АВИАБИБЛИОТЕКА: ДЖЕЛКИШЕВ САИД "ЗВЕЗДЫ НА КРЫЛЬЯХ"

В ПОЛКУ "НОРМАНДИЯ-НЕМАН"

Одной из первых жертв фашистской Германии в Европе стала Французская республика. В результате предательства правящих кругов Франции одно из крупнейших государств Западной Европы, обладавшее мощной армией и современным вооружением, капитулировало перед немецко-фашистскими захватчиками. Но французский народ не смирился с порабощением и всеми доступными средствами боролся против оккупантов. Были созданы отряды Французского Сопротивления, объединившие патриотические силы страны.

Многие патриоты Франции принимали участие в сражениях Великой Отечественной войны. Свой вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков внесли отважные летчики авиационного полка "Нормандия-Неман".

"В марте 1942 года,- говорится в энциклопедии "Великая Отечественная война 1941-1945 гг.",- национальный комитет "Свободная Франция" (позднее - "Сражающаяся Франция") обратился к представителям Советского правительства с предложением направить в СССР группу французских летчиков и авиамехаников для участия в боевых действиях против фашистской Германии. 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР Французской авиационной эскадрильи. В конце 1942 года в городе Иванове началось формирование эскадрильи, в которой первоначально насчитывалось 72 французских добровольца. По желанию личного состава эскадрилье было присвоено наименование "Нормандия". 5 июля 1943 года на базе эскадрильи сформирован 1-й истребительный авиаполк "Нормандия"... За боевые заслуги и мужество в период боев при форсировании реки Неман полку присвоено почетное наименование "Неманский" (28 ноября 1944 г.), и он стал называться "Нормандия-Неман"... старшие лейтенанты М. Альбер, Р. де ля Пуап и посмертно М. Лефевр, а также младший лейтенант Ж. Андре удостоены звания Героя Советского Союза"*. [ "Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.". М-, 1985, с. 495. 83].

Французские летчики получили в свое распоряжение лучшие по тому времени истребители ЯК-3. Созданный талантливым авиаконструктором Александром Сергеевичем Яковлевым, самолет ЯК-3 отличался красотой форм, простотой в управлении, хорошей маневренностью. "Формы его прекрасны, как у гоночной машины, в небе он послушен и надежен",- так отзывались французы о советском истребителе, предпочитая ЯК-3 всем другим типам самолетов.

Советские и французские авиаторы жили как братья, одной дружной семьей. Каждый готов был отдать свою жизнь за товарища. Однажды с французским пилотом летел русский авиамеханик. В пути отказал мотор, и летчику-французу с земли приказали покинуть самолет. Однако он отказался прыгать, так как у его товарища - русского авиамеханика - парашюта не было. Оба они трагически погибли. После войны летчики полка "Нормандия-Неман" вернулись домой на подаренных им советских истребителях. Перед отлетом домой командир авиачасти сказал:

- Мы будем проводниками дружбы Франции и советского народа.

В полку "Нормандия-Неман служил наш земляк, авиатехник Умуртай Тусуппаев. В жару и в морозную стужу он готовил самолеты к боевым вылетам. И не было случая, чтобы машина, которую он готовил к бою, отказала. Умуртай пробыл в полку до самого конца войны.

Умуртай Тусуппаев родился в Семипалатинске, в 1917 году. В авиацию он попал после призыва на действительную службу. Его направили в город Серпухов Московской области, в школу авиамехаников, так называемую ШМАС - школу младших авиаспециалистов. В 1938 году он закончил ее, служил в 27-м истребительном авиаполку, а в 1942 году был переведен в 18-й гвардейский авиаполк. Именно в его составе сражалась эскадрилья патриотов.

Работа авиатехника сложна и ответственна. День и ночь он в хлопотах и постоянных заботах. Бывает, вернется самолет с задания весь продырявленный пулями и осколками. Усталого, измотанного, а порою и раненого летчика товарищи уносят в санчасть, а машину окружают техники. Латают и штопают самолет, проверяют вооружение, заправляют горючим. Проходят считанные часы - и самолет готов к бою. Паузы между боевыми вылетами заполнены беспрерывным трудом. Но нет для техника тяжелее времени, чем минуты ожидания своего самолета из полета.

Тяжело было Умуртаю на фронте, но он ни разу не пожалел о том, что выбрал такую хлопотную должность, напротив, гордился тем, что ему довелось овладеть ее секретами и стать мастером своего дела. Он трудился наравне со всеми, а потом и сам стал учить мастерству своих молодых помощников. Учил ревностно, старательно, как учили его в свое время.

В редкие свободные минуты Умуртай любил помечтать о будущем. О мирном будущем, конечно, о котором мечтает на войне каждый солдат.

- Вот разобьем фашистов,- говорил Умуртай товарищам,- и я сразу же попрошусь домой. Много у меня дел дома: родителям помочь надо, самому подучиться. Отвыкли мы от мирной жизни, заново привыкать придется.

- Это дело нетрудное - отвечали ему,- пожалуй, полегче войны. А ты чем дома заниматься будешь? Землю пахать или с отарой по степи кочевать?

- С удовольствием бы занялся и тем и другим. 'У нас в Прииртышье земли немереные. И хлеба растут Хорошие, и скота много. Однако думаю, что без авиации мне теперь не жить. После войны столько самолетов понастроим, только держись. Люди в каждый аул самолетами летать будут.

Так думалось и так мечталось. Но надо было еще воевать, громить врага. И прошло немало времени, прежде чем Умуртай Тусуппаев вернулся домой.

Тусуппаев проявил себя в боевой обстановке с самой лучшей стороны. Он трудился день и ночь, трудился отлично. И Родина высоко оценила его ратный труд. Умуртай Тусуппаев был награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.

- Это были смелые парни,- вспоминает Умуртай Тусуппаев,- веселые, приветливые и жизнерадостные. Жаль было тех, кто погибал в боях, но ведь шла жестокая война и жертвы были неизбежны. Это хорошо понимали и мы и французы. Погибших заменяли товарищи и жестоко мстили врагу, с каждым вылетом увеличивая свой боевой счет.

Бывалый воин Умуртай Тусуппаев и сейчас трудится в Семипалатинском аэропорту, обслуживает самолеты местных авиалиний и авиации специального применения.



Содержание - Дальше