АВИАБИБЛИОТЕКА: ДЖЕЛКИШЕВ САИД "ЗВЕЗДЫ НА КРЫЛЬЯХ"

ОТВАЖНЫЙ СОКОЛ

Хасана Мингеевича Ибатулина я знаю уже давно, мы с ним почти ровесники, обоим перевалило за семьдесят, но мой друг еще бодр и полон сил.

Случается и Приболеть и занедужить - не без того конечно. Сказывается не только возраст, но и старые раны, а самое главное- бурная, напряженная жизнь в годы войны. О бывшем летчике-истребителе, командире 30 гвардейского истребительного авиаполка можно рассказать много, но я остановлюсь здесь лишь на главных этапах его поистине замечательной, полной героизма жизни.

Первый вражеский самолет Хасан Ибатулин сбил 23 июня 1941 года, на второй день войны. Было это в районе города Гродно, где наши истребители смело вступили в бой с армадой фашистских бомбардировщиков. Хасан Ибатулин в то время носил звание старшего лейтенанта и уже имел некоторый опыт авиационной работы. За плечами у него была знаменитая Оренбургская военно-авиационная школа, которую он успешно закончил в 1936 году. Потом служил в Гомельской авиационной штурмовой бригаде Особого Белорусского военного округа. В должности комиссара авиаэскадрильи X. М. Ибатулин участвовал в освободительных походах в Западной Украине. Затем служил в 160-м авиаполку 43-й авиадивизии. Это была знаменитая дивизия, и командовал ею известный в стране авиатор полковник Захаров. В ее состав позже входил авиаполк "Нормандия-Неман", сформированный из французских летчиков-патриотов.

Как уже было сказано, первый бой летчика-истребителя политрука Хасана Ибатулина с фашистскими стервятниками закончился его победой. Это окрылило молодого летчика-истребителя, тем более что за успешно проведенный бой он уже 25 июня 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР награждается орденом Красной Звезды. С этих памятных июньских дней и началась для Хасана Ибатулина трудная и долгая военная страда. Он сражался под Оршей и Ельней, в небе Смоленщины и на подступах к столице нашей Родины - Москве. Первые месяцы Великой Отечественной войны были особенно трудными не только для наземных войск Красной Армии, но и для авиации. Авиации, пожалуй, было даже труднее. Мы потеряли много самолетов, отступая, оставляли врагу аэродромы и авиационные военные базы.

Немецко-фашистская авиация в первое время владела почти полным превосходством в воздухе, однако советские летчики смело отражали вражеские атаки, сбивали и жгли фашистские бомбардировщики. Под Москвой наши самолеты "Чайка" (И-153) базировались на плохо оборудованных полевых аэродромах, а порой просто на шоссейных дорогах. Садились на шоссе и взлетали с них. И все-таки в этих неблагоприятных условиях громили, беспощадно били хваленых фашистских летчиков. Осенью 1941 года на всю страну прогремело имя летчика-истребителя младшего лейтенанта Харитонова. Впервые в истории авиации он в ночном бою таранил и сбил под Москвой тяжелый фашистский бомбардировщик. Летчику Харитонову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Прикрывая отходившие войска, наши авиаторы наносили бомбовые и штурмовые удары по прорывающимся танковым клиньям противника, из района Ельни вылетали на бомбежку переправ через реку Березину. Когда начались бои на подступах к Москве, светская авиация совершала боевые вылеты почти круглосуточно. Летали днем и ночью, в любых погодных условиях. Наши летные подразделения несли большие потери, и в начале 1942 года авиадивизию, в которой сражался Хасан Ибатулин отвели на отдых и переформировку. Летный состав части сосредоточился в районе городи Вязьмы (ныне г. Гагарин).

Летчики, по существу, не отдыхали. Авиаторы на переформировке получили новые машины, эскадрильи пополнились летным составом. Надо было срочно осваивать новые типы самолетов, учиться воевать на них. Кроме того, следовало также быстро вводить в строй молодых летчиков. Пришедшие с краткосрочных курсов, юные, необстрелянные пилоты нуждались в помощи со стороны опытных воздушных бойцов. Хасан Ибатулин бывал и воздушных боях, встречался с врагом лицом к лицу и, конечно, мог многому научить новичков. Боевые самолеты-истребители ЛАГГ-3, которых все больше появлялось на фронте, стали грозой для фашистских стервятников.

После переформирования авиадивизия снова на фронте. Полки и эскадрильи авиасоединения направляются на поддержку наших наземных войск. Авиаторы выполняли и особое задание: прикрывали рейды кавалерийских корпусов генералов Белова и Плиева, громивших дальние тылы противника. Авиаторы доставляли конникам боеприпасы и продовольствие, наносили бомбовые удары по разведанным ими целям, вывозили на "большую землю" раненых. Благодаря активной поддержке авиации кавалерийские части Белова и Плиева успешно проводили свои дерзкие рейды, наносили немецко-фашистским захватчикам огромные потери.

К началу битвы на Волге Хасан Ибатулин командовал эскадрильей, имел уже богатый боевой опыт и пользовался в своей части заслуженным авторитетом. Он не только отважно сражался, но вел постоянную кропотливую политическую работу среди воинов эскадрильи. А это было очень важно в той очень сложной обстановке, которая складывалась тогда на фронтах. Под Сталинградом Хасан Ибатулин воевал в 16-й воздушной армии, которой командовал прославленный генерал С. И. Руденко (ныне маршал авиации, Герой Советского Союза). Боевая слава 16-й воздушной армии, по существу, родилась в Сталинграде. Отсюда она начала свой ратный путь и победно закончила его в небе Берлина. В состав армии входили истребительный, штурмовой и бомбардировочный авиакорпусы. Капитан Хасан Ибатулин - комиссар и командир эскадрильи - был на виду и в полку и в дивизии. Его отличали храбрость и собранность в бою, ровное, внимательное и доброжелательное отношение к товарищам, готовность помочь в сложной ситуации, подбодрить при неудаче. Молодого командира уважали, многие брали с него пример. Именно эти качества позволили ему вырасти от командира эскадрильи до командира авиаполка - одного из лучших в истребительном корпусе.

Со своей славной 16-й воздушной армией Хасан Ибатулин прошел от Сталинграда до Берлина. Летчики одержали много побед над противником. Редкий вылет полка обходился без его командира, особенно если боевые задания бывали сложными. Об опасностях и говорить не приходится: работа летчика-истребителя всегда опасна и полна риска. Все 25 боевых экипажей истребительного полка сражались отважно, с полной отдачей сил. И пример подавал их командир.

Расскажу о некоторых воздушных боях X. Ибатулина и его товарищей. С августа 1942 года Хасан Ибатулин сражался в знаменитой 8-й воздушной армии, из которой потом выросла и стала не менее знаменитой и прославленной 16-я воздушная армия.

Перед летчиками 8-й воздушной армии стояла ответственная задача. Совместно с наземными войсками авиация должна была сдержать наступление фашистов ни Дону, не позволить врагу выйти к Волге и овладеть Сталинградом.

Враг бросил ни штурм Сталинграда свой 4-й воздушный флот. который состоял из отборных авиационных частей, укомплектованных лучшими летчиками фашистской летчиками. Это были асы, привыкшие к легким победам в Европе, когда они безнаказанно разбойничали в небе Польши, Франции, Бельгии. Особенно свирепствовали истребительные эскадры "Ас-пик", "Удет", 9-й отряд асов, 53-я истребительная эскадра и бомбардировочная эскадра имени Гинденбурга. Числено они намного превосходили воздушные силы Красной Армии, защищавшей Сталинград, к тому же обладали мощной и новейшей по тому времени авиационной техникой, были укомплектованы опытными летчиками.

Однако и 8-я воздушная армия имела в своем составе замечательные кадры. Прежде всего это тридцатидвухлетний командующий армией Тимофей Тимофеевич Хрюкин, Герой Советского Союза. Он сражался с фашистскими мятежниками в Испании, с интервентами в Китае, воевал с белофиннами.

Под стать командарму были командиры авиадивизий и полков. Герои Советского Союза С. А. Егоров, Л. Л. Шестаков, Д. Д. Валентик, А. М. Пушкин. Не последним среди них был и наш земляк Хасан Мингеевич Ибатулин, сражавшийся под Сталинградом в должности командира эскадрильи истребителей.

Вот как пишет о нем бывший штурман звена полковник в отставке Б. А. Губин в книге "В небе Сталинграда": "Особенно отличился в этих воздушных боях командир эскадрильи 436-го истребительного авиационного полка старший политрук X. М. Ибатулин. В один из дней он с шестеркой ведомых летчиков в воздушный бой с восемнадцатью истребителями и бомбардировщиками противника. И лично сбил два из них. В ходе этого боя не его "Харрикейне" сорвало капот мотора, аэродинамические качества самолета резко ухудшились, скорость полета ц маневренность значительно снизились, следовало немедленно выходить из боя, чтобы не стать легкое добычей врага. Но коммунист Ибатулин не мог оставить своих ведомых и продолжал драться наравне со всеми. Воодушевленные мужеством ведущего, ведомые усилили атаки на врага, и лейтенант И. Е. Федотов дважды атаковал противника в лоб и в обеих лобовых атаках сбил бомбардировщик Ю-88 и истребитель Ме-109. Два самолета противника, бомбардировщик Хе-111 и истребитель Ме-109, сбил второй ведомый, лейтенант М. А. Скачков.

На следующий день старший политрук Ибатулин снова был в бою, умело атаковал противника и увлекал за собой в атаку ведомых. В одной из атак он был ранен в обе ноги. На горящем самолете Ибатулин, искусно маневрируя, сумел оторваться от преследователей, сбил пламя, охватившее самолет и произвел погадку в районе аэродрома ["В небе Сталинграда". Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград, 1983, c. 153]

Многие фашистские асы нашли гибель в сталинградском небе, и в этом заслуга X. М. Ибатулина и его боевых друзей.

...Наша армия стремительно наступала по территории Польши. В Варшаве вспыхнуло восстание против гитлеровцев. К сожалению, польские патриоты выступили преждевременно, когда войска Красной Армии были еще далеко от Варшавы и не могли оказать повстанцам быстрой, эффективной помощи. Варшавян спровоцировало на преждевременное восстание польское буржуазное правительство, находившееся в эмиграции в Лондоне, а затем бросило своих соотечественников на произвол судьбы. На помощь полякам пришло советское командование. В Варшаву летали наши самолеты, доставляли восставшим оружие, боеприпасы, медикмменты и продовольствие. Здесь отличился также и 30-й истребительный полк под командованием подполковника X. М. Ибатулина. Летчики полка оказывали давление на вражескую авиацию, бомбившую Варшаву.

Так, 12 августа 1944 года четверка истребителей под командованием старшего лейтенанта И. Д. Мамонова прикрывала переправу через Вислу у Магнушского плацдарма. В это время появились враги. Около тридцати бомбардировщиков Ю-87, столько же истребителей приближались к переправе. Они шли со стороны солнца, надеясь на неожиданный удар. Но наши летчики были внимательны. Четверка истребителей Мамонова с ходу прошлась и строй немецких бомбардировщиков. Разметав врагов, истребители начали уничтожать их поодиночке. Исключительное мужество, мастерство и дерзость в атаках принесли нашим летчикам заслуженную победу. Вражеские "юнкерсы" вынуждены были освободится от бомбового груза, не долетая до переправы. Сброшенные в беспорядке бомбы большой частью обрушились на немецко-фашистские войска. Переправа осталась невредимой.

Во второй половине августа в бой вступила 1-я авиационная дивизия Войско Польского, организованная из польских летчиков-добровольцев, находившихся в Советском Союзе. Командовал ею полковник, а несколько позже генерал-майор авиации И. И. Смига. Эта дивизия стала ядром Военно-воздушных сил ноной Полыни. Поляки сражались вместе с советскими летчиками, учились у них громить фашистов. А учиться было чему и было у кого. Однажды подполковник X. Ибатулин во главе своей четверки истребителей сопровождал идущие на задание штурмовики. Примерно на высоте 1200 метров им навстречу показались немецкие "фокке-вульфы". Их было около восьмидесяти, и шли они группами по 8-10 самолетов. Воспользовавшись тем, что в воздухе много самолетов и летчикам противника затруднительно ориентироваться в обстановке, подполковник Ибатулин стремительно атаковал врага и тут же сбил один самолет, а затем отправил на землю и второй. Его напарник, младший лейтенант Денисов, также сбил вражеский истребитель, который пытался зайти в хвост самолету Ибатулина. Наши летчики сражались долго и вышли из боя только тогда, когда почти полностью израсходовали горючее.

18 апреля 1945 года во время прикрытия атаки наших штурмовиков советские и польские летчики уничтожили 27 вражеских самолетов. Причем три самолета сбил поляк Н. А. Бродский и два - X. М. Ибатулин. Фашистские летчики, как правило, не выдерживали прямого столкновения, открытого боя с нашими замечательными соколами. Боязнь смелых схваток особенно проявлялась у фашистов в последние месяцы войны. Они старались уклоняться от боя даже тогда, когда имели явное превосходство в силах, а на сражения, так сказать, "один на один" они просто не отваживались и в таких случаях старались поскорее удрать. Были, конечно, фанатики фашисты, безоглядно рвавшиеся в атаки, но испугать они уже никого не могли. Небо давно безраздельно принадлежало советским летчикам. Они были теперь хозяевами положения.

Но не забывают ветераны о днях поражений. Было время тяжелейшей учебы на своих ошибках и на ошибках своих боевых товарищей. Все это надо было пережить, осмыслить, чтобы в конце концов обрести летное мастерство и уверенность в бою, стать настоящими летчиками-истребителями.

Часто вспоминает X. М. Ибатулин одну необычную встречу на фронте. Встречу с писателем Вадимом Кожевниковым, книги которого летчик прочел и полюбил после войны. Кожевников расспрашивал Хасана о боевых вылетах, о стычках с немецкими стервятниками (немецких летчиков во время войны иначе и не называли), о первом ордене. Потом в газетах появился очерк, заголовок которого - "Бесстрашный летчик Хасан Ибатулин"-очень смутил его героя.

"У него, - писал Кожевников, - твердая рука и твердый глаз... Он любит и чувствует машину, как самого себя. Это высшее мастерство пришло не сразу... Он стал жить в воздухе и томиться на земле в нетерпеливом ожидании каждого вылета. Всю свою жизнь он отдал нашему небу, и теперь, когда на него выползают крылатым фашистские гадины, он бьет их и будет бить, как учили партии, как приказывает ему сердце сына нашей великой Родины".

Да, он бил врага. Сражался под Оршей и Ельней защищал Смоленск и Москву, отстаивал Сталинград, сбивал врага в небе Белгорода и Харькова. Но так воевали летчики и его эскадрильи, и попки, и всей авиадивизии. Так, наконец, сражался каждый советский воин. Хасану Ибатулину казалось, что писатель Кожевников явно переоценил его боевые заслуги. Чтобы оправдать такую высокую оценку своих фронтовых дел, ему надо было бить фашистов еще яростнее, чем до сих пор.

И Хасан Ибатулин продолжал разить врага. Под Белгородом, например, были такие сражения, когда в воздухе одновременно находилось до 150 самолетов. Однажды ранним утром Ибатулин со своей группой прикрывал штурмовики и встретил 18 вражеских истребителей. В шестерке Ибатулина были в основном молодые летчики, кроме того, противник имел тройной численный перевес. Но не в правилах гвардейцев уклоняться от схватки. Ибатулин повел своих товарищей на врага.

После короткого боя на землю свалилось пять вражеских истребителей. Ибатулин поджег два самолета, а его товарищи Сачков, Анутин и Латышев - по одному. А на другой день снова бой, еще более тяжелый. Ибатулин атакует "мессершмитт", но тот опережает его. Самолет сильно поврежден, Ибатулину надо прыгать с парашютом, но внизу противник, а это означает смерть или - хуже того - плен. Хасан Ибатулин с большим трудом удерживает машину в воздухе и с помощью товарищей выходит из боя. Он тяжело ранен, с каждой минутой силы покидают его. Невероятными усилиями летчик все-таки дотягивает до своего аэродрома. Как его вытащили из кабины и отправили в госпиталь, он уже не помнит.

Вернулся в строй - и снова в бой, в повседневные командирские заботы и хлопоты.

В книге "Последний штурм (Берлинская операция)", выпущенной в свет Институтом военной истории Министерства обороны СССР, так говорится об одном из эпизодов этого периода: "В течение суток авиация 16-й воздушной армии произвела 4054 самолето-вылета, в 122-х воздушных боях сбила 90 вражеских самолетов. При этом только летчиками 30-го истребительного авиаполка, которым командовал гвардии подполковник X. М. Ибатулин, в воздушных боях было сбито 16 самолетов противника".

Надо заметить, что боевой командир оставался всегда в душе комиссаром, политработником. Можно с уверенностью сказать, что партийно-политическая работа была главным существом всей его многообразной командирской деятельности. Эти его качества неизменно отмечали корреспонденты армейских и фронтовых газет, когда писали о боевых делах истребительного полка.

Партийно-политическая работа в авиации, как и во всей действующей армии стояла на высоком уровне. Так, в книге А. Г. Федорова "Авиация в битве под Москвой" (Оборона Москвы) [А. Г. Федоров. "Авиация в битве под Москвой" (Оборона Москвы). Изд-во "Наука", М., 1975 с. 182.]- приводятся воспоминания начальника политотдела дивизии А. А. Тулина, в которых рассказывается о деятельности политруков и агитаторов.

"Они - пишет А. А. Тулин,- рассказывали о доблести, проявленной в схватке с врагом летчиками X. Ибатулиным, В. Марунченко, Ф. Ф. Ярмоленко, учили на их примерах искусству побеждать, добивались быстрого проведения командирами частей, партийными и комсомольскими организациями своевременной подготовки самолетов к вылету. Инструкторы политотдела помогали командирам организовать отдых и культурный досуг летно-технического состава, проверяли качество питания и постоянно информировали личный состав о положении на фронтах".

После войны X. М. Ибатулин долго оставался в армии, закончил военно-воздушную академию и посвятил себя воспитанию молодых военных летчиков. А когда ушел в отставку, снова стал служить делу авиации - теперь уже гражданской.

Он работал начальником аэропорта, потом руководил крупным заводом. В мирном труде X. М. Ибатулин проявил себя отличным, добросовестным работником, настоящим коммунистом, как и в самые суровые и грозные дни войны.

Война оставила свой след в судьбе ветераны, след на всю жизнь. Хасан Мингеевич Ибатулип воевал храбро, беззаветно. Он совершил -156 боевых вылетов и в воздушных боях, лично и в группах, сбил 15 самолетов противника. Это даже трудно себе представить: 456 раз подниматься в небо и каждый раз идти на смерть. Но такова доля летчика-истребителя, и Хасан Ибатулин без колебания вступал в бой с противником и побеждал врага. За доблесть и героизм Хасан Ибатулин удостоен ордена Ленина, четырех орденов Боевого Красного Знамени, ордена Александра Невского, двух орденов Красной Звезды, награжден многими медалями.

В Алма-Ате существует секция Советского комитета ветеранов войны, и Хасан Мингеевич является самым активным членом этой секции. Он часто выступает перед молодежью, бывает на предприятиях и в учреждениях столицы. Люди радушно встречают ветерана, с интересом слушают его воспоминания о тяжелой войне, в которой советский народ одержал великую Победу.



Содержание - Дальше