АВИАБИБЛИОТЕКА: И ВОЗВРАЩАЛИСЬ С ПОБЕДОЙ

Б. Г. Кандыбин,
Герой Советского Союэа

В последний бой

Прошло уже много лет после разгрома немецко-фашистских захватчиков. О событиях тех лет мы говорим:

это было давно. Но мы заплатили такой дорогой ценой за достижение Победы - жизнью многих наших боевых товарищей, своим здоровьем и молодостью, что для нас, ветеранов, те огненные годы остались незабвенными. И вот, вспоминая о них, расскажу о подвигах, которые совершил личный состав 305-й штурмовой авиационной дивизии под командованием полковника Ф. И. Полушко в последний год войны.

15 июля 1944 г. основной состав дивизии прибыл из 3-го Украинского на 3-й Прибалтийский фронт и вошел в состав 14-й воздушной армии. 17 июля войска 3-го Прибалтийского фронта перешли в наступление южнее Пскова, нанося главный удар 1-й ударной и 54-й армиями на Гульбенэ, а севернее - на Выру. Командующий воздушной армией поставил боевую задачу дивизии:

бомбардировочными и штурмовыми ударами обеспечить прорыв обороны противника и сопровождать наступление 54-й армии, уничтожать огневые средства и живую силу противника на поле боя, в опорных пунктах и узлах сопротивления, плавучие средства на Псковском озере, срывать автомобильные и железнодорожные перевозки.

Рано утром 17 июля в авиационных полках прошли митинги, на которых зачитывалось обращение Военного совета фронта. Герой Советского Союза И. Данильченко заявил: "Я призываю жестоко отомстить немецким извергам за надругательства над нашими братьями, сестрами и матерями! Мощными ударами мы должны обеспечить успешное продвижение нашей пехоты вперед и освободить Прибалтийские республики от немецко-фашистских поработителей".

С восходом солнца развернулась напряженная боевая работа авиационных полков дивизии, группа за группой по 4-8 самолетов Ил-2 в течение всего дня наносили удары по артиллерийским и минометным позициям противника на поле боя. Фашисты оказывали ожесточенное сопротивление и подбрасывали к полю боя все новые и новые резервы.

Герой Советского Союза старший лейтенант В. Акуленко четверкой "ильюшиных" произвел штурмовку автоколонны противника до 70 автомашин в районе населенного пункта Подсадино. Он, преодолевая сильный зенитный огонь, смело вышел на цель и с высоты 250- 300 метров нанес точный удар, снизившись до бреющего, сделал четыре захода и уничтожил до 30 автомашин и до взвода пехоты.

Единое стремление с честью выполнить свой долг перед Родиной, стремление как можно быстрее освободить братские республики из-под фашистской неволи, тесное взаимодействие и взаимовыручка позволили дивизии за день выполнить 213 успешных боевых вылетов и решить все задачи, поставленные командованием. В течение 18-23 июля она продолжала вести боевые действия с высоким напряжением, делая каждым авиационным полком по 40-50 вылетов ежедневно, уничтожая живую силу и технику противника в районе Пскова и Острова.

Успех обеспечивался целеустремленной партийно-политической работой. Начальник политотдела дивизии подполковник А. Егоров четко планировал деятельность по этапам, во всех полках были представители политотдела. Обстановка подсказывала формы и методы работы, она вдохновляла на разгром немецко-фашистских захватчиков.

Хорошо помнится боевой вылет 10 августа, когда я был включен в качестве ведомого в состав группы, вылетавшей на штурмовку танков и артиллерии противника в районе Кашено. Ведущим был штурман полка Герой Советского Союза И. Данильченко. Этот вылет для меня был одним из самых сложных, так как у меня был перерыв в боевой работе и требовалось время, что-бы полностью войти в строй. Мы с трудом по следу, гусениц обнаружили танки, точно вышли на цель и нанесли удар противотанковыми бомбами. Перешли на бреющий полет и открыли огонь реактивными снарядами из пушек и пулеметов. Уничтожая танки и живую силу противника, сделали четыре захода. Несмотря на сильный зенитный огонь и маскировку, боевую задачу выполнили успешно - уничтожили 4 танка, подавили огонь зенитной батареи и без потерь возвратились.

Выбитый из основных опорных пунктов в районах Пскова и Острова, противник усилил свою наземную и воздушную группировки частями, переброшенными из глубокого тыла, и стремился задержать наступление наших войск на рубеже Лаура - Петсери - Гульбенэ. Противодействие его истребительной авиации также возросло за счет переброски пополнения из Финляндии и с других направлений. В районе Гончаровка-Мальчи-1Ю-Кушино-Зайцеве-Фиалка немцы сосредоточили большое количество, артиллерии, прикрытой сильными зенитными средствами и истребителями ФВ-190, приняли меры для маскировки.

Дивизии была поставлена задача уничтожить эту артиллерийскую группировку и обеспечить продвижение вперед частей 1-й ударной армии. Группами по 6-8 самолетов Ил-2 с прикрытием каждой 4-6 истребителями Ла-5 дивизия в течение дня сделала более 80 успешных ударов с малой высоты, подавила противника и создала частям 1-й ударной армии условия для продвижения вперед.

Не забыть и такое. В первых числах августа на аэродром базирования 175-го штурмового авиационного полка произвел посадку самолет Ил-2 с надписью на фюзесляже: "Куплен экипажем на личные сбережения". Это летчик Г. Чайков, воздушный стрелок К. Шишкин, механик самолета П. Бобров и оружейник Тарасов, проходившие службу на Дальнем Востоке, совершили такой патриотический поступок и с разрешения командования прилетели на фронт. Воевал экипаж на своем самолете до дня Победы, совершил более 60 боевых вылетов. За успешные боевые действия члены экипажа были награждены боевыми орденами.

День 12 августа стал для меня днем окончательною вступления в строй в качестве ведомого. Группа в составе восьми "илов" (ведущий-командир эскадрильи капитан И. Городников, ведомые - А. Чуфаров, И. Носаченко, Г. Колганов, Д. Сивоконь, Г. Жученко, Н. Маркелов и я) направилась на уничтожение железнодорожных эшелонов на'станции Валга. Нам было известно, что станция прикрыта сильным зенитным огнем. Иван Городников, чтобы снизить опасность, поражения, установил высоту полета к цели около 2000 метров, что было значительно выше обычно принятой. Мы шли в правом пеленге, применяя противозенитный маневр, под редкими облаками. Впереди слева показалась станция Валга, на путях были видны два эшелона. Начали заходить с северо-восточного направления. В этот момент противник накрыл нас залпом зенитной артиллерии среднего калибра. Самолет Городникова, резко перейдя в пикирование, стал падать, а машина его напарника Чуфарова задымилась и со снижением начала разворачиваться в сторону линии фронта.

Группа заняла растянутый боевой порядок. Увеличив скорость полета, я вышел вперед. По радио передал команду следовать за мной. Вывел оставшиеся шесть самолетов в удобную точку для перехода в атаку. Противник продолжал вести сильный зенитный огонь. Сил для подавления такого огня не было. Перешел в пикирование, прицелился, сбросил бомбы. Они взорвались на железнодорожных путях, но в эшелоны не попали. Снизились до 70 метров. Реактивными снарядами и пулеметно-пушечным огнем обстреляли эшелоны. Загорелось несколько вагонов. От цели группу уводил на бреющем полете. Задача была выполнена, но мы потеряли командира эскадрильи Городникова, который был сбит (третий раз), выпрыгнул с парашютом, но на территории, занятой врагом. Чуфаров произвел вынужденную посадку на своей территории. На свой аэродром я привел только шесть самолетов и раньше времени, вновь стал ведущим.

Разведкой было установлено сосредоточение живой силы и техники противника на острове Пийриссаар и переброска резервов по реке Эма-Йыга. В течение 17 августа дивизия наносила удары группами 8-16 самолетов Ил-2 по этим целям. Группа из восьми Ил-2 под командованием старшего лейтенанта В. Фалина на высоте 650 метров вышла к реке Эмайыга и обнаружила две самоходные баржи, с которых фашисты вели огонь из пушек "Эрликон". Летчики с ходу атаковали ближайшую баржу, последовал взрыв, и она пошла под воду, Группа перенесла атаку по второй барже, где находилось до 300 солдат и офицеров противника. Самолеты стали в круг. Снаряды и пули ложились в центре баржи. Спасаясь от полного уничтожения, противник выбросил баржу на берег, где она загорелась. Немцы начали разбегаться, но их косил пулеметный и пушечный огонь. Противник был уничтожен. В течение дня дивизия сделала 66 успешных боевых вылетов.

18 августа один из самых памятных дней в моей жизни, Командир авиационного полка объявил построение. Он зачитал Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР о присвоении мне звания Героя Советского Союза и поздравление М. И. Калинина.

И командир полка, и его заместитель по политической части подполковник Н. Сундушников говорили о моих боевых вылетах от первого до 115-го, о прохождении службы от сержанта-летчика до капитана - командира эскадрильи. Выступили командиры эскадрилий, парторг и комсорг полка, которые также отмечали положительные стороны моей работы, поздравляли.

Поблагодарив командование и весь личный состав полка за совместную боевую работу, за выручку, я с особой благодарностью и теплотой высказал самые добрые слова в адрес моего первого командира эскадрильи капитана Г. Цыганкова, который своим примером научил не только меня, но и многих командиров эскадрилий тактическому мышлению, смелости, рассчитанному риску. Я привел в пример подвиг еще одного воспитанника Цыганкова - командира эскадрильи капитана К. Шакурского, совершившего огненный таран, и заверил, что буду вести борьбу с немецко-фашистскими захватчиками еще эффективнее, а свой боевой опыт передавать молодым авиаторам.

Наши летчики не только штурмовали живую силу и технику противника на земле, но и вели бои зачастую с превосходящими силами противника в воздухе, никогда не уходили от опасности, а, наоборот, своим мастерством, бесстрашием и смелостью добивались победы. Помню, как 23 августа двенадцать Ил-2 под командованием капитана П. Глазунова мастерски уничтожили танки и живую силу противника северо-западнее Тарту. На втором заходе Глазунов обнаружил 18 самолетов Ю-87, атаковавших наши войска. Капитан повел группу на "юнкерсы" и сбил один Ю-87. Немцы не приняли боя и начали уходить.

В тот же день группа из четырех Ил-2, где ведущим был лейтенант Г. Клебанский, наносила удар по артиллерии противника в районе Хаге и была атакована четырьмя ФВ-190. В бою был сбит один истребитель про-гивника, но и мы потеряли один штурмовик, а второй произвел посадку подбитым. Оставшиеся два самолета Ил-2 встретили 12 немецких "юнкерсов", штурмовавших боевые порядки наших войск, атаковали их, сбили один, остальных обратили в бегство.

Однажды, когда пасмурный день подходил к концу, а летчики уживали и возбужденно обсуждали результаты боев, считая, что вылетов уже не будет, раздался голос командира 237-го авиаполка подполковника Н. Шеламова: "Экипажи Журбы, Борисова, Склярова, Носаченко срочно на КП!" Им был отдан приказ: с северо-запада к городу Тарту продвигаются танки противника, удар нанести противотанковыми бомбами и задержать продвижение врага. Чтобы обнаружить цель, полет выполнять на высоте 500-600 метров, самостоятельно вести поиск. Аэродром будет обозначен кострами, по границе его выложено посадочное "Т".

- Несмотря на то что мы почти не имеем опыта нанесения ударов ночью, я 'надеюсь, что вы сумеете справиться с этим очень важным и ответственным заданием, - заключил командир.

Летчики взлетели по одному с включенными бортовыми огнями и пошли к цели самостоятельно, друг за другом. Журба, подойдя к Тарту, заметил слева на дороге много вспыхивавших огней - выхлопы танковых моторов. Развернул самолет влево и через считанные секунды увидел огненные языки пламени. Сомнений не было - шли танки. Противник открыл зенитный огонь. Самолет Журбы летел на малой высоте, и языки пламени как бы подошли к винту и продолжали двигаться к кабине летчика вдоль фюзеляжа. Журба прицелился, сбросил противотанковые бомбы, перевел самолет в планирование и открыл пулеметно-пушечный огонь, но пламя пушек ослепило летчика, он вывел самолет из планирования, сделал правый разворот и увидел горящие танки

На уже обозначившуюся цель вышли Носаченко, Борисов и Скляров, они также точно сбросили бомбы, но самолет Борисова был подбит зенитным огнем, и его беспокоил вопрос, как произвести посадку. Летчики продолжали полет к аэродрому, но самолетов не было видно. И вдруг в наушниках раздался голос командира полка: "Я вас вижу, внимательно смотрите, подходите к аэродрому, даю две ракеты". Летчики увидели отблески огней и заметили едва мерцающие слабые огоньки;

обозначавшие место посадки. После нескольких заходов экипажи произвели посадку благополучно, только Бори< сов - с перелетом, но за границу летного поля не выкатился. Задание было выполнено успешно, продвижение танковой колонны противника задержано, он понес значительные потери. Командир полка и экипажи были представлены к награждению орденами.

На подступах к Риге наши .войска встретили упорнее сопротивление, губительный огонь артиллерии и минометов противника, их наступление прекратилось. Командующий армией 10 октября отдал распоряжение уничтожить артиллерийско-минометную группировку противника и обеспечить продвижение наших войск на Ригу. Для выполнения задачи командир выделил 6 групп но 6 самолетов Ил-2 в каждой. Удар по цели наносили с небольшой высоты, выполняя по 4-6 боевых заходов каждой группой. Понеся значительные потери, противник вынужден был полностью прекратить огонь. Воспользовавшись результатом удара авиации, паши войска возобновили наступление, значительно продвинулись вперед, подошли к Риге и завязали бой за город. 13 октября столица Советской Латвии была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. За боевое отличие 955-му штурмовому авиационному полку было присвоено наименование Рижского.

Противник под ударами наших войск отступал в северо-западном направлении, оказывая особенно ожесточенное сопротивление на Лиепайском направлении. К концу октября погода начала портиться, настали дни с низкой облачностью, частыми туманами, моросящими дождями. Дивизия продолжала вести боевые действия, но напряжение их значительно снизилось. Воспользовавшись благоприятными условиями местности и падением активности нашей авиации, противник остановил наступление наших войск па рубеже Тукумс-Лиепая. Линия фронта практически стабилизировалась. Более чем 300-тысячная немецкая армия осталась блокированной, отчаянно сопротивлялась и удерживала плацдарм.

После вывода в резерв Ставки управления 14-й воздушной армии наша дивизия теперь стала входить в состав 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта.

Со стабилизацией линии фронта резко возросла плотность зенитного огня, противник часто сосредоточивал его по штурмовикам при подходе их к цели, это привело к росту наших потерь.

27 октября группа из 8 самолетов Ил-2 под командованием капитана П. Глазунова наносила штурмовой удар по зенитной артиллерии противника, прикрывавшей до 8 групп полевой артиллерии на опушке леса южнее населенного пункта Лэне и до 8 минометов - северное Лэне. Прорвав зенитную защиту, штурмовики тремя заходами с высоты 50-100 метров уничтожили огневые точки противника. Но над целью был подбит самолет командира эскадрильи, Героя Советского Союза, майора П. Дорошенко. На обратном маршруте в районе Кайяс на развороте самолет упал и врезался в землю. Дорошенко погиб, а воздушный стрелок Шевцов в тяжелом состоянии был доставлен в госпиталь. В этот же день не вернулся с боевого задания командир эскадрильи, Герой Советского Союза, капитан В. Акуленко.

На всю жизнь запомнился мне последний боевой вылет командира звена Е. Мазкова. 28 октября при уничтожении противника на поле боя северо-западнее Риги группа из 8 самолетов Ил-2 под командованием Героя Советского Союза старшего лейтенанта Е. Мазкова подавила сильный зенитный огонь в районе цели, нанесла точный удар по полевой артиллерии и минометам противника и, выполнив задачу, начала отходить. В этот момент противник вновь открыл сильный зенитный огонь. Самолет Мазкова получил несколько крупных пробоин правой плоскости и стабилизатора, но управление не потерял. Мазков вывел группу на свой аэродром, дал команду на посадку, а сам сделал еще два круга над аэродромом, пробуя, как будет себя вести самолет на посадке. Решил садиться, как обычно, выпустил шасси. Для уменьшения скорости на высоте 19 метров дал рычаг на выпуск посадочных щитков. Один щиток выпустился, а поврежденный остался убранным, Самолет моментально бросило на плоскость, перевернуло более чем на 110 градусов и ударило о землю. Извлекли из-под обломков летчика-героя без сознания. Долго врачи боролись за жизнь отважного летчика, совершившего более 150 успешных вылетов, выполнявшего самые сложные задания, но спасти Евдокима Мазкова не смогли.

В дивизии были представители многих национальностей - грузины М. Зарандия и Г. Гоцеридзе, армянин В. Сардарьян, татарин Н. Гореев, еврей А. Абрамович, осетин Ю. Чикоев, казах Батырбаев и многие другие. Многонациональный состав был единым боевым коллективом. 28 октября 4 самолета Ил-2 вылетели на разведку и бомбометание порта Лиепая. Летчик Давид Майсурадзе и воздушный стрелок Азат Абдрахманов выполняли свой очередной, 34-й вылет. Самолеты пересекли линию фронта на бреющем полете и перешли в набор высоты, внизу остался город Ауце. Противник вел сильный зенитный огонь. Майсурадзе вместе с группой выполнил противозенитный маневр, снаряды рвались рядом, самолеты продолжали прорываться к порту Лиепая.

Сильный удар потряс самолет Майсурадзе, и тут же вдоль фюзеляжа полоснуло пламя. Давид пытался скольжением сбить его и развернуть самолет в сторону своего аэродрома, но, видя, что пожар усиливается, приказал тарелку прыгать. Стрелок выбросился с парашютом, следом за стрелком прыгнул Майсурадзе. Парашюты раскрылись, под ними были лес и земля, занятые врагом. Майсурадзе стремился приземлиться рядом с Абдрахмановым. Приземлились в лесу. Парашют Абдрахманова зацепился за ветки. Майсурадзе быстро освободился от своего парашюта и бросился на помощь товарищу. Он всеми силами стремился подтянуть Азата до крупных веток, а когда это удалось, Азат добрался к стволу и спустился на землю. В это время оба услышали приближающийся лай собак - к месту приземления бежали фашисты.

Укрываясь за стволами деревьев, летчик и стрелок уходили от преследователей все дальше и дальше в глубь леса. Впереди Давид заметил траншею, которая могла бы стать укрытием. Побежали к траншее, Давид прыгнул, и в этот момент раздался выстрел. Пуля сразила молодого грузина. К Азату подбежали фашисты, набросились на него, скрутили руки и стали раздевать. Несколько немцев обыскивали и раздевали убитого Давида. Абдрахманова отправили в лагерь для пленных. Через некоторое время с группой пленных Абдрахманов бежал, но его поймали и отправили в концлагерь Дахау, где и держали на грани смерти, от которой его спасла Победа.

...Напряжение боевых действий не снижалось. Штурмовая авиация являлась главной ударной силой по уничтожению противника. 3 января 1945 г. скончался от полученных ран первый Герой Советского Союза 305-штурмовой авиационной дивизии, штурман 237-го авиационного полка, майор Н. Быков, один из лучших летчиков дивизии, совершивший много подвигов. Мы проводили Николая Быкова в последний путь, похоронили его на городском кладбище города Елгава Латвийской ССР.

Командир полка подполковник П. Ф. Симонов 20 февраля 1945 г. повел группу из 16 самолетов Ил-2 на Осевое задание. Надлежало уничтожить артиллерию противника в районе Перкуле, которая была прикрыта сильным зенитным огнем. Основная группа наносила удар но батареям полевой артиллерии, а Симонов повел часть группы на уничтожение зенитных точек. Завязалась артиллерийская дуэль, У самолета Симонова был пробит расширительный бачок охлаждения мотора, наполненный антифризом, второй снаряд разорвался в лобовом бронестекле, его осколки сильно изранили лицо Симонова После удара по зенитной установке он вывел са-моле1 из пикирования, передал командование группой своему заместителю, а сам, истекая кровью, временами теряя зрение и сознание, вернулся на аэродром С ходу пошел на посадку, но в момент выравнивания потерял зрение, дал газ и ушел на второй круг. На развороте остановился мотор, а под самолетом - лес и овраги. Симонов с большим трудом развернул машину на 180 градусов и произвел посадку вне аэродрома. Из-за большого количества осколочных ранений командира полка трудно было узнать. Но вскоре он вновь пошел в бой.

8 мая 1945 г личный состав дивизии продолжал вести напряженные боевые действия, выполнил более 160 боевых вылетов. Я тогда сделал свой 150-й боевой вылет на штурмовку живой силы и техники противника.

...После напряженного дня инженерно-технический состав до поздней ночи готовил самолеты. Никто не знал, что вечером в расположении дивизии, в здании пограничной комендатуры населенного пункта Эзерэ, командующий курляндской группировкой противника подписал акт о безоговорочной капитуляции немецко-фашистских войск. 9 мая в 3 00 загремели выстрелы. Стрелял каждый воин. Это был салют нашей Великой Победе, но днем мы находились в кабинах самолетов в готовности к вылету, на случай если немцы попытаются оказать сопротивление.

Наша дивизия около года вела непрерывные боевые действия по освобождению Прибалтийских республик от немецко-фашистского порабощения и внесла значительный вклад в разгром врага, выполнив более 5000 успешных боевых вылетов, нанеся громадные потери противнику в технике и живой силе. Верховный Главнокомандующий 6 раз объявлял личному составу благодарность, орденами и медалями было награждено 913 человек, а 13 летчикам присвоено звание Героя Советского Союза.

Большое счастье выпало на мою долю: командование дивизии поручило мне возглавить группу из 20 летчиков для участия в Параде Победы, представляя прославленную 305-ю Краснознаменную Павлоградскую штурмовую авиационную дивизию, внесшую значительный вклад в победу нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.



Содержание - Дальше