз приходилось вести самолет на одном моторе, с огромным трудом приземлять его.

Бои велись уже за освобождение Прибалтики и Польши. Фашисты с особой старательностью укрепили польский портовый город Гдыню, учитывая его исключительно важное стратегическое значение. Григорий Душанов в качестве штурмана часто вылетал на разведку этого сильно укрепленного района. Участвовал он также и в массированных налетах нашей бомбардировочной авиации на город. Сокрушительные удары с воздуха обеспечивали успешные действия наземных частей, и вскоре Гдыня была взята нашими войсками.

Свои последние воздушные бои Григорий Душанов Провел в мае 1945 года - в ходе Берлинской операции. За годы Отечественной войны отважный штурман совершил 210 боевых вылетов. Родина высоко оценила доблесть и мужество воина. Григорий Душанов был награжден двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, многими боевыми медалями. Свой воинский долг коммунист Григорий Душанов выполнил с честью, как подобает гражданину и патриоту. И после победных залпов воин не расстался с родной армией. Он летал еще много лет, осваивал новую технику, настойчиво передавал свой богатый опыт молодым авиаторам.

В 1960 году Григорий Душанов ушел в запас в звании подполковника. Он пришел в гражданскую авиацию и продолжал работать линейным штурманом. И в мирные годы ему еще не раз приходилось проявлять высокое профессиональное мастерство, стойкость, выдержку, мужество и самообладание. Однажды во время бурных весенних паводков в пойме реки Сырдарьи многие населенные пункты оказались оторванными от центральных районов. Тогда в экстренном порядке была создана для спасения имущества и попавших в беду людей эвакуационная группа авиаторов. Работа проводилась быстро, энергично. Авиаторы спасали не только людей, но и скот, доставляя овцеводам корм и продукты, горючее. В этой большой и ответственной работе особенно отличился штурман Григорий Душанов.

* * *

Так сложилась жизнь двух аэронавигаторов, людей интересной и своеобразной профессии. Надо сказать, что судьба свела их еще на фронте. Они служили в одном боевом полку, а в мирное время вот уже долгие годы вместе трудятся в Казахском управлении Гражданского воздушного флота.



Содержание - Дальше