АВИАБИБЛИОТЕКА: КОЗЛОВ П. Я. "ШТУРМОВИКИ"

ПАМЯТЬ

В жизни многих людей "летающий танк" Ильюшина тесно связан с понятием "подвиг".

Подвигом конструкторов и ученых было создание этого уникального самолета - первого среди главных самолетов Великой Отечественной войны.

Подвиг совершили труженики наших авиапредприятий во главе с заводом ? 18, в тяжелейших условиях войны построившие свыше сорока одной тысячи штурмовиков конструкции Ильюшина.

Но главный подвиг совершили наши летчики-штурмовики, воздушные стрелки, инженерно-технический состав наземных служб и командиры авиасоединений, воевавших на "илах". Из четырех миллионов боевых вылетов, совершенных за годы войны всеми самолетами советской военной авиации, около одной трети приходится на долю "илов". После штурмовых ударов "горбатых", как называли Ил-2 наши пехотинцы и танкисты, горели фашистские танки, бронемашины и самолеты, взлетали обломками сильно укрепленные позиции, артиллерийские батареи и железнодорожные эшелоны, скрывались в морских волнах военные корабли. Панический ужас охватывал оставшихся в живых гитлеровцев.

Расчищая путь танкистам и пехоте во вражеских укреплениях, штурмовики помогали нашим войскам добиваться боевых успехов с меньшими потерями. Во многих боях штурмовой авиации принадлежало решающее слово.

Бронезащита, мощное и разнообразное вооружение и высокая живучесть "ила" вселяли в летчиков уверенность в бою, воодушевляли их на ратные подвиги. Каждый третий советский летчик, награжденный в период Великой Отечественной войны Золотой Звездой Героя Советского Союза, был летчиком-штурмовиком, воевавшим на "иле".

В то же время самолет-штурмовик был надежным защитником, хранителем летчика и воздушного стрелка. Многие летчики-штурмовики своей жизнью обязаны "Ильюше". В сердцах летчиков, воевавших на самолетах Ил-2, прошедших огни и воды Великой Отечественной, навечно осталась любовь и благодарность к своему другу-"илу", его создателям - конструкторам, заводчанам. По-разному выражают фронтовики это святое, спаянное кровью товарищей чувство. Но в одном они единодушны - в настоятельной необходимости увековечения памяти о советской штурмовой авиации.

"За все, что сделали штурмовики, за их огромный вклад в достижение Победы над гитле-' ровпами самолету-штурмовику Ил-2 и воинам, на нем сражавшимся, следует установить памятник",- считают фронтовики.

Памятники "илам" уже появились в нескольких городах. О них - наш рассказ,

Над Истрой

При подготовке к празднованию двадцатой годовщины Победы над фашистской Германией Московский комитет партии вынес решение о сооружении монументов - памятников основным боевым машинам Великой Отечественной войны. Эти памятники в виде воздвигнутых на пьедесталы натурных экземпляров танков, самолетов, орудий, "ежей" решено было установить под Москвой, в местах наиболее напряженных боев. Тогда-то и обнаружилось, что ни одного "живого" самолета-штурмовика Ил-2 у нас не сохранилось. При перевооружении армии их списали и сдали в металлолом...

- В связи со срочностью задания,- вспоминают ветераны ОКБ имени С. В. Ильюшина,- мы изготовили деревянный макет самолета Ил-2 в натуральную величину и обшили его листами дюраля. Конечно, опытный взгляд мог сразу определить, что это макет, но в целом задача была выполнена и памятник удался.

Открыли его 9 мая 1965 года в городе Истре. Стоявший в живописном уголке парка на высоком берегу реки, Ил-2 как бы летел на запад. На памятнике были высечены слова:

ШТУРМОВИК ИЛ-2 СОВЕТСКОЙ АРМИИ БЫЛ НУЖЕН КАК ВОЗДУХ, КАК ХЛЕБ. ЛЕГЕНДАРНЫЙ "ЛЕТАЮЩИЙ ТАНК" СТАЛ ДЛЯ ЗАХВАТЧИКОВ "ЧЕРНОЙ СМЕРТЬЮ" И ДО КОНЦА ВОЙНЫ УНИЧТОЖАЛ ЖИВУЮ СИЛУ И ТЕХНИКУ ВРАГА. ЭТО БЫЛ САМЫЙ МАССОВЫЙ САМОЛЕТ ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ АВИАЦИИ - ГЕРОИ ФРОНТОВ ПОЛУЧИЛИ СВЫШЕ 41000 ГРОЗНЫХ "ИЛОВ".

И рядом - еще одна надпись:

ЗДЕСЬ В НОЯБРЕ 1941 ГОДА ГЕРОИЧЕСКИ СРАЖАЛИСЬ ВОЙСКА 16-й АРМИИ, ОТРАЖАЯ БЕШЕНЫЙ НАТИСК ВРАГА, РВАВШЕГОСЯ К МОСКВЕ. 11 ДЕКАБРЯ 1941 ГОДА ЭТА АРМИЯ В ХОДЕ КОНТРНАСТУПЛЕНИЯ ВОЙСК ЗАПАДНОГО ФРОНТА ОСВОБОДИЛА ИСТРУ ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ.

Понимая, что такой вариант памятника с самолетом Ил-2, стоящим на открытом воздухе, не может быть долговечным, в ОКБ стали исподволь готовить ему замену. Конструкторы, технологи и другие специалисты разработали, а рабочие-умельцы воплотили идею в жизнь: изготовили макет самолета Ил-2 в натуральную величину, из листов титанового сплава, стойкого к атмосферным воздействиям. К следующей годовщине Победы этот долговечный вариант Ил-2 уже стоял над Истрой.

Берега Истры издавна полюбились путешественникам, байдарочникам. Но теперь не только туристы приходят в эти места. Мальчишки и девчонки в красных галстуках выстраиваются у грозного штурмовика Ил-2 на пионерские линейки, школьникам постарше здесь вручают комсомольские билеты.

Сюда приходят молодожены с цветами. Здесь всегда торжественно.

Монумент с устремленным ввысь "илом" помогает людям сохранять память о подвиге народном, беречь в сердцах благодарность отцам, матерям, дедам...

В Куйбышеве

Ветераны Куйбышевского авиационного завода давно вынашивали идею постройки монумента с натурным самолетом Ил-2. Для завода, являвшегося головным предприятием по выпуску "илов", такой памятник имел особое значение. Идею заводчан поддержал городской комитет партии, но воплощение ее задерживалось из-за отсутствия самолета Ил-2. Казалось, затянувшиеся поиски больше уже ни к чему не приведут, но тут энтузиастам помог, как это часто бывает, случай.

Работая в карельском лесу, трактористы местного леспромхоза обнаружили на заросшем болоте в районе озера Ориярви самолет Ил-2 с останками человека в задней кабине.

О находке стало известно помощнику прокурора города Кандалакши С. Г. Мищенко и заместителю редактора местной газеты А. М. Маликову. Они организовали захоронение останков летчика на кладбище поселка Заречинск Кандалакшского района и приняли меры для выяснения личности погибшего.

Их письмо с просьбой установить завод-изготовитель найденного самолета, направленное в Министерство авиационной промышленности, попало на исполнение к инженеру Н. В. Боровкову. Николай Васильевич в годы воины сам воевал на Севере, был летчиком-штурмовиком. Невольно у него возникла догадка: "А не нашего ли полка этот самолет?" Боровков тут же связался с заводом и советом ветеранов своего 828-го штурмового авиаполка.

С бывшего завода ?. 18 сообщили, что найденный штурмовик был отправлен в январе 1943 года по железной дороге в Заполярье и передан 828-му штурмовому авиаполку.

По этим данным ветеранам полка уже нетрудно было установить, что близ озера Ориярви лежит машина летчика К. М. Котляревского, а в задней кабине находились останки воздушного стрелка Евгения Мухина...

Восьмерку "летающих танков" из 828-го шап на штурмовку вражеской авиабазы вел командир эскадрильи старший лейтенант Н. Кукушкин. В состав группы входили лучшие летчики трех эскадрилий: старшие лейтенанты Н. Коротков и В. Кривошеев, лейтенант Н. Боровков, младшие лейтенанты К. Котляревский, П. Усачев, И. Павличенко и 3. Левицкий. Морозным был тот мартовский рассвет, когда весь полк провожал группу в очень трудный боевой вылет. Каждый старался подбодрить товарищей, сказать им добрые слова. Улетели, сопровождаемые всего тремя истребителями 609-го иап - двумя английскими "харрикейнами" и одним нашим ЛаГГ-3.

Зажатый между сопками, аэродром Алакуртти с длинными рядами "юнкерсов", "хейнкелей" и "мессершмит-тов" с высоты двухсот метров был отличной целью. На нее и обрушила свой бомбовый запас восьмерка "илов". На самолетных стоянках загорелись подготовленные к боевым вылетам вражеские самолеты. Стали рваться бомбы, подвешенные под "юнкерсами". Черный дым закрыл взорванное бензохранилище. Но и штурмовиков встретил шквал огня многочисленных зенитных батарей противника...

- Сто шестьдесят восемь боевых вылетов на самолете Ил-2 совершил я за время войны,- вспоминает Николай Васильевич Боровков.- Штурмовка же аэродрома Алакуртти запомнилась мне как самая опасная, правда, и наиболее результативная. Как стало известно, мы уничтожили более сорока вражеских самолетов, взорвали склад горючего, сожгли многие аэродромные постройки.

Однако потеряли четырех лучших летчиков полка: Н. Кукушкина, В. Кривошеева, 3. Левицкого и Н. Короткова.

Отбиваясь от своры "мессеров", с боем отходили к линии фронта четыре оставшихся штурмовика, прикрываемые одним истребителем. Дымил подбитый самолет Кости Котляревского. Едва воздушный стрелок Евгений Мухин доложил, что у него кончились патроны, как "мессер" длинной очередью скосил Женю. Не дотянув до линии фронта, Котляревский вынужден был посадить свой подбитый штурмовик на заснеженное болото. Мухин был мертв. Проваливаясь в глубокий снег между болотными кочками, временами теряя сознание от боли в раненых руках и голове, Котляревский пополз. Только на восьмой день его подобрали наши разведчики.

...В далекие карельские края для осмотра найденной машины с Куйбышевского авиазавода откомандировали двух энтузиастов: недавнего секретаря комитета комсомола В. Г. Быкова и старейшего мастера отдела эксплуатации Е. А. Капустника.

Неповторимо прекрасна суровая, местами дикая природа Карелии и того района Мурманской области, куда прибыли заводчане. Здесь все для них было новым, необычным, особенно - заросшие лесом, труднопроходимые сопки, некогда загроможденные валунами. Тысячелетиями каменное одеяние сопок обрастало мохом, ягодниками и теперь, в осенние дни, было покрыто толстым красно-зеленым ковром - созревшей брусникой.

С помощью проводников из местных жителей заводчане благополучно добрались до самолета. Так и есть, он самый - Ил-2 постройки завода .? 18. Конечно же дало себя знать тридцатилетнее "сидение" на болоте: деревянная хвостовая часть фюзеляжа сгнила, сильно поржавели дюралевые крылья и другие металлические элементы, но бро-некорпус уцелел. Как быть дальше?

Полтора километра от самолета до озера Ориярви, и на всем этом пути - густой непроходимый лес. Под ногами чавкает и "дышит" болото - неизвестно, пройдет ли к самолету трактор. По озеру агрегаты самолета можно перевезти на барже, но как их погрузить? Тяжелы, а крана нет... Словом, десятки вопросов, ответы на которые нужно искать самим, прямо на месте, где лежит Ил-2.

В соседнем леспромхозе, узнав о цели приезда заводчан, сразу нашлись желающие помочь. Прорубили просеку к озеру. Связали из бревен солидный плот в три наката - чтоб лучше держался на плаву. Директор леспромхоза выделил трелевочный трактор для перетаскивания агрегатов самолета к озеру. Все вроде бы складывалось удачно, как вдруг произошло ЧП...

Как только Капустник и его добровольные помощники отстыковали крылья, к самолету подошел трактор. Бронекорпус с центропланом решили вывезти на "горбу" трактора - он был оборудован специальной лебедкой. Вот здесь-то и просчитались. Получив дополнительный солидный груз, трактор уже не смог преодолеть трясину. Гусеницы прорезали верхний, растительный покров болота, и трактор медленно погрузился в булькающую жижу почти наполовину... Хорошо еще, тракторист успел выскочить из кабины.

Руководители леспромхоза, люди опытные, умные, и в этом сложном положении не растерялись, организовали дело так, что удалось извлечь трактор из трясины, агрегаты самолета доставить на берег озера и погрузить на плот.

Теперь предстоял тридцатикилометровый путь по озеру. Воды его будоражила волна, а в затишных местах и протоках между островами уже становился лед. Доплыли с трудом, в пути дважды ремонтировали поврежденный гребной винт у катера-буксировщика. С плотов агрегаты "ила" перегрузили на автотягачи, и уж на них доставили до станции Алакуртти - той самой, недалеко от которой в 1943 году был подбит штурмовик Котляревского...

Этот эпизод с находкой и спасением самолета Ил-2 напомнил людям постарше о случае, бывшем в тех же карельских лесах в 1919 году. Тогда перед механиком 6-го ремонтного поезда Сергеем Ильюшиным и группой красноармейцев была поставлена особая задача: найти и вывезти из карельских лесов и болот вражеский самолет новейшей конструкции, подбитый красноармейцами. Самолет оказался далеко от железной дороги. Его пришлось разобрать, по частям перетащить на себе через болото до лесной просеки, а затем на лошадях довезти до железной дороги.

Трудное тогда было время. Люди из отряда Ильюшина сильно изголодались, пооборвались, но задание выполнили Самолет привезли в Москву, и он помог нашим авиаторам при создании учебной машины У-1.

И теперь, через пятьдесят с лишним лет, заиодчане вывозили самолет из болот и лесов Карелии. Но это не какой-то иностранный образец, а отечественный "ил", необходимый для увековечения целой эпохи отечественной авиации ...

Весть о доставке на завод старого штурмовика каким-то образом дошла до рабочих. В ангар, куда привезли для восстановления агрегаты самолета, стали заходить ветераны. По тому, как теплели глаза, подрагивали пальцы рук, когда рабочие гладили многострадальный штурмовик, было ясно: дорога старикам эта машина, много в их жизни связано с ней...

Сотни умельцев - ветеранов и молодых рабочих бывшего завода ? 18 - с любовью восстанавливали самолет, доставленный с таким трудом из Карелии. И в день празднования тридцатилетия Победы - 9 мая 1975 года - тысячи жителей города стали участниками открытия памятника героям Великой Отечественной войны. Мемориал воздвигли на площади, на пересечении оживленных магистралей - Московского шоссе и проспекта, ведущего в новый Кировский район. В центре мемориала - штурмовик Ил-2, как бы уносящийся с многометровой взлетной полосы. Самолет оснащен пушками, пулеметами, вооружен реактивными снарядами и бомбами. Он, как и прежде, стремителен и красив. На памятной доске высечено золотом:

ИЛ-2 УСТАНОВЛЕН 9 МАЯ 1975 ГОДА В ЧЕСТЬ БОЕВЫХ И ТРУДОВЫХ ПОДВИГОВ КУЙБЫШЕВЦЕВ В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ.

Интересные и знаменательные встречи состоялись во время открытия памятника. Из Москвы прилетел прославленный летчик, дважды Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Константинович Коккинаки. В свое время он испытывал в воздухе опытный экземпляр штурмовика Ил-2, дал ему путевку в жизнь. Из Новосибирска прибыл летчик-фронтовик, чей самолет поднят на пьедестал в Куйбышеве,- Константин Михайлович Котляревский, Собрались и его друзья-однополчане - Герой Советского Союза В. В. Козлов, Н. В. Боровков, В. В. Дубогрызов. Многое вспомнили ветераны на торжественном митинге.

Бывшие руководители завода ? 18 и соседних с ним предприятий, также участвовавших в массовом производстве штурмовиков, воины бывшего 828-го штурмового авиаполка и других воинских частей, представители областных и городских организаций в своих выступлениях единодушно отмечали: открытие мемориала увековечило замечательные свершения талантливых конструкторов и ученых - создателей этого уникального самолета, трудовую доблесть заводчан и боевые подвиги летчиков-штурмовиков, громивших захватчиков на всех фронтах Великой Отечественной войны.

Л. Я. Клобукова, в. годы войны-механика самолета Ил-2 108-го гвардейского штурмового авиаполка, а ныне - старшего инженера Главного вычислительного центра Москвы и ответственного секретаря Совета ветеранов 108-го гвардейского авиаполка, памятник в Куйбышеве вдохновил на создание стихов "Лети, "горбатый"...":

Оружью русскому есть памятников много
Как символы одержанных побед,
Они стоят в полях и на дорогах,
Войны священной отмечая след. ,

Но мне один запомнился надолго,
Воздвигнут он, где был глубокий тыл,
В индустриальном городе на Волге,
Взлетающий бронированный "ил".
Приземистый, перед прыжком напрягшись,
Расправив крылья-плечи, он готов
Сегодня так же, как в бою вчерашнем,
Обрушить залпы пушек на врагов.
В нем воплощенье богатырской силы
Непокоренной Родины моей,
Единства фронта нашего и тыла,
Бесстрашия и мужества людей.
Лети, "горбатый", расскажи потомкам,
Что путь к Победе не был прост и скор,
А на рейхстаге и его обломках
И твой автограф украшает взор.

В Москве

Вынося решение о строительстве памятника самолету Ил-2 в Москве, на территории Опытного конструкторского бюро имени С. В. Ильюшина, администрация и партийная организация ОКБ самую сложную часть задания поручили заслуженному летчику-испытателю СССР, дважды Герою Советского Союза В. К. Коккинаки. Ему предстояло отыскать подходящий экземпляр штурмовика Ил-2.

Поиски начались.

В 1976 году газета "Новгородская правда" опубликовала заметку о том, что один из жителей города видел на болоте Нивий мох самолет, очень похожий на знаменитый Ил-2. Владимир Константинович Коккинаки поехал в Новгород, разыскал этого человека и узнал, что подойти к тому самолету летом практически невозможно - болото непроходимо. Летчик обратился к руководству ДОСААФ, и то подключило к поискам местный аэроклуб. Оказалось, что начальник аэроклуба Герой Советского Союза И. А. Каберов тоже видел с воздуха самолет на болоте, но и он подтвердил, что без вертолета туда не добраться. И снова Коккинаки помогли авиаторы, на этот раз - из Ленинградского военного округа: они выделили вертолет Ми-2.

- Когда вертолет повис над самолетом, лежавшим на болоте,- рассказывал В. К. Коккинаки,- все сомнения отпали: это- Ил-2. Причем не один, а целых два, находившихся недалеко друг от друга.

Стали обследовать машины. Над каждым "илом" зависал Ми-2, и заводской мастер Ю. П. Докин по веревочному трапу спускался на центроплан машины. Конечно, время не пощадило деревянных частей самолетов. Но бронекорпуса и другие металлические агрегаты сохранились, хотя и сильно поржавели. Сразу после беглого осмотра второго самолета Докин поднялся в кабину вертолета. Его сообщение было кратким: "Там бомбы!"

Теперь к работе подключился специалист-сапер одной из воинских частей округа старший лейтенант Н. С. Круглов. Обследовав самолет, он приступил к обезвреживанию смертоносного груза. Его добровольным помощником в этой опасной операции стал фотокорреспондент "Новгородской правды" А. А. Качевник. Перебираясь с кочки на кочку, они отнесли изъятые бомбы подальше от самолета. Потом прибывшие сюда солдаты-саперы под руководством Н. С. Круглова взорвали бомбы.

Дальнейшее обследование самолетов и самого места, где они находились, окончательно убедило участников экспедиции, что вызволить штурмовики, не повредив, можно только с помощью могучего летающего крана. Ильюшинцы изготовили специальные такелажные "пауки", способные не только удержать на весу тяжелый штурмовик, но и преодолеть силу "объятий", в которых болото много лет держало "илы". К месту работ прилетел вертолет Ми-8, доставил группу специалистов-строповщиков. Они произвели подготовительные работы и закрепили "пауки" за стыковочные узлы первого "ила".

Тем временем заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Василий Петрович Колошенко привел на болото Нивий мох летающий кран Ми-10К. (Узнав о просьбе ильюшенцев, испытатель винтокрылых машин не смог остаться в стороне - ведь сам он всю войну летал на штурмовике Ил-2.)

Строповщики сцепили грузовой трос вертолета с "пауками", и могучий Ми-10К вырвал "ил" из болота. Короткий рейс на аэродром новгородского аэроклуба и обратно, за вторым самолетом. Опять готовятся грузовые стропы, снова звучит команда "Подъем"...

- Чувствую, что не идет груз,- вспоминал позднее Василий Петрович,- как будто бы мой вертолет за земной шар зацепился... Снова иду на подъем, еще... Наконец "ил" стал медленно отделяться от болота...

Досаафовцы Новгорода бережно приняли необычный груз, очистили его от тины, аккуратно расстыковали агрегаты штурмовика и подготовили их к транспортировке в Москву.

Долгожданный груз в ОКБ принял специальный штаб по созданию памятника самолету Ил-2. Руководство и партийная организация добились того, чтобы восстановление штурмовика, несмотря на огромную загрузку плановыми работами, стало делом всего коллектива. Вместе с ветеранами - проектировщиками и техническими исполнителями опытного штурмовика этот Ил-2 восстанавливали молодые рабочие и конструкторы.

Открытие памятника на территории ОКБ имени С. В. Ильюшина состоялось 9 мая 1978 года.

В красивом изломе высокий пилон вознес в небо легендарный штурмовик Ил-2. Кажется, "летающий танк" направляется на боевое задание. Его шасси убрано, он несет полное бомбовое вооружение и эрэсы; готово к бою стрелково-пушечное вооружение. На памятнике - две надписи.

Первая - посвящение:

ГЕРОЯМ ФРОНТА И ТЫЛА 1941-1945 гг. ПОДВИГ ВАШ БЕССМЕРТЕН

Вторая надпись - пояснительная;

САМОЛЕТ-ШТУРМОВИК ИЛ-2 КОНСТРУКЦИИ СЕРГЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ИЛЬЮШИНА.

БОРТОВОЙ ? 301064.

ИЗГОТОВЛЕН ЗАВОДОМ ? 30 В МОСКВЕ В ОКТЯБРЕ 1942 г. ВХОДИЛ В СОСТАВ 33-го ГВАРДЕЙСКОГО ШТУРМОВОГО ПОЛКА 6-й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ.

ЭКИПАЖ: ЛЕТЧИК - СТАРШИЙ СЕРЖАНТ АЛИЕВ ЧЕУН АЛИЕВИЧ. СТРЕЛОК - РЯДОВОЙ ГОЛОД ГЕННАДИЙ ЛЬВОВИЧ.

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ШТУРМОВИК ИЛ-2 БЫЛ ГРОЗНЫМ ОРУЖИЕМ В БОРЬБЕ С ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ. В 1977 ГОДУ ЭТОТ САМОЛЕТ БЫЛ НАЙДЕН В РАЙОНЕ г. НОВГОРОДА И ДОСТАВЛЕН В МОСКВУ ПРИ АКТИВНОМ УЧАСТИИ ЗАСЛУЖЕННОГО ЛЕТЧИКА-ИСПЫТАТЕЛЯ В.К. КОККИНАКИ. САМОЛЕТ ВОССТАНОВЛЕН КОЛЛЕКТИВОМ ЗАВОДА. УСТАНОВЛЕН 9 МАЯ 1978 ГОДА.

Во время пресс-конференции, состоявшейся после открытия памятника, отвечая на вопрос журналистов о судьбе второго самолета, привезенного Коккинаки с Новгородчины, генеральный конструктор Г. В. Новожилов сообщил, что эта машина будет тоже восстановлена и передана в музей Военно-Воздушных Сил в Монине.

- Но прежде чем занять достойное место в музее, этому самолету придется поработать,- с улыбкой дополнил свою информацию генеральный конструктор.- Дело в том, что на Мосфильме создается кинокартина об "илах" и нас просят, чтобы Ил-2 ? 301060 поучаствовал в съемках. А для этого штурмовик должен иметь работающий двигатель, если и не летать, то хотя бы передвигаться по земле самостоятельно. Вот к этому и готовят второй "ил" наши специалисты.

История второго самолета Ил-2, найденного на болоте Нивий мох, очень схожа с историей первого. Этот самолет (? 301060) изготовлен на том же заводе ? 30. Самолет входил в состав 71-го штурмового авиаполка 3-й гвардейской авиадивизии 6-й воздушной армии. Летал на нем гвардии сержант М. А. Федотов.

- Михаил Александрович присутствует здесь, и мы попросим его самого рассказать об этом случае,- объявил председательствующий.

На сцену под аплодисменты собравшихся поднялся М. А. Федотов.

- Базировался тогда наш семьдесят первый шап в Волоколамске, - начал свой рассказ гвардеец-фронтовик. - В предвечерних сумерках морозного тридцатого декабря сорок второго года, когда механики самолетов уже начали прогревать моторы и зачехлять их на ночь, поступила команда: одному "илу" срочно вылететь на разведку обстановки на дорогах в районе Радово - Сафроново. Командование узнало о концентрации там больших сил противника и хотело иметь дополнительные сведения. День угасал, на выполнение задания времени было в обрез, а мой стрелок как на грех отлучился в батальон аэродромного обслуживания, и пришлось мне лететь одному. Пролетел я вдоль одного шоссе - оно было пусто, развернулся на другую дорогу, увидел несколько групп немецкой пехоты, грузовики и сообщил об этом по радио на базу. Пока отвлекся на радиопередачу, не заметил, как "мессер" зашел снизу с хвоста и ударил из пушек по моему "илу". Наверное, он разбил маслорадиатор - стрелка манометра масла упала до нуля, мотор стал быстро перегреваться, и появилась опасность его заклинивания. Подо мною было большое заснеженное пространство с темными пятнами кустарника, туда я и решил сажать машину с убранным шасси. . Сумерки сгущались быстро, видимость ухудшалась, надо быстрее садиться, но тут я вспомнил, что в обоих бомбоотсеках бомбы, а под крыльями эрэсы; Пустить их нельзя - впереди могут быть наши войска. Мотор заработал с перебоями, и я пошел на вынужденную посадку с боекомплектом на борту. Конечно, страшновато было. Мне ведь накануне этого, двадцать третьего моего боевого вылета на "иле" только двадцать один год исполнился. Но "Ильюша" меня выручил - плюхнулся в снежную подушку, пробороздил ее и замер. Ни взрыва, ни пожара не произошло, Выбрался я из кабины и, проваливаясь в снег, а иногда и в незамерзшие под снегом болотистые "окна", стал пробираться к своим. На третьи сутки с помощью связистов, немного обмороженный, но живой, добрался до своего полка, Вскоре пересел я на другой Ил-2, воевал, был несколько раз награжден, в том числе и орденом Ленина. Войну за- кончил в Берлине. После войны освоил штурмовик Ил-10 и летал на нем до самого увольнения из армии. В настоящее время живу и работаю в Новосибирске. Из трех моих сыновей двое связаны с авиацией... Разрешите мне, товарищи, от всего сердца поблагодарить вас, создателей замечательного самолета Ил-2 - настоящего бойца, грозы фашистов и верного друга летчиков. Спасибо вам, дорогие товарищи, и низкий, земной поклон...

* * *

Задание на восстановление второго штурмовика, федотовского, значительно отличалось от первого. Из самолетных агрегатов особо повышенные требования были предъявлены к шасси и управлению самолетом. А новая винтомоторная установка второго "ила" получилась точь-в-точь как настоящая. Группа ветеранов и партийная организация завода, некогда изготовлявшего моторы для "илов", дружно взялись за восстановление сердца самолета. Старейшие специалисты-мотористы М. Г. Селиверстов, Б. С. Антонов и другие проявили находчивость и быстро оживили мотор. В отличие от прочих самолетных частей и деталей, мотор АМ-38 штурмовика сохранился неплохо. Большинство его узлов и агрегатов после переборки и чистки были признаны годными. Только некоторые элементы из наружной "обвязки" мотора потребовали замены. Их нашли в музее ВВС. Вскоре АМ-38 занял место на испытательном стенде. Немного покапризничав, он все же заработал.

Наступил торжественный день, когда механик Хромов вместе с Михайловым, Гольским и другими специалистами, закончив подготовку самолета к рулежке, пригласили на аэродром летчика. Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии бывший летчик-штурмовик Э. И. Кузнецов занял место в кабине восстановленного самолета. Прозвучала забытая команда "От винта", ответ - "Есть, от винта", и воздушный винт штурмовика Ил-2 ? 301060 начал медленно вращаться. Мотор несколько раз оглушительно чихнул, выбрасывая из выхлопных патрубков клубы дыма-пара, дал очередь вспышек и наконец стал набирать обороты...

Прогрев, как положено, мотор, летчик скомандовал "Убрать колодки", плавно увеличил обороты, и самолет тронулся с места, провожаемый овацией присутствующих - участников редчайшей операции по оживлению заслуженного боевого самолета. Вырулив на асфальтированную полосу аэродрома, "ил" развернулся и побежал по полосе, да так быстро, что некоторым показалось, будто он взлетел...

Таким, стремительным, как прежде,- и увидели сто многие люди на экранах своих телевизоров 24 января 1980 года в передаче "Время".

Как только Ил-2 ? 301060 "ожил", его пригласили па главную роль сразу в двух кинокартинах. А после съемок в Воронеже и Прибалтике, в канун Дня Воздушного Флота, 15 августа 1980 года, этот уникальный самолет передали на вечное хранение в музей ВВС в Монине. На митинге заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии В. К. Коккинаки вручил формуляр самолета начальнику музея генерал-лейтенанту авиации С. Я. Федорову.

Прославленному "илу" предоставили место в ангаре, как раз под большой картиной "Илы" в атаке", выполненной конструктором-художником ОКБ имени С. В. Ильюшина фронтовиком Николаем Григорьевичем Федуловым. Теперь многочисленные посетители музея слушают взволнованные рассказы экскурсоводов-фронтовиков о славных боевых делах "илов", один из которых начал свою вторую, мирную жизнь на пользу Родине.

Много интересных встреч было на торжествах в Монине. Но, пожалуй, самой трогательной оказалась встреча подполковника запаса М. А. Федотова со своим боевым другом и спасителем - возрожденным "илом". И не будем в претензии к ветерану за то, что он, стоя рядом со своим однополчанином-видом", с глубоким волнением приняв букеты цветов от пионеров, не смог произнести большой ответной речи. Собравшиеся хорошо понимали, что лучше всяких слов о любви летчика М. А. Федотова к своему народу говорят его славные фронтовые дела, его девяносто боевых вылетов на штурмовике Ил-2...

30 марта 1979 года, в канун восьмидесятипятилетия со дня рождения С. В. Ильюшина, к проходным ОКБ его имени устремился поток гостей. Здесь состоялось торжественное открытие кабинета-музея выдающегося авиаконструктора.

Сергей Владимирович Ильюшин... Для молодых он - патриарх авиации, для его соратников и современников - бессменный и неутомимый руководитель, боевой коммунист, сочетавший в себе качества конструктора-творца и

государственного деятеля, душевного товарища и вдумчивого, требовательного руководителя, более сорока лет возглавлявшего созданный им конструкторский коллектив.

Так же обстоятельно и четко, как это всегда любил делать сам Сергей Владимирович, экспозиция, развернутая в кабинете и прилегающих к нему комнатах, показывает основные вехи творческого пути ОКБ имени С. В. Ильюшина.

Здесь представлены модели трех групп "илов" - штурмовики, бомбардировщики и пассажирские самолеты. Каждая из этих крылатых машин появилась не случайно, а воплощала в себе патриотический ответ конструкторов Ильюшина на требования времени, удовлетворяла нужды нашей страны. И конечно, возглавляют этот парад авиационной техники легендарный "летающий броненосец" - самолет-штурмовик Ил-2 и его старший брат - дальний бомбардировщик Ил-4.

По документам, представленным на стендах, можно проследить и всю жизнь С. В. Ильюшина в авиации, и основные вехи творческого пути его ОКБ. На этих же стендах и планшетах рядом с фотографиями Сергея Владимировича - портреты его помощников, товарищей по нелегкому творческому труду.

Многие из соратников Сергея Владимировича по-прежнему трудятся в ОКБ. Это нынешний руководитель ОКБ генеральный конструктор, действительный член АН СССР 'дважды Герой Социалистического Труда Генрих Васильевич Новожилов, главный конструктор Герой Социалистического Труда Валерий Африканович Борог, руководители КБ и отделов. Они, верные последователи и воспитанники школы Ильюшина, решают сложные задачи современной авиации. Решают уверенно, достойно производственной эмблемы ОКБ - крылатых букв "ил". Об этом свидетельствуют хотя бы два самолета последних лет, сданные в серийное производство и эксплуатацию: тяжеловоз Ил-76 и аэробус Ил-86.

Фотодокументы рассказывают о большой дружбе Сергея Владимировича Ильюшина и Владимира Константиновича Коккинаки. В. К. Коккинаки первым поднимал в воздух более пятидесяти типов самолетов, созданных конструкторским коллективом С. В. Ильюшина. Кроме обязательных программ летных испытаний и доводок всех опытных экземпляров ильюшинских самолетов Коккинаки совершал на самолетах с маркой "ил" многочисленные рекордные полеты, а также дальние международные перелеты. Со штурманом М. X. Гордиенко на самолете "Москва" (прототип ДБ-3) он выполнил перелет из Москвы в Северную Америку (остров Мискоу). Воздушный путь около 8000 километров был пройден за 23 часа без посадки. Примечательно, что это выдающееся достижение советской авиации, совершенное в апреле 1939 года, получило достойную оценку значительно позднее, в 1965 году, после организации Международного комитета авиации и космонавтики.

В кабинете Ильюшина все сохранено так, как это было при нем,- спартански просто, рационально и приспособлено для работы. На большой, в полстены, доске - чертежи общих видов самолетов Ил-2 и Ил-62 с четкой подписью, сделанной тушью: "Сер. Ильюшин". Шкаф с книгами и огромный, больше метра в диаметре, глобус со специальной линейкой для измерения расстояний на нем. С тех пор как "илы" завоевали все шесть континентов, генеральный авиаконструктор часто подходил к этому глобусу.

Портрет В. И. Ленина на стене и рядом с ним - Указы Президиума Верховного Совета СССР о награждении Опытно-конструкторского бюро:

Орденом Ленина - в 1942 году.

Орденом Красного Знамени - в 1944 году.

Орденом Трудового Красного Знамени - в 1968 году.

Из всех авиаконструкторских коллективов только ОКБ С. В. Ильюшина и А. С. Яковлева в течение Великой Отечественной войны дважды награждались орденами.

Есть в кабинете скромная витрина. Под стеклом - партийный билет члена КПСС С. В. Ильюшина. В графе "Время вступления в партию" значится: "Октябрь 1918 года". Тут же демонстрируются Почетные грамоты, врученные Верховным Советом Союза ССР в связи с награждением С. В. Ильюшина золотой медалью Героя Социалистического Труда.

Первый раз звание Героя Социалистического Труда присвоено выдающемуся авиаконструктору в 1941 году. Второй раз - в 1957 году. Третий раз - в 1974 году.

Диплом об избрании С. В. Ильюшина действительным членом Академии наук СССР помечен 26 ноября 1968 года.

С. В. Ильюшину посчастливилось быть делегатом нескольких съездов нашей партии. Начиная с 1937 года он избирался в высший орган государственной власти - Верховный Совет СССР. Был Сергей Владимирович и депутатом Московского Совета. Мандаты, удостоверения, членские билеты, свидетельствующие о большой общественной деятельности С. В. Ильюшина, заняли витрину в музее. Тут же - многочисленные авторские свидетельства, иностранные патенты, дипломы, грамоты...

С. В. Ильюшин никогда не отделял себя от своего коллектива,- ни на работе, ни во время отдыха. Это сразу чувствуешь, входя в кабинет Сергея Владимировича. Трогательно выглядит скромный баянчик, который не раз сопровождал Сергея Владимировича в его поездках за город в выходные дни вместе с товарищами по ОКБ. Фотографии рассказывают и о другом увлечении Сергея Владимировича - охоте...

Немало сердечных слов оставляют посетители мемориального кабинета в книге отзывов. Многие выражают уверенность, что музей-кабинет С. В. Ильюшина станет не только священным местом для сотрудников ОКБ и людей, знавших Ильюшина, но и сокровищницей идей, творческих свершений и трудовой славы коллектива единомышленников, с гордостью называющих себя ильюшинцами.

В Лиде

Как не схожи людские судьбы, так разнятся и судьбы боевых самолетов. С огромным трудом восстанавливали каждый найденный Ил-2. Гораздо больше повезло его старшему брату - штурмовику Ил-10: несколько этих боевых самолетов сохранилось до нынешних дней.

Один боевой экземпляр Ил-10 демонстрируется ныне в музее Военно-Воздушных Сил Советской Армии в подмосковном городе Монине.

Второй, также боевой экземпляр штурмовика стал памятником, он установлен на постамент в белорусском городе Лиде. В свое время этот самолет принадлежал 226-й штурмовой авиационной дивизии, преобразованной в марте 1943 года в 1-ю гвардейскую Сталинградскую штурмовую авиадивизию. В ходе войны авиационное соединение пять раз награждалось орденами. В октябре 1943 года - орденом Красного Знамени за отличную работу в тяжелых метеоусловиях по освобождению города Мелитополя. В апреле 1944 года - орденом Суворова II степени за образцовое выполнение боевых заданий командования при прорыве укрепленной обороны противника на Перекопском перешейке в Крыму. В феврале 1945 года - орденом Кутузова II степени за героические действия при прорыве обороны противника в Восточной Пруссии. В апреле 1945 года - орденом Ленина за отличные боевые действия, мужество и отвагу, проявленные при разгроме групп немецких войск юго-западнее Кенигсберга. И наконец, в мае 1945 года - еще одним орденом Красного Знамени за овладение портом и крепостью Пиллау и проявленные при этом мужество и доблесть.

В славной авиадивизии вырос 81 Герой Советского Союза, причем семь человек удостоены этого звания дважды: Л. И. Беда, А. Я. Брандыс, И. А. Воробьев, М. Г. Гареев, А. К. Недбайло, Н. И. Семейко, М. Т. Степанищев. Двадцать три воздушных стрелка 1-й. гвардейской штурмовой авиадивизии стали полными кавалерами ордена Славы.

По ходатайству ветеранов этого прославленного авиасоединения в городе Лиде в честь двадцатилетия Победы был водружен на постамент самолет Ил-10.

Грозный штурмовик Великой Отечественной войны стал еще одним памятником - свидетельством героизма и мужества советских летчиков-гвардейцев.

В Заполярье

Интересный памятник установлен в Заполярье, в районе города Кандалакши. Это металлический макет-копия Ил-2 с размахом крыльев в два метра, установленный на высоком пилоне.

Соорудить такой памятник в Заполярье было далеко не просто. Председателю поселкового Совета Марии Антоновне Сурововой и другим активистам пришлось немало потрудиться, прежде чем произошло торжественное открытие памятника.

17 октября 1974 года, в тридцатую годовщину изгнания гитлеровцев из Заполярья, сюда съехались ветераны войны: летчик-штурмовик Герой Советского Союза В. В. Козлов, воздушный стрелок В. В. Дубогрызов, командир эскадрильи Н. В. Боровков и другие. Было много волнующих встреч, воспоминаний...

Прозвучали стихи, написанные бывшим командиром 828-го штурмового Свирского авиаполка Н. Ф. Гончаровым. Вот несколько строк из стихотворения, называется которое "Летали в бой, как на работу.,.":

Война была четыре года,

А после столько лет подряд

Стреляют раны на погоду,

Друзья со мною говорят.

Приходят те, что старше стали

С тех пор, как кончили с войной,

И те, что юными остались,

Какими шли в последний бой.

Мы вспоминаем все победы,

Пути тернистые до них,

Ведем шумливую беседу

О наших взлетах боевых.

И, воскресив иную дату,

Невольно вздрогнешь от того,

Что было будничным когда-то

И не страшило никого...

На родине С. В. Ильюшина

Каждый Ил-2 или Ил-10 на пьедестале - это образный, впечатляющий памятник создателям боевого самолета, ставшего легендарным не когда-то после, а в самый разгар Великой Отечественной войны.

Но прежде всего такой монумент - это, пожалуй, вечный памятник советским людям, свершившим невероятное. Памятник подвигу народа, сумевшего в пекле жесточайшей войны не только сохранить свою промышленность, но и развить ее, обеспечить создание массовой штурмовой авиации и прежде всего уникальных "летающих танков" Ил-2.

И наконец, самолет Ил-2 на пьедестале - это, безусловно, наиболее впечатляющий памятник "воздушной пехоте" - десяткам тысяч летчиков-штурмовиков и воздушных стрелков, сотням тысяч безвестных героев - авиатехников, оружейников, командиров, которые в жару и стужу круглосуточно своим трудом на земле обеспечивали наши победы в небе.

Разумеется, все, что было сказано о памятниках легендарным ильюшинским штурмовикам, полностью относится и к другим монументам, где на пьедесталы вознесены танки, самолеты, "катюши", бронекатера, орудия, "ежи". Это общенародные памятники, роль и значение которых трудно переоценить.

Но есть в нашей стране памятники совершенно особые - это бронзовые бюсты дважды Героям Советского Союза и дважды Героям Социалистического Труда. Устанавливаемые на родине Героев, они являются выражением высшей степени всенародной признательности Героям, лучшим из лучших советских людей.

Бронзовый бюст дважды Героя должен быть жизненно убедительным, правдивым, доносить до грядущих поколений облик конкретного человека. Кроме того, он должен отвечать многим эстетическим и техническим требованиям, предъявляемым к нему как к произведению искусства. Именно поэтому процесс создания памятников-бюстов регламентирован постановлением Совета Министров СССР, и осуществляется специализированными организациями и контролируется Министерством культуры СССР.

Так, приказом министра культуры СССР проектирование памятника-бюста С. В. Ильюшину было поручено скульптору О. М. Манизеру и архитектору И. Е. Рожину. Совместно с архитектором и представителями горисполкома и горкома партии Вологды решено было установить бюст выдающегося авиаконструктора в областном центре, а не в исчезающей ныне деревне Дилялево, где родился С. В. Ильюшин.

Интересно, что фамилии Ильюшина и Манизера соприкоснулись не в первый раз. Еще в 1943 году по решению правительства Манизер работал над скульптурным портретом авиаконструктора Героя Социалистического Труда С. В. Ильюшина. Только тогда это был скульптор Матвей Генрихович Манизер. Созданный им бронзовый бюст С. В. Ильюшина находится в музее города Кишинева. Теперь, в 1974 году, над скульптурным портретом Ильюшина, уже дважды Героя Социалистического Труда, начал работать скульптор Отто Матвеевич Манизер - доцент художественного института имени В. И. Сурикова, сын М. Г. Манизера.

Несколько раз лауреат Ленинской премии, профессор архитектуры И. Е. Рожин и О. М. Манизер ездили в Вологду, "вписывали" бюст С. В. Ильюшина в городской ландшафт. Затем состоялась защита проекта на художественном совете Министерства культуры, рассмотрение его на расширенном заседании градостроительного совета Вологды. Наконец все проектные работы были закончены и ленинградский завод "Монументскульптура" приступил к воплощению памятника в металле.

В день открытия бюста - 14 января 1977 года многие вологодцы собрались в небольшом сквере на одной из центральных площадей города. На трибуне - представители обкома КПСС, облисполкома, делегация из Москвы во главе с представителем Министерства авиапромышленности, супруга С. В. Ильюшина Анастасия Васильевна и его сыновья.

Звучит торжественная мелодия, ниспадает покрывало, обнажая бронзовый бюст ученого и авиаконструктора. На высоком пьедестале из темно-красного полированного гранита надпись:

ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР АКАДЕМИК ИЛЬЮШИН СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ ЗАСЛУГИ В ДЕЛЕ СОЗДАНИЯ НОВЫХ САМОЛЕТОВ УКАЗОМ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 20 ИЮЛЯ 1957 ГОДА НАГРАЖДЕН ВТОРОЙ ЗОЛОТОЙ МЕДАЛЬЮ "СЕРП И МОЛОТ".

Медленно падают снежинки, оттеняя чеканные формы бюста...

Торжественный митинг окончен, но люди не спешат покинуть площадь. Многие подходят к памятнику, вглядываются в одухотворенное лицо Сергея Владимировича Ильюшина...

В Воронеже

Самолет-штурмовик Ил-2 и город Воронеж, по праву считающийся родиной советской штурмовой авиации, неотделимы друг от друга. Этим и руководствовались члены местного спортивно-технического клуба РИФ, когда обращались к генеральному директору Воронежского авиационного завода А. Г. Михайлову с просьбой помочь им в подъеме самолета Ил-2 со дна озера. Директор нашел возможность удовлетворить просьбу.

...Некоторые жители села Ракитное (это в часе езды от Белгорода, в зоне знаменитого сражения на Курской дуге) хорошо помнят, как в их озеро упал объятый пламенем самолет.

- Низко над землей летели три наших штурмовика, - рассказывал очевидец.-Один из них, видно, был подбит - горел, отставал от других, летел все ниже, ниже и скрылся в камышах, только клуб дыма поднялся... Случилось это первого сентября сорок третьего года...

Около месяца спортсмены-подводники во главе с председателем клуба инженером В. Усачевым трудились в Ракитном. С помощью авиазавода, Ракитянского райкома партии, десятков местных жителей удалось извлечь со дна заболоченного озера части штурмовика Ил-2 и останки членов экипажа.

Как сообщала газета "Правда" 8 ноября 1978 года, по документам, найденным в самолете, установлены имена людей, находившихся на борту самолета в момент катастрофы. Ими были: командир звена 50-го отдельного разведывательного авиаполка лейтенант А. В. Бабель, техник-лейтенант А. А. Тюфяков и военнослужащий А. Я. Чирков. Их останки с почестями захоронены в Ракитном. Нашлись и родственники погибших воинов.

А части самолета перевезли на авиазавод; там и организовали его восстановление. Конечно, воронежцы использовали опыт, полученный при выполнении аналогичных работ на бывшем заводе ? 18 и в ОКБ имени С. В. Ильюшина. Однако новая задача была весьма трудной - очень мало деталей самолета, привезенных из Ракитного, годилось в дело... Генеральный директор Воронежского авиазавода А. Г. Михайлов собрал у себя ветеранов, когда-то строивших Ил-2, и сказал:

- Заводские дела вам, товарищи, известны, план у нас напряженный - аэробусы Ил-86 очень нужны стране, поэтому много людей на восстановление Ил-2 выделить не представляется возможным. Да и работа эта для нас инициативная, внеплановая, заниматься ею нас никто не заставляет, при желании можем и отказаться от нее,- бросил "пробный камешек" директор...

- Ну уж нет!- зашумели ветераны.- Только не отказ! Восстановление "ила" для нас да и для всего завода - дело чести. А что касается людей, то постараемся сделать машину с наименьшими затратами.

- Хорошо, конечно, что у вас такой задор, я и сам всей душой "за",- продолжал директор.- Но, пока у меня но будет технической документации и обоснованного плана работ, окончательного решения принимать не будем. Дмитрий Владимирович,- обратился генеральный директор к заместителю главного технолога Доброзракову, - прошу вас возглавить подготовку технической и плановой документации по "илу". Через неделю соберемся снова, тогда и решим.

8 сентябре 1978 года подробный, тщательно продуманный план работ по восстановлению самолета и строительству мемориала был утвержден и введен в действие приказом по заводу.

И началась работа, необычная для всех ее участников. Возглавили ее ветераны завода Д. В. Доброзраков и А. Ф. Цветков. Конструкторскую часть поручили А. И. Таллеру, а производственную - мастеру А. Г. Егорову. Все они - активные участники строительства грозных "илов" в годы войны, хорошо знающие самолет. Подбирая людей в свою немногочисленную группу, Егоров разыскал опытных слесарей-универсалов, некогда строивших Ил-2: И. Малина, И. Назарова, И. Базарова, А. Фокина, В. Хренову, Е. Смагину и других. Параллельно с восстановлением самолета Ил-2 велось проектирование и производственное обеспечение мемориала. Этим руководил главный архитектор завода А. В. Крауэль.

- Всех нас охватил такой энтузиазм, появилась такая одержимость в работе, словно возродился прежний боевой лозунг: "Ил-2 нужны как воздух, как хлеб!" - вспоминают участники восстановительных работ.

Трудились, не считаясь со временем и не замечая его. Ил-2 снова стал любимым детищем заводского коллектива. У небольшой штатной группы Доброзракова - Егорова появилось много бескорыстных помощников. Заводской комитет комсомола взял шефство над этой работой. Директор завода систематически контролировал выполнение внеплановых работ, и они были успешно завершены.

9 мая 1979 года сотни и сотни заводчан, делегации из воинских частей, пионеры пришли на площадь Авиастроителей к памятнику Ил-2. Рядом с этой площадью, образованной при слиянии улиц Героев Стратосферы и Циолковского, находится заводская проходная. Здесь, на самом "авиационном" месте воронежского левобережья, и поднялся к небу прославленный самолет-штурмовик, "летающий танк". Кажется, он стремительно летит на запад, с полным комплектом вооружения...

Наступают торжественные минуты. На трибуну поднимаются ветераны войны и труда, руководители городского комитета КПСС, горисполкома и авиазавода, представители общественных организаций. В числе почетных гостей - заслуженный летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии Владимир Константинович Коккинаки, Герой Социалистического Труда, бывший директор авиазавода ? 18 Александр Александрович Белянский, бывший парторг ЦК ВКП(б) на заводе .? 18 Николай Иванович Мосалов, Герой Социалистического Труда, бывший директор Воронежского авиазавода Борис Матвеевич Данилов, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Александр Иванович Вобликов, Герой Советского Союза, бывший летчик-штурмовик полковник в отставке Борис Александрович Шехирев, руководители работ по восстановлению Ил-2 ветераны труда Д. В. Доброзраков, А. И. Таллер, А. Г. Егоров и другие. На трибуне - родственники членов экипажа, героически погибшего на этом "иле". Здесь же - члены спортивного клуба РИФ - участники поисковых работ.

Торжественный митинг открыл секретарь парткома авиазавода В. В. Зыков. Затем выступили ветераны - летчики-фронтовики и создатели "илов". Гордостью за свой народ, за Коммунистическую партию, сплотившую фронт и тыл в монолитную силу, которая разгромила фашизм, было проникнуто каждое выступление.

Генеральный директор авиазавода А. Г. Михайлов разрезает символическую ленточку - открывает памятник. На мраморной плите - надпись:

САМОЛЕТ ИЛ-2 УСТАНОВЛЕН В ЧЕСТЬ ТРУДОВОГО ПОДВИГА ВОРОНЕЖЦЕВ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг. 9 МАЯ 1979 г.

Звучит салют и гимн Советского Союза. Представители трудовых коллективов, пионеры, родственники членов экипажа возлагают цветы к подножию монумента.

А немного позже, когда народу на площади стало меньше, к памятнику подошли две женщины. Пожилая женщина бережно положила цветы на мемориальную плиту и, глядя на памятник, поклонилась низко-низко, до самой земли.

Из группы людей, стоявших неподалеку, донеслось:

"Ее единственный сын тоже был летчиком, погиб на войне :"

Так и на земле русского города Воронежа заступил на вечную, бессменную вахту еще один памятник самолету Ил-2, памятник всем летчикам-штурмовикам - героям Великой Отечественной.

В Новороссийске

Летом 1974 года группа аквалангистов Ворошиловградского машиностроительного института под руководством С. С. Гага обследовала прибрежные воды Черного моря в районе Сухой щели. Здесь, на глубине около восемнадцати метров, они обнаружили самолет-штурмовик Ил-2.

Находкой заинтересовались Новороссийский городской комитет партии, горисполком, работники музея истории города. Было решено поднять самолет со дна моря. Операцию по подъему "ила" поручили коллективу Новороссийской группы аварийно-восстановительных и подводно-технических работ во главе с Е. Лаухиным. Водолазы A. Воронов, В. Семенякин, Г. Яновский, Н. Мазов, крановщик В. Михеда, тракторист Э. Хайрединов и члены экипажей теплохода "Нахимовец" и катера "Водолаз-24" отлично выполнили сложное задание. Самолет подняли из воды и доставили на судоремонтный завод.

- Необычно выглядел Ил-2, поднятый из морских глубин: весь он был в ракушках и водорослях,- рассказывал Владимир Константинович Коккинаки, приехавший в свой родной город осмотреть редкую находку.- Но, как известно,- продолжал прославленный летчик,- металл, долго пролежавший в море, на воздухе быстро ржавеет. Так что черноморцам предстояло не только восстановить самолет, но и защитить его от коррозии...

Сознавая все эти трудности, руководство, партийная организация и комсомольцы Новороссийского судоремонтного завода тем не менее взялись за восстановление "ила". На заводе был создан специальный штаб во главе с бывшим летчиком коммунистом В. А. Пушкиным. Молодые судоремонтники с помощью работников вагоноремонтного завода имени "Новороссийской республики", Краснодарского аэропорта, сельхозавиации, курсантов НВИМУ и других активистов вернули машине прежний вид.

Тем временем работники Музея истории Новороссийска через Центральный военно-морской архив установили, что этот самолет (условный ? 2440, мотор АМ-38Ф ? 24183) принадлежал 2-й авиаэскадрилье 8-го гвардейского штурмового авиаполка. Экипаж самолета: летчик - гвардии майор Виктор Федорович Кузнецов; воздушный стрелок - гвардии старший краснофлотец Александр Васильевич Решетинский. 19 апреля 1943 года во время штурмовки позиций врага самолет Кузнецова был подбит и упал в море. Экипаж погиб.

Пока восстанавливали "ил", в архитектурном управлении Новороссийска под руководством Г. Н. Наджаряна разрабатывался проект памятника. Было решено соорудить его к тридцатипятилетию Победы и установить на улице имени Героев-десантников. Но благодаря стараниям энтузиастов легендарный штурмовик был вознесен на пьедестал раньше намеченного срока.

29 марта 1980 года сто Героев Советского Союза и пятнадцать дважды Героев - участников встречи ветеранов Военно-Воздушных Сил - приехали в Новороссийск. Гостей сразу же провели к памятнику Ил-2. Бросалась в глаза его отличительная особенность: рядом с самолетом на пьедестале находилось и его стальное сердце - мотор АМ-38Ф.

С волнением осматривали летчики-герои памятник грозному "илу". Да это и понятно: многие из них воевали на таких же штурмовиках, многие - истребители - постоянно взаимодействовали с "илами".

В Волгограде

Готовясь торжественно отметить сорокалетие разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, партийные и советские органы города на Волге провели большую работу по сооружению различных памятников. В частности, перед зданием панорамы Сталинградской битвы в 1982 году были установлены натурные макеты трех боевых самолетов: истребителя конструкции А. С. Яковлева, легкого бомбардировщика конструкции П. О. Сухого и штурмовика Ил-2. Где же нашли столь редкий теперь самолет С. В. Ильюшина?

По сведениям, полученным из различных источников, агрегаты этого штурмовика сохранились в одной из воинских частей Венгерской Народной Республики. По просьбе руководителей советских ВВС венгерские друзья передали агрегаты штурмовика нашим представителям, а те доставили их в Волгоград. Здесь и собрали макет "ила".

Гвардейцы двух поколений

8 мая 1985 года в 12.00 над изумрудным полем аэродрома появился самолет Ил-76. Он шел на высоте 800 метров, и с земли было отчетливо видно, как открылся его грузовой люк и из него выпрыгнули люди. Раскрылись разноцветные купола парашютов прямоугольной формы, и в воздухе начался "танец десантников". Следом за десантниками вылетел парашютик, затрепетал в воздушной струе и вытянул большой грузовой парашют, за которым из чрева самолета-гиганта выскользнула и повисла на стропах солидная грузовая платформа.

Самолет полетел дальше, а зрители, среди которых было немало ветеранов 6-й гвардейской Запорожской ордена Богдана Хмельницкого штурмовой авиационной дивизии, с интересом стали наблюдать за платформой, быстро приближавшейся к земле. Ближе, ближе, еще ближе... Казалось, вот-вот произойдет непоправимое, и тут между платформой и землей вспыхнуло пламя - сработало посадочное устройство,- и платформа, окутанная клубами белого дыма, аккуратно приземлилась. Дружный возглас зрителей заглушил басовитые раскаты вовремя сработавших двигателей мягкой посадки.

Теперь внимание всех переключилось на парашютистов. Некоторые, достигнув земли, в несколько секунд освобождались от парашютов и, подчиняясь отработанному порядку, устремлялись к приземлившейся платформе. Другие продолжали летать. Они планировали на своих парашютах-крыльях в различных, как казалось - произвольных, направлениях. После приземления они тоже почти мгновенно освобождались от парашютов и с оружием в руках занимали свои места в круговой обороне, центром которой стала грузовая платформа.

Ведущий этой воздушно-десантной операции - гвардии подполковник Э. А. Зайцев,- комментируя с помощью мегафона происходящее, позволял ветеранам-штурмовикам не только наблюдать, но и как бы участвовать в том, что происходило на аэродроме. Оказалось, что на грузовом парашюте опустилась броневая машина десанта - БМД. К платформе подбежали парашютисты-десантники - члены экипажа БМД. В считанные минуты они освободили машину от замков крепления к платформе, заняли свои места на борту, и БМД умчалась в заданном направлении.

В это время внимание ветеранов привлек нарастающий гул авиадвигателей - к самым границам аэродрома стремительно приближался Ил-76. Идя на бреющем полете, он промелькнул, оглушив людей, стоявших на земле, ревом двигателей. Пройдя границы аэродрома, круто взмыл вверх и вскоре исчез из виду...

Я смотрел на возбужденные, помолодевшие лица ветеранов-штурмовиков, слушал их восторженные отзывы об увиденном, восхищался сам, а память уносила меня в прошлое. Аэродром авиазавода ? 18, отработочные линейки которого густо заставлены "илами"; а со взлетной полосы то и дело взмывают в небо бронированные, с мощным вооружением, самолеты Ил-2... Вот полевые аэродромы 1-й Краснознаменной авиабригады, куда с завода перелетали самолеты Ил-2 и где формировались штурмовые авиаполки. Здесь работали и заводские бригады. Отсюда они улетали на различные участки фронта - в полевых условиях ремонтировать, возвращать в строй пораненные в боях "илы"...

- Внимание, к нам приближается БМД.- Голос ведущего вернул меня из прошлого в настоящее.

Лихо развернувшись, БМД замерла перед группой ветеранов, и молодые, ловкие парни мигом выстроились у машины.

Командир части поблагодарил экипаж за четко выполненное задание. В ответ прозвучало:

- Служим Советскому Союзу!

...На следующий день состоялось торжественное построение и митинг. Под родными знаменами рядом с бывшими воинами 108, 109 и 110-го гвардейских штурмовых авиаполков, во время войны входивших в состав 6-й гвардейской шад, и ветеранами управления этой авиадивизии стояли подразделения молодых воздушных бойцов.

Участники митинга возложили цветы к памятнику летчику 109-го шап Герою Советского Союза гвардии старшему лейтенанту С. В. Милашенкову, который 14 июля 1944 года повторил подвиг Н. Ф. Гастелло - направил свой горящий штурмовик на вражескую танковую колонну. Ныне имя Милашенкова носят средняя школа и улица в Москве. В своих выступлениях ветераны напомнили собравшимся, что подобные наземные огненные тараны фашистской военной техники совершили три экипажа 108-го Рава-Русского ордена Суворова штурмового авиаполка
- Летчик - командир звена гвардии лейтенант Н. А. Жуков, воздушный стрелок - гвардии сержант Д Н. Л. Макуха.
- Летчик - гвардии младший лейтенант И. С. Евсеев, воздушный стрелок - гвардии младший сержант Б. П. Coболев,
- Летчик - гвардии младший лейтенант М. Д. Пашков, воздушный стрелок - гвардии сержант Л. Г. Скорихин. I

Вечно будут жить в сердцах людей герои, павшие в боях за Родину!

Председатель Совета ветеранов 108-го шап гвардии полковник А. И. Живчиков сообщил, что согласно решению Рава-Русского горсовета звание почетного гражданина города присвоено И. И. Аврамчику, И. М. Гуржию, В. Г. Древалю, Ф. А. Жигарину, И. И. Зиновьеву, Ф. П. Иванькову, К. И. Маковееву, А. К. Новикову, А. А. Павличенко, А. И. Рогулину, В. Н. Смирнову, В. С. Шилову Ю. А. Фиклистову.

...Ветераны, выступавшие на торжественном вечере, посвященном сорокалетию Победы, раскрыли перед молодежью глубокий смысл слов о единстве фронта и тыла, обеспечившем нашу Победу. Одни рассказывали о том, как трудились в тылу, создавая отечественную штурмовую авиацию, равной которой не было в мире. До тридцати самолетов Ил-2 в сутки выпускал авиазавод ? 18, дважды за войну награжденный орденами. За формирование авиаполков авиабригада награждена орденом Красного Знамени. Всего наша промышленность построила за годы войны 36 163 самолета Ил-2 и значительное количество самолетов Ил-10. Другие напомнили, что сотни штурмовых авиаполков успешно воевали на всех фронтах.

По значимости вклада в достижение Победы над гитлеровским фашизмом бронированный штурмовик С. В. Ильюшина оценивается как первый среди главных самолетов Великой Отечественной войны. Участники торжественного собрания в честь сорокалетия Победы единодушно поддержали приветственные телеграммы коллективам ОКБ имени С. В. Ильюшина, создавшего этот замечательный самолет, и Куйбышевского авиазавода, возглавлявшего строительство армады "летающих танков".


Содержание