АВИАБИБЛИОТЕКА: БЕСКОРОВАЙНЫЙ А.И. "В НЕБЕ СЕВЕРА" |
ВМЕСТО ЭПИЛОГА Давно отгремели грозы войны, а израненная земля все еще хранит на себе следы ожесточенных боев. Еще крепче хранит их память людская. Кровью полили мы поля сражений. Такое не забывается. Хранят память о войне и ветераны боев на Севере, бывшие воздушные бойцы эскадрильи "Комсомолец Заполярья", Тогда, сорок с лишним лет назад, они были комсомольцами, сегодня - убеленные сединами ветераны, Но, как поется в известной песне, не стареют душой ветераны. Массовый героизм воинов-комсомольцев и комсомольцев-тружеников. тыла в годы войны явился ярчайшим проявлением любви молодежи к своей Родине и результатом гигантской организаторской работы партии по воспитанию молодежи. "Комсомольцы,- писал в "Комсомольскую правду" во время Великой Отечественной войны командующий 62-й армией генерал-лейтенант В. И. Чуйков,- со своим фантастическим бесстрашием и мужеством во имя победы Родины шли на легендарные, не слыханные в истории войн подвиги..." Прав был А. Сурков, когда писал: Испытало время свинцом и огнем, Стали нервы железу под стать. Победим. И вернемся. И радость вернем. И сумеем за все наверстать. Орден Ленина на знамени комсомола увенчал заслуги молодежи Страны Советов в Великой Отечественной войне. Героев, известных и безымянных, погибших и живых,- миллионы. И они вечно будут служить для советских людей образцом высокой нравственной силы и беззаветной преданности народу. И среди этих миллионов немеркнущим светом сияют имена Зои Космодемьянской и Александра Матросовп, Николая Гастелло и Олега Кошевого, Юрия Смирнова и Лизы Чайкиной, Три тысячи комсомольцев удостоены за свои подвиги звания Героя Советского Союза, причем 60 комсомольцев стали дважды Героями Советского Союза, ...Идет время. Чем дальше от нас военные годы, тем глубже и полнее оцениваем мы бессмертный подвиг воинов, отдавших свою жизнь во имя свободы и независимости социалистической Родины. Идет время, все меньше бывших фронтовиков собираются на свои традиционные встречи в День Победы. Устоявшие против вражеского огня, они бессильны против его величества времени, Все меньше и меньше остается и тех, кто когда-то бок о бок воевали с Громовым, Хлобыстовым, Бычковым, Поздняковым. По-разному сложились судьбы тех, кто вернулся с войны. Родина увековечила память павших. В Москве и Мурманске - двух городах-героях - имеются улицы, носящие имя Алексея Хлобыстова. А в Килп-Явре, под Мурманском, его имя носит средняя школа. Следопытами собрано немало материалов об отважном летчике. В предвоенные годы он работал на опытном заводе Всесоюзного научно-исследовательского и . проектно-конструкторского института металлургического машиностроения. Кинолюбителями института создан о Хлобыстове документальный фильм, а на территории института сооружен бронзовый бюст летчика, установлена мемориальная доска в цехе опытного завода, где он трудился. Более двухсот боевых вылетов совершил за два года боев на Севере Михаил Бычков, лично сбил шесть вражеских самолетов и семь в группе. Отважный летчик награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1 степени. В память о земляке в Тульской области его именем названа средняя школа. Первый командир эскадрильи "Комсомолец Заполярья" Георгий Васильевич Громов закончил войну в Берлине, будучи командиром авиационного полка. В марте 1945 года он был представлен к высшей правительственной награде - званию Героя Советского Союза. В наградном листе, подписанном командующим 16-й воздушной армией генерал-полковником авиации С. И. Руденко и командующим войсками 1-го Белорусского фронта Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым, отмечалось: "Особенно отличился в боях при защите Советского Заполярья. В дни напряженных боев в трудных метеорологических условиях делал 4-6 боевых вылетов в день, не считаясь с трудностями". К весне 1945 года Г. Громов провел 64 воздушных боя и лично сбил 13 самолетов противника. Всего же за время войны им сбито 18 вражеских самолетов. До 1963 года Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г. В. Громов продолжал службу в армии, будучи заместителем командира соединения. Затем работал в ДОСААФ, учил молодых парней и девушек прыгать с парашютом. В 1974 году Г. Громов приезжал в Заполярье. Он побывал на местах боев с фашистскими оккупантами, встречался с боевыми друзьями, с красными следопытами. В Килп-Явре, в школе, носящей имя Героя Советского Союза А. Хлобыстова, по просьбе председателя первичной организации ДОСААФ провел урок мужества. Ребятам, как это водится, не терпелось узнать про тот "самый страшный" бой, за который Громова наградили Золотой Звездой Героя, а Георгий Васильевич почему-то вспомнил день, когда ему пришлось докладывать на заседании бюро Мурманского обкома комсомола о боевой работе эскадрильи за восемь месяцев. Волновался тогда не меньше, чем перед любым боем. Они долго перед этим сидели с Иваном Жариковым в землянке и при робком пламени светильника, сработанном техниками из гильзы зенитного снаряда, вспоминали пройденный за эти месяцы эскадрильей боевой путь. Был он нелегким. Когда ему предоставили слово, Громов поднялся с места. Легко и свободно прошел к трибуне. Мельком взглянул на собравшихся. Увидел в глазах, в настороженных позах заинтересованность, готовность внимательно слушать, И сегодня на школьном уроке мужества генерал-майор Громов увидел почти те же заинтересованно-настороженные мальчишечьи глаза (впрочем, многие члены бюро обкома комсомола были тогда лишь чуть< старше собравшихся послушать Героя теперешних десятиклассников). И вдруг до мельчайших подробностей вспомнилось ему тогдашнее выступление, к которому они так долго готовились с Жариковым. Вспомнилось потому, что очень уж схожими показались эти два его выступления. Тогда, в 1942-м, перед бюро Мурманского обкома комсомола и теперь, более тридцати лет спустя, перед комсомольцами семидесятых годов. -Товарищи! - хриплым oт волнения голосом начал он свое выступление перед школьниками, будто все еще чувствовал себя к той обкомовской обстановке. Впрочем, и тогда, и теперь надо было отчитаться о том, как они воевали и били врага. Но Громов все-таки заставил себя поправиться. - Ребята! - продолжил он.- В годы войны комсомольцы и молодежь Мурманской области самоотверженно трудились, чтобы на личные сбережения и средства, заработанные в нерабочее время, построить эскадрилью самолетов, по их желанию эскадрилью назвали "Комсомолец Заполярья". Наши летчики с гордостью летали на полученных самолетах, не одну победу одержали на них над фашистскими захватчиками. Я хочу рассказать вам, ребята, как комсомольцы и молодежь эскадрильи "Комсомолец Заполярья" сражались за освобождение советского Севера. Они сражались бесстрашно, быстро набираясь опыта и мастерства. Все мы дали клятву оправдать доверие мурманских комсомольцев и беспощадно разить врага. Эту клятву мы выполнили. Вы, конечно, ждете от меня боевых эпизодов, каких-то особых моментов из жизни эскадрильи "Комсомолец Заполярья". Такие напряженные моменты в бою с врагом были и у меня, и у моих товарищей. О них немало сказано и написано. И вы о них наслышаны. Три тарана совершил в воздушных боях старший лейтенант Алексей Хлобыстов. Таран-это особый вид боя, особый подвиг. Летчик идет на него, когда все средства борьбы с врагом исчерпаны, а пропустить вражеский самолет нельзя. Его надо сбить. Иначе он натворит много бед. И тогда остается один выход - таранить врага. Хлобыстов шел на это трижды. И трижды выходил победителем, оставался жив. Но сегодня мне хочется рассказать вам о летчике, который был одним из зачинателей таранных ударов по врагу на Севере. Его звали Павел Каиков и он служил в нашем истребительном авиационном полку и в нашей эскадрилье, правда, тогда она еще не носила имени "Комсомолец Заполярья". Он был юн и отважен, но как дисциплинированный воин, честно выполнял ту работу, которую ему поручали. Еще до войны, в начале своей летной карьеры, как и многие летчики, начинал путь в небо на самолете У-2. Но мечтал пересесть на истребитель, чтобы самому драться с врагом, своими руками разить врага. И вот комсомолец Павел Каиков получил "чайку". Он, как и прежде, старательно выполнял свой долг воина, но один день, даже один миг высоко поднял его в глазах товарищей, показал, какие благородные качества таятся в характере советского юноши. В тот день, 29 ноября 1941 года, Каиков в составе эскадрильи выполнял боевое задание-штурмовал скопление вражеских войск. Штурмовка прошла успешно, и летчики возвращались на свой аэродром. Лейтенант Павел Кайков прикрывал посадку своих товарищей. И тут он увидел два истребителя противника, пытавшихся уничтожить наши самолеты при посадке. И Каиков смело вступил в бой. Кончились боеприпасы. Мужественный летчик пошел в лобовую атаку и протаранил вражескую машину. Второй фашистский самолет поспешно скрылся. От сильного удара стал разрушаться самолет героя-комсомольца. Павел пытался выпрыгнуть с парашютом, но сделать этого не успел: слишком малым было расстояние до земли. Вот откуда пошла в эскадрилье "Комсомолец Заполярья" традиция сражаться до последней возможности, во что бы то ни стало сбивать фашистские самолеты. Лейтенанту Павлу Кайкову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В своей боевой практике мы твердо придерживались знаменитого суворовского правила - воюют не числом, а умением. Таких примеров героизма у нас было много. Летчики дрались не щадя себя. Командование высоко оценило боевые заслуги личного состава. Многие были награждены орденами и медалями! После каждого боя, подведя итоги, мы говорили; мало, можно бить врага сильнее. И били. До самой победы. Желаю вам, дорогие ребята мирного неба над головой... Десятиклассники дружно аплодировали. Это было одно из последних выступлений ветерана. Георгий Васильевич в 1975 году скончался после тяжелой болезни... Частый гость у молодежи бывший комиссар эскадрильи, впоследствии ее командир Иван Жариков, который и поныне живет и работает в Туле, Иван Михайлович ведет большую военно-патриотическую работу, один из активистов городского комитета ДОСААФу ему тоже есть о чем рассказать юношам и девушкам. За время войны он сделал 300 боевых вылетов, сбил лично 9 самолетов противника и 16 в группе, награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды. Уволился из армии в 1960 году с должности заместителя начальника штаба дивизии в звании подполковника. Жариков нередко с улыбкой вспоминал, как Громов советовался с ним, чем бы скрасить неуютный фронтовой быт девушек-оружейниц. - Может быть, командировать кого-нибудь в Мурманск?- смущаясь, спросил он как-то Жарикова.- Девчатам нужны кое-какие безделушки. Духи там, ну и прочее, что по женской части. Жариков обещал узнать, в чем они нуждаются. - Только поосторожней,- попросил Громов.- А то неправильно поймут, подумают, что с подарками хотим навязаться. Да и вообще, чтобы наши ребята возле них поменьше болтались. Дело тонкое, сам понимаешь... - Понимаю,- невольно улыбаясь и тут же гася улыбку, ответил Жариков. -С девчатами забог немало,-вздохнул Громов.- Но, на мой взгляд, они свой долг правильно понимают и дело знают. А если и побалагурят с ребятами - так молодость ведь. Да, хотя и война, а жизнь брала свое. И дружили на войне, и влюблялись. Как, например, Миша Делаев и Ар-сеньева Надя. Они любили друг друга, но признались в этом только в день разгрома фашистов в Заполярье. В тот день, взявшись за руки, бродили по дорожкам, проложенным вдоль землянок, и по кромке аэродрома и условились, что поженятся, как только определится их послевоенная судьба. Задуманное-сбылось: Надя и Миша поженились вскоре после Победы. Жили дружно и счастливо. Но в 1958 году Михаил Делаев погиб при исполнении служебных обязанностей. Для семьи это была тяжелая утрата. Надежда Андреевна осталась с тремя детьми: вырастила их одна, теперь у нее уже три внучки и внук. Стали мужем и женой Шамаев и Тоня Александрова, Иосиф Михайлов и Валя Сидорова. Иосиф и Валя прожили долгую счастливую жизнь, вырастили двух дочерей. К сожалению, Валентина Семеновна после тяжелой болезни умерла в 1976 году, Иосиф Иосифович живет в Евпатории, часто встречается с молодежью. Михайлов нередко вспоминал, при каких обстоятельствах они познакомились с Валей. ...Жизнь летчиков состояла, конечно, не из одних боевых вылетов да схваток с противником. Иногда наступало затишье. И тогда летчики просто не знали, куда себя деть. Особенно не переносил безделья живой по натуре Михаил Бычков. - Скука страшная,- сказал он как-то, когда они с Михайловым отдыхали после полетов.-Может быть, пойдем в землянку к девчатам? Они тоже, наверное, скучают. Поговорим, посмеемся, отведем душу. А? Михайлов согласился. Но девчоночья землянка оказалась почти пустой. На койке в углу лишь куталась в одеяло прихворнувшая Маша Болотова. Она поднялась, приглашая ребят посидеть. - Что же мы все около одной будем сидеть?- заметил Бычков.- А где подружки? - У самолетов,- степенно ответила Маша.- Ведь когда вы на земле, у нас самая работа. Чинить, латать, снаряжать. Только поворачивайся. Не успеем, сами же ворчать будете. - Это верно,- со вздохом согласился Бычков.- Ну мы пойдем посмотрим. Из кабины одной из машин выглянула девушка, громко крикнула: - Девчата, к нам гости. Когда летчики приблизились, спрыгнула на землю и с вызовом в голосе спросила: - Ну что? Проверять пришли? Ох ты, да среди вас новенький,- заметила она Михайлова. И сердито обратилась к нему:- Может, подсобите, товарищ лейтенант? Михайлов вопросительно взглянул на ребят. - А что, может, действительно поможем?- спросил он и полез в кабину самолета, откуда появилась Валя. - А вы пока отдохните,- сказал он девушке. Валя нахмурила брови и лицо ее посуровело. - Будем отдыхать, когда вы, летчики, поменьше забот нам доставлять будете. Михайлов в шутку заметил, что летчики тут не виноваты. Это фашистов ругать надо. Валя вздохнула и ничего не ответила. С этого дня и началась их дружба, переросшая в крепкую, чистую любовь. Валя всегла провожала его в полет. Стоит, бывало, у самой взлетной полосы и смотрит, как влезает в кабину, запускает двигатель, как самолет потом, управляемый его руками, бежит по взлетной полосе и взмывает вверх. Он делает круг над аэродромом, а она все стоит, подняв голову, он быстро уходит на запад, а Валя долго еще до рези в глазах всматривается в беспокойную синеву, пока черненькая точка не исчезнет совсем. Более тревожными все же были не проводы, а ожидания. А вдруг?.. Иван Яковлевич Жученко войну закончил старшим лейтенантом в должности командира звена. Был награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны II степени. После войны окончил военно-воздушную академию. Был командиром полка, преподавателем. Уволившись в запас в звании полковника, Иван Яковлевич Жученко не прерывал с армией духовной связи. Его продолжали волновать события минувшей войны, хотелось лучше понять, в чем истоки массового героизма воинов армии и флота, высокого патриотизма, самоотверженности тружеников тыла. Он считал, что сможет, поскольку сам пережил все трудности и опасности войны, донести до молодого поколения советских людей правду о войне. Раскрыть молодежи злобный лик врага, показать, что только жажда наживы, стремление поработить другие народы вели фашистов вперед. Звание ветерана войны обязывает его сказать свое слово, внести свой вклад в освещение истории борьбы советского народа со злейшим врагом человечества - фашизмом. Встречаясь с однополчанами, ветеранами боев с немецко-фашистскими захватчиками, Жученко подмечал, что у каждого из них есть что рассказать молодежи, есть свои сокровенные мысли, связанные со службой Родине, и в какой-то мере свое объяснение воинского подвига. Но не все имеют возможность широко рассказать о своем опыте, о том, чему научила их война против фашистских захватчиков. Надо помочь ветеранам сделать это. Так пришел Иван Яковлевич Жученко к решению посвятить себя работе по изучению истории Великой Отечественной войны. Он начал собирать воспоминания ветеранов. Труд этот требовал упорства, кропотливости, умения найти нужный факт, выслушать героя боев. Но он доставлял и удовлетворение, так как ощутимой была его польза. Работая в Институте истории партии при ЦК Компартии Украины - филиале Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС старшим научным сотрудником, кандидат исторических наук Иван Яковлевич Жученко принял участие в подготовке и выпуске в свет многих книг о партизанах Украины, о роли политической работы в мобилизации советских воинов на разгром врага. В этом нашел бывший летчик эскадрильи "Комсомолец Заполярья" свое призвание в мирное время, и этим он как бы продолжает свой путь служения Отчизне, начатый в боях против фашистских поработителей на Севере. "Юность моя,- пишет он в своих воспоминаниях,- полностью связана с Заполярьем. Там я встретился с любовью, моим дорогим и верным другом жизни Риммой Ивановной Дмитриевой, с которой мы поженились в мае 1945 года", Жученко не раз вместе с женой бывал на встречах ветеранов 19-го и 20-го гвардейских истребительных авиационных полков, ...Я беседую с Героем Советского Союза генерал-майором запаса Антоном Романовичем Сливкой у него дома. Он командовал эскадрильей бомбардировщиков. - Фронтовая дружба не забывается,- говорит он.- Здорово поддерживали нас истребители во всех вылетах: на бомбежку или разведку, на другие задания. Особенно тесно мы взаимодействовали с истребительным авиационным полком Кутахова. В этот полк, как известно, входила эскадрилья "Комсомолец Заполярья". В том, что два летчика и два штурмана авиазвена, которым мне довелось командовать в годы Великой Отечественной войны, были удостоены высшей награды- звания Героя Советского Союза,- заслуга и летчиков эскадрильи "Комсомолец Заполярья". На фронте победа давалась тем, кто ко всему прочему умел взаимодействовать с другими подразделениями. Антон Романович Сливка участвовал в Параде Победы в июне 1945 года, на котором он вместе с воинами других родов войск представлял Карельский фронт. Неизгладимое впечатление оставил у него тот момент, когда знамена поверженного врага были брошены к подножью Мавзолея основателя нашего государства В. И. Ленина. После войны А. Р. Сливка окончил военно-воздушную академию, а затем Военную академию генерального штаба Занимал ряд командных должностей. Пятнадцать лет летал на реактивных бомбардировщиках, подготовил и воспитал достойную смену уходившим в запас боевым товарищам. Прослужив в ВВС тридцать восемь лет, А.Р. Сливка в 1975 г. уволился в запас. Но нестареющее сердце ветрена по-прежнему полно забот. Он член президиума совета ветеранов Карельского фронта. Часто встречается с молодежью, рассказывает ей о Советской Армии, ее боевых традициях. Павел Степанович Кутахов, который в последние годы Великой Отечественной войны командовал 20-м гвардейским истребительным авиационным полком, не раз водил в бой летчиков эскадрильи "Комсомолец Заполярья". После войны он продолжал службу в армии. В 1949 году он окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы, а в 1957 году-Военную академию Генштаба, Но никогда не прерывал он связи с ветеранами боев на Севере. Беседуя с ними, он продолжал обобщать накопленный в ходе войны с немецко-фашистскими захватчиками опыт, используя его для обучения нового поколения летчиков. После войны авиация переходила на реактивные самолеты. Освоение новой техники было связано с немалыми трудностями, требовало от летчиков высокого мужества и незаурядного мастерства. Кутахов сам подавал пример, много учился и много летал. Беседуя с летчиками, он не раз ссылался на опыт Великой Отечественной войны, вспоминал, как в условиях Заполярья, при постоянных действиях противника, осваивали летчики эскадрильи, которой он тогда командовал, новые самолеты, учились полностью использовать их летно-тактические данные, умело бить врага. С июля 1967 года П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего ВВС, а в марте 1969 года он стал главнокомандующим ВВС - заместителем министра обороны СССР. Большой боевой и учебно-тренировочный опыт, высокая теоретическая подготовка в сочетании с недюжинными организаторскими способностями военачальника позволили ему внести большой вклад в развитие Военно-Воздушных Сил. Много внимания уделял он в эти годы и развитию советской космонавтики. В 1972 году ему было присвоено звание главного маршала авиации. Вспоминаю встречу с П. С. Кутаховым в редакции "Красной звезды" во время сборов постоянных корреспондентов газеты. Павел Степанович охотно рассказывал тогда о своих молодых годах, боях на Севере. - Это была суровая, но необходимая школа,- говорил он.- Там, на Севере, я и мои товарищи по эскадрилье научились бить врага, летать в сложных условиях и побеждать. Сказывалось не только воинское мастерство, которому мы учились постоянно, но и крепкая фронтовая дружба, войсковое товарищество, когда действуешь по пословице: "Сам погибай, а товарища выручай". Примеров такой взаимной выручки было много. Говорят, фронтовая дружба самая крепкая. До конца своих дней П. С. Кутахов поддерживал связи с ветеранами боев на Севере, интересовался их здоровьем, послевоенной судьбой. В 1985 году Павла Степановича не стало... Демобилизовавшись и разъехавшись по всей стране, бывшие летчики эскадрильи "Комсомолец Заполярья" потеряли друг друга из виду. И вот ветераны эскадрильи, проживавшие в Ленинграде, решили разыскать своих фронтовых друзей. Бывшая оружейница Антонина Дмитриевна Шамаева, механики Виктор Курилов, Сергей Егорович Нарвский, Николай Иванович Енин, Владимир Михайлович Гаврилов начали поиски. Во многом помогли им красные следопыты. В Минске отыскалась Надежда Андреевна Делаева (Арсеньева). Из Пермской области прислала письмо бывшая оружейница Мария Степановна Болотова. Откликнулся проживающий в Иркутске механик по вооружению Сергей Сергеевич Кузнецов. И с каждым годом круг ветеранов эскадрильи "Комсомолец Заполярья" становился шире. Со многими ветеранами эскадрильи переписывалась Антонина Дмитриевна Шамаева. Она решила собрать фотографии участников боев на Севере - фронтовые и послевоенные. Теперь ленинградцы имеют отличный альбом фотографий почти всех, кто служил в комсомольской эскадрилье. Помогли они создать стенд, посвященный эскадрилье "Комсомолец Заполярья", и в открывшемся в одном из ленинградских профессионально-технических училищ музее 20-го гвардейского истребительного авиационного Краснознаменного полка, в состав которого входила эскадрилья. Немало материалов о заполярных летчиках в годы войны собрано в музее школы г. Килп-Ярве. Школьники составили полный список летчиков, участвовавших в битвах с врагом в заполярном небе. Они взялм шефство над местами захоронения тех, кто пал в бою. Ведут переписку в ветеранами. В школьном музее хранятся воспоминания многих защитников неба Заполярья. Ветераны эскадрильи-частые гости в школах и на предприятиях. Эти встречи надолго остаются в памяти. ...Все дальше отодвигаются годы войны. Но, к сожалению, все чаще возвращаются они к ветеранам болью в старых ранах. Один из ветеранов эскадрильи бывший гвардии старшина Николай Иванович Енин недавно писал мне; "В 1943 году, когда мы зимой ходили за летчиком Воскресенским, который вынужденно сел в заснеженных сопках, я на обратном пути провалился в воду и обморозил ноги. Лечился в больнице в Мурмашах. Все как будто бы прошло. Но вот в 1975 году опять пришлось лечь в больницу. Профессор спросил; было ли обморожение ног. Я сказал, что да, было. Не предполагал, что через столько лет это может сказаться. Но, увы, сказалось. Сделали операцию. Теперь с палочкой хожу. Работаю в спортивно-техническом авиамодельном клубе". Недавно отыскался бывший техник звена старший техник-лейтенант Константин Антонович Покумейко. Хотелось встретиться, поговорить. И живет-то он недалеко от меня - в городе Чехове Московской области, но встреча все откладывалась. То он в госпитале, то в санатории - сказывались полученные во время войны ранения. И все-таки наша встреча состоялась. Естественно, я поинтересовался, как же сложилась его послевоенная судьба. Оказывается до войны Константин Антонович учился в музыкальном училище имени Гнесиных, собирался стать музыкантом. Война помешала закончить училище, но любовь к музыке осталась навсегда. На фронте в эскадрилье руководил Покумейко художественной самодеятельностью. В выдававшееся иногда свободное время устраивали концерты. После войны закончил музыкальные курсы, стал руководителем духового оркестра. Константин Антонович ведет и активную военно-патриотическую работу, встречается с молодежью. Да, время неумолимо, но эскадрилья "Комсомолец Заполярья" на радость ветеранам продолжает существовать. После войны ее командиром был Иван Иванович Разумов, опытный летчик, во время войны совершивший 198 боевых вылетов, награжденный двумя орденами Красной Звезды. Уже в мирное время окончил военно-воздушную академию, служил на разных должностях, работал в аэроклубе ДОСААФ, вел большую военно-патриотическую работу. В настоящее время гвардейская авиационная часть, в состав которой входит эскадрилья "Комсомолец Заполярья", несет службу по охране неба нашей Родины. Напряженно трудятся воины, совершенствуя боевую и политическую подготовку. Широкий размах приобрело социалистическое соревнование. С любовью оформлены стенды в комнате боевой славы о героях боев в Заполярье. Часть продолжает поддерживать тесные связи с шефами - комсомольцами Заполярья. В подразделении высокая дисциплина, растет число отличников учебы, классных специалистов. Сюда нередко приезжают делегации из Мурманска. Комсомольцы знакомятся с жизнью и бытом воинов, продолжающими славные традиции героев боев в Заполярье в годы Великой Отечественной войны. Эти традиции восприняли молодые летчики. Не забыты подвиги защитников города-героя Мурманска. Свято чтит наш народ своих героев, павших за освобождение Родины. Среди них и летчики эскадрильи "Комсомолец Заполярья". Слава вам, доблестные сыны и дочери Отчизны! |