АВИАБИБЛИОТЕКА: ДЖЕЛКИШЕВ САИД "ЗВЕЗДЫ НА КРЫЛЬЯХ"

СОДРУЖЕСТВО БРАТСКИХ АРМИЙ

"Нас обучали советские инструкторы,- пишет корреспондент О. Лесото в статье, посвященной 40-летию Войска Польского и опубликованной в газете "Правда" 11 октября 1983 года.- Среди командиров было много советских офицеров, поляков по национальности. Помощь товарищей по оружию мы чувствовали и во время боевых действий. Чувствовали, что рядом надежное плечо советского солдата".

Одним из таких советских солдат, о которых и до сих пор с благодарностью вспоминают польские воины, был наш земляк Алмабек Джумабеков. В свое время он носил звание поручика Войска Польского. За доблестный ратный труд польское правительство наградило его боевым орденом своей страны. Однако расскажу обо всем по порядку.

Жизненный путь Алмабека складывался трудно. Сын батрака из Семиреченского уезда, он рано лишился родителей. Много пришлось бы ему испытать горя и бед, если бы не Советская власть, взявшая на себя заботы о судьбе сирот. Мальчика определили в интернат, где он жил и учился на полном государственном обеспечении. Алмабек успешно закончил десять классов, вступил в комсомол, который и дал ему путевку в большую жизнь. Юноша увлекался поэзией и мечтал стать народным акыном. Но жизнь распорядилась иначе: по рекомендации горкома комсомола Алмабек в 1937 году уезжает в Тамбовскую летную школу. Уже через год он впервые поднимается в небо.

И вот успешно сданы выпускные экзамены, юноша получает свидетельство пилота гражданской авиации. Алмабек возвращается к себе домой, в Казахстан, работает в Кустанайском аэропорту. Потом его направляют в Иркутск, а позже - в далекую Якутию, на самый крайний север нашей огромной страны. Молодой летчик водит свой ПО-2 к оленеводам в тундру, вывозит больных пастухов, доставляет почту и другие важные грузы, охраняет леса от пожаров. Обыкновенная, на первый взгляд, работа, однако она требовала от летчика большого мужества, мастерства и собранности. За два года пребывания на Севере Алмабек хорошо изучил этот суровый край, освоил специфические условия полетов по тамошним сложным трассам. Он приобретает прочные навыки визуального ориентирования в пустынных просторах Севера, всегда точно и в срок приходит в пункты назначения. Летать было трудно, сложно, но паренек из Семиречья всегда выходил победителем в борьбе с суровой природой Якутии.

В одном из дальних рейсов его застает весть о войне, он торопится на свой аэродром, чтобы тут же подать рапорт об отправке на фронт. Где-то на западе его собратья-летчики уже сражаются с вероломным врагом, и Алмабек не может ни минуты оставаться в тылу. Но на Севере каждый человек на строгом счету, особенно если этот человек - специалист, хороший летчик, и Алмабека не отпускают. Он работает еще лучше, чем прежде, так как понимает, что и его скромный труд помогает приблизить победу над фашистской Германией. Только в 1943 году многочисленные ходатайства Алмабека наконец удовлетворяют, и он в составе звена самолетов ПО-2 с экипажами направляется на передний край великого сражения с немецко-фашистскими захватчиками.

На фронте звено поступает в распоряжение штаба 62-го авиаполка 16-й воздушной армии, и свое первое боевое крещение летчик из Якутии получает в воздушных боях на знаменитой Курской дуге. Известно, какие напряженные сражения велись под Курском и Белгородом в июле-августе 1943 года. В дни гитлеровского наступления в небе одновременно появлялось до шестисот вражеских самолетов. Волна за волной шли тяжелые бомбардировщики, штурмовики, пикировщики, многие десятки истребителей самых новейших типов. Жарко было на земле, а еще жарче - в небе. Гитлеровцы надеялись окружить советские войска на Курском выступе, уничтожить их и пробиться к Москве. Дороги танковым дивизиям прокладывала бомбардировочная авиация. Однако пройти далеко фашистам не удалось. Враг был остановлен, а затем обращен в бегство. Именно в этих жестоких боях советская авиация завоевала окончательное превосходство в воздухе.

Сражаясь в составе 62-го авиаполка, Алмабек Джумабеков каждую ночь летал на бомбежку врага. Летчики наносили противнику ощутимый урон. Маленький, юркий ПО-2, ведомый Алмабеком, был грозной силой в умелых руках опытного пилота. Летчик попадал в самые сложные обстоятельства, почти в каждом вылете подвергался зенитному обстрелу, атакам вражеских истребителей, но всегда благополучно возвращался на свой аэродром.

За отличное выполнение боевых заданий полк удостаивается звания "гвардейского", а Алмабек получает орден Красной Звезды. Гордое звание гвардейцев воодушевляет личный состав 62-го авиаполка, летчики сражаются с еще большим азартом.

Наряду с боевой работой на фронте, Алмабек Джумабеков выполняет и другие важные задания. Ему поручается поддерживать прочную боевую связь с партизанами легендарного Ковпака. Он доставляет партизанским отрядам боеприпасы, обмундирование и медикаменты, а обратными рейсами вывозит раненых бойцов. Несколько позже Джумабеков становится воздушным разведчиком. Он обнаруживает вражеские автоколонны, скопления войск, засекает батареи большой мощности, которые потом подавляются и уничтожаются как бомбардировщиками, так и массированным артиллерийским огнем наших орудий. Джумабеков выбирает с воздуха подсобные взлетные площадки, так называемые "аэродромы подскока" в непосредственной близости от переднего края противника. С них наши штурмовики и истребители внезапо обрушивались на врага. Такие площадки обычно выбирались на наиболее вероятных направлениях нашего наступления и тщательно маскировались.

Алмабек Джумабеков отличился и в боях при освобождении Белоруссии. В период Бобруйской операции он участвовал в бомбежке скоплений войск отступающего противника. За участие в освобождении Бобруйска и столицы Белоруссии города Минска Алмабек награждается орденом Отечественной войны II степени. Взятием Минска и других городов Белоруссии завершалось изгнание немецко-фашистских захватчиков с многострадальной советской земли. Преследуя бегущего противника, наши войска вступили на территорию братской Польши.

Вскоре завязались ожесточенные бои за Варшаву" В составе 2-го Белорусского фронта действовал и 62-й полк, в котором отважно воевал Алмабек Джумабеков.

Известно, что еще в 1943 году, в самый драматический момент войны, на территории Советского Союза была организована Польская стрелковая дивизия имени Тадеуша Костюшко, которая уже 12 октября 1943 года вступила в бой против гитлеровцев у деревни Ленино. Эту дату ее боевого крещения и принято считать днем рождения Войска Польского. В рядах прославленного соединения плечом к плечу сражались поляки, русские, украинцы, белорусы, казахи и воины многих других национальностей. В то же время в составе советского авиационного соединения появилась и отдельная эскадрилья, укомплектованная летчиками-поляками.

Польские летчики умело дрались с врагом и после освобождения своей Родины составили костяк авиационных формирований новой Польши. С тех пор прошло более сорока лет. Возрожденная с братской помощью Советского Союза Польская Народная Республика, Войско Польское вместе со иссми народами и армиями стран Варшавского договори стоят на страже мира. После освобождения страны от фашистских варваров наши авиаторы помогали полякам в восстановлении народного хозяйства. Советское правительство выделило эскадрилью самолетов с экипажами. В их числе был и Алмабек Джумабеков.

Воин-летчик честно и добросовестно работал в Польше вплоть до января 1946 года и носил звание поручика Войска Польского. Перед отлетом домой летчиков эскадрильи особого назначения провожали тепло и торжественно. Всем им были вручены польские награды и грамоты "За вечную дружбу народов СССР и Польши". В грамоте, в частности, были такие добрые слова, обращенные к советским летчикам и зачитанные представителем польского правительства:

"Вы неустанно воспитывали личный состав в духе дружбы и взаимного доверия между Красной Армией и Войском Польским. Искренне благодарю Вас за честное выполнение этой благородной задачи. Надеюсь, что и у себя на Родине Вы будете делать все возможное, чтобы эта дружба, скрепленная совместно пролитой кровью, была навеки нерушима!"

Вернувшись домой в родной Казахстан, Алмабек Джумабеков снова без остатка посвятил себя любимой работе, перевозил пассажиров и грузы. Уйдя на пенсию, он активно занимается общественной деятельностью.

В 1985 году, в дни празднования сорокалетия Победы, Алмабек побывал в Варшаве, вместе с другими воинами-ветеранами был приглашен на прием, устроенный польским правительством в честь польских и советских воинов. С приветствием к ветеранам обратился маршал Войцех Ярузельский. Гость из Казахстана посетил также места боев минувшей войны.

Недавно Алмабек Джумабеков скончался. Он умер внезапно, как солдат, сраженный пулей в бою.

Алмабек оставил молодежи завещание: сборник стихов о мирном труде и ратных делах поколения фронтовиков.



Содержание - Дальше