АВИАБИБЛИОТЕКА: БЕСКОРОВАЙНЫЙ А.И. "В НЕБЕ СЕВЕРА"
Издание:
Бескоровайный Андрей Иванович
В небе Севера
- М.: ДОСААФ, 1986.-127 с. Тираж 100 000 экз.

Аннотация издательства:
В книге раскрывается одна из малоизвестных страниц героической летописи Великой Отечественной войны - о ратной доблести авиаторов эскадрильи "Комсомолец Заполярья", созданной в годы войны на средства, собранные комсомольцами Мурманской области. В центре повествования - летчики и техники, совершившие немало подвигов в боях с немецко-фашистскими захватчиками Среди них - Герои Советского Союза А. Хлобыстов, Г. Громов, П. Кутахов и другие. Для молодежи.


  • Книга в архиве: v_nebe_severa.zip (139 kb)
  • Иллюстрации: v_nebe_severa_ill.zip (408 kb)
    Содержание
    От автора
    Рождение эскадрильи
    Люди "Комсомольца Заполярья"
    Бой воздушный, скоротечный
    Фронтовые будни
    Этот день мы приближали, как могли
    Вместо эпилога.


    ОТ АВТОРА

    Более 40 лет назад закончилась Великая Отечественная война, самая тяжелая из войн, которые довелось перенести нашему народу. На полях сражений с ненавистными немецко-фашистскими захватчиками советские воины продемонстрировали беззаветную преданность Родине, делу коммунизма, воинское мастерство, мужество и героизм. Неувядаемой славой покрыли свои знамена в годы войны воины всех видов войск. Достойный вклад в Победу внесли и советские летчики. Воины ВВС, ПВО, авиация Военно-Морского Флота уничтожили в боях и на аэродромах 57 тысяч самолетов врага, а всего на советско-германском фронте фашисты потеряли 77 тысяч самолетов.

    Наши крылатые богатыри быстро овладевали поступающей в войска новой техникой, проявляя в боях с врагом незаурядное умение и мастерство, стойкость и мужество. Свыше 2420 летчиков стали Героями Советского Союза, из них 65 этого звания удостоились дважды, а А. Покрышкин и И. Кожедуб - трижды кавалеры Золотой Звезды.

    Многие из этих летчиков были воспитанниками Осоавиахима (ныне ДОСААФ) получив первоначальную летную подготовку в аэроклубах оборонного Общества.

    Советский народ и Коммунистическая партия высоко оценили вклад наших Военно-Воздушных Сил в победу над немецко-фашистскими полчищами. "В Великой Отечественной войне советского народа против фашистской Германии,- говорилось в приказе Верховного Главнокомандующего,- каша авиация с честью выполнила свой долг перед Родиной. Славные соколы нашей Отчизны в ожесточенных воздушных сражениях разгромили хваленую немецкую авиацию, тем и обеспечили свободу действий для Красной Армии и избавили население нашей страны от вражеских бомбардировок с воздуха. Умелые действия нашей доблестной авиации постоянно способствовали успеху наших наземных войск и помогли добиться окончательного разгрома врага",

    ...От Баренцева до Черного моря громыхали сражения. Немало славных страниц в летопись Великой Отечественной внесли и летчики Заполярья, самоотверженно сражавшиеся с врагом в сложных условиях Севера. Несмотря на первоначальное превосходство врага в воздухе, они смело вступали в бой и сбивали хваленых гитлеровских асов. Всего за годы обороны Советского Заполярья, по свидетельству бывшего командующего 7-й воздушной армией, действовавшей в северном небе, генерал-полковника авиации И. М. Соколова, лишь армейские летчики уничтожили в воздухе и на земле более тысячи фашистских самолетов. Свой вклад в победу над воздушным противником внесли летчики, механики, техники 147-го (в дальнейшем 20-го гвардейского) истребительного авиационного полка, в составе которого действовала эскадрилья "Комсомолец Заполярья",

    История эскадрильи примечательна. Созданная еще в первый период войны на средства, собранные комсомольцами Заполярья, она достойно прошла боевой путь. Ее личный состав сражался мужественно, умело и нанес противнику большой ущерб. После войны летный и технический состав эскадрильи продолжал упорно совершенствовать боевое мастерство, осваивал новейшие самолеты, приумножая героические традиции фронтовиков.

    В годы войны мне не раз доводилось бывать на аэродромах под Мурманском, где базировались 19-й и 20-й гвардейские истребительные авиаполки, встречаться с летчиками. Да и сами они бывали частыми гостями редакции газеты "Часовой Севера", где я тогда работал. Лично зная многих летчиков эскадрильи "Комсомолец Заполярья", в том числе Г. Громова, А. Хлобыстова, ставших впоследствии Героями Советского Союза, я - свидетель их славных боевых дел, сам в те годы комсомолец- еще тогда задумал написать об их славных боевых делах. К сожалению, реализовать задуманное тогда не удалось. Но и после войны я продолжал собирать материалы о летчиках Заполярья, встречался с ветеранами боев на Севере, переписывался с ними. Когда материала накопилось достаточно, я счел себя готовым засесть за повесть. В ней нет вымышленных действующих лиц или надуманных ситуаций. Все события и факты имели место в действительности. Я глубоко убежден, что описал лишь малую часть того, что было. Думаю, однако, что мне удалось показать, как жила и воевала эскадрилья.

    Отдавая повесть на суд читателей, считаю своим долгом принести сердечную благодарность тем ветеранам войны на Севере и их родственникам, которые оказали мне помощь в работе над книгой.


  • OCR и правка: Каргапольцев С.В.

    P.S. В книге, видимо по советской традиции, везде упоминается МиГ-3,
    хотя эскадрилья воевала на американских Р-40