АВИАБИБЛИОТЕКА: ДЖЕЛКИШЕВ САИД "ЗВЕЗДЫ НА КРЫЛЬЯХ"

ПАТРИАРХ КАЗАХСТАНСКОГО НЕБА

Сергей Андреевич Юрьев впервые поднялся в небо более полувека назад. Юность он провел в городе Энгельс Саратовской области, семнадцатилетним пареньком вступил в комсомол, а уже через три года стал членом партии большевиков. Сергей Юрьев всегда стремился идти в авангарде строителей новой жизни. Когда комсомол взял шефство над авиацией, Сергей одним из первых по комсомольской путевке отправился в авиационную школу. И на фронтах Великой Отечественной войны также оказался с первых дней боев с немецко-фашистскими захватчиками.

Водил самолеты И-16, ПЕ-2 и ТУ-2. От рядового летчика вырос до майора, заместителя командира полка по летной части. Воля, целеустремленность, отвага всегда выделяли Юрьева среди боевых товарищей, тоже, как правило, настоящих мастеров своего дела.

Фронтовики знают, какими тяжелыми были первые месяцы войны. В особенно сложных условиях действовала наша авиация. Потери в живой силе и технике, утрата многих аэродромов на какое-то время значительно понизили эффективность ее действий. Немецкие летчики безраздельно господствовали в небе. Нашим самолетам приходилось базироваться на необорудованных взлетно-посадочных площадках, даже на шоссейных дорогах. К началу войны советские авиаконструкторы создали замечательные машины, но их производство еще не было развернуто. Не хватало таких самолетов, как штурмовики ИЛ-2, грозные и самые прославленные самолеты Великой Отечественной войны. Медленно пополнялись новейшей техникой истребительные и бомбардировочные полки. Но глубоко в тылу начинали действовать все новые и новые авиационные заводы, и вскоре Военно-Воздушные Силы получили самую современную технику. Однако только к середине 1943 года наша авиация завоевала прочное и окончательное господство в воздухе, которое сохранила до самого конца войны.

Молодые летчики росли и мужали в постоянных и ожесточенных боях с противником. Именно в боях приобретался опыт, совершенствовалось летное мастерство. Сергей Андреевич Юрьев участвует во многих боях, водит свой самолет и на бомбежку переднего края, и на штурмовку важных объектов в глубоком тылу противника. Приходилось ему выполнять особые задания: уничтожать укрепленные огневые точки, бомбить склады боеприпасов и горючего, мосты, дороги и железнодорожные станции, на которых обнаруживались большие скопления живой силы и боевой техники врага, случалось участвовать и в контрбатарейной борьбе.

На одном из участков фронта долгое время активно действовали дальнобойные батареи фашистов. Они обстреливали крупные населенные пункты, опорные оборонительные сооружения, железные дороги. В конце концов наша авиационная разведка засекла эти батареи. Как выяснилось, хорошо замаскированные и надежно укрытые, эти батареи располагались в пятидесяти километрах от деревни Чернявка Брянской области.

- Когда были получены точные координаты расположения вражеских батарей,- вспоминает Сергей Андреевич,- нам было поручено нанести по ним сокрушительный бомбовый удар. Наш полк ночных бомбардировщиков действовал в основном в ночное время, но, учитывая метеорологические условия, было решено совершить дневной налет. Было известно, что объект имеет хорошую зенитную оборону, и потому мы приняли все необходимые меры предосторожности.

В полдень в небо поднялись самолеты. К цели шли тремя пятерками, с тем чтобы атаковать каждую батарею пятью самолетами. Бомбардировщики шли под прикрытием истребителей. Над районом расположения целей небо было чистым, вражеские батареи просматривались исключительно четко. Налет закончился успешно. Все три группы наших самолетов, уничтожив цели, без потерь вернулись на свой аэродром.

Полк ночных бомбардировщиков, в рядах которого воевал Сергей Андреевич Юрьев, последовательно входил в состав 10-й и 15-й воздушных армий, которые поддерживали боевые действия войск Брянского и 2-го Прибалтийского фронтов. Летчики полка постоянно вели авиационную разведку, участвовали в налетах на вражеские оборонительные объекты. За годы войны Сергей Андреевич Юрьев совершил много боевых вылетов, неоднократно бывал сбит, но снова и снова возвращался в строй и продолжал громить немецко-фашист-ских варваров.

Его ратные подвиги отмечены орденами Боевого Красного Знамени, Александра Невского, многими медалями.

В феврале 1946 года Сергей Андреевич командируется в распоряжение Главного управления ГВФ, которое направляет его на работу в Казахское управление Гражданского флота. Юрьев долгое время командовал отрядом авиации специального применения, сам много лет летал на самолетах ПО-2, ЯК-10 и АН-2. Учил молодых летчиков, передавал им свой богатейший опыт самолетовождения.

Сергей Андреевич Юрьев и в преклонные годы сохранил бодрость духа, оптимизм и любознательность. Когда пришло время оставить штурвал самолета, он нашел множество полезных занятий и на земле. Прежде всего, конечно, общественная деятельность. Сергей Андреевич избирался депутатом Кокчетавского и Карагандинского городских Советов депутатов трудящихся, много лет был секретарем партийной организации в своем подразделении.

Вся жизнь старейшего казахстанского летчика, славного воина, неутомимого труженика Сергея Андреевича Юрьева служит примером для новых поколений авиаторов республики.



Содержание - Дальше