АВИАБИБЛИОТЕКА: ДЖЕЛКИШЕВ САИД "ЗВЕЗДЫ НА КРЫЛЬЯХ"

ПОСЛЕДНИЙ ШТУРМ

Своего первого инструктора Байзулла Акижанов с благодарностью вспоминает до сих пор. Он научил юношу крепко держать штурвал, уверенно вести в бой свою грозную машину.

Фронтовую службу младший лейтенант Байзулла Акижанов начал в 1944 году после окончания первой Чкаловской военно-авиационной школы пилотов имени К. Е. Ворошилова. (После Победы это учебное заведение было преобразовано в Оренбургское высшее военно-авиационное училище летчиков имени И. С. Полбина, легендарного героя Великой Отечественной войны.) Летал на штурмовике ИЛ-2 в составе 2-й эскадрильи 95-го гвардейского Рава-Русского Краснознаменного штурмового авиаполка, знаменитой 5-й гвардейской Краснознаменной ордена Суворова Запорожской авиационной штурмовой дивизии 2-й воздушной армии. Здесь он пробыл до конца войны и прошел путь от рядового летчика до командира звена.

Этим прославленным соединением командовал в то время полковник Коломейцев Леонид Викторович ныне генерал-лейтенант авиации, а полк возглавлял подполковник Петр Федотович Федотов, Герой Советского Союза. Служить в таком прославленном соединении, летать вместе с такими отважными воздушными бойцами было большой честью для молодых пилотов. Байзулла Акижанов гордился тем, что принадлежит к этому замечательному отряду авиаторов. От них он многому научился.

Летчик-штурмовик Байяулла Акижанов с первых же вылетов зарекомендовал себя смелым, мужественным и находчивым. В составе штурмовых групп он участвовал в налетах на скопления живой силы и техники врага, вылетал в далекие тылы, бомбил передовые позиции противника. Это было уже время, когда гитлеровцы откатывались под сокрушительными ударами наземных войск, а наша авиация полностью господствовала в воздухе. Жаркие сражения шли на территории Польши, Чехословакии и самой фашистской Германии. Пришло время, и краснозвездные советские самолеты вступили в сражение на дальних подступах к Берлину. Настал черед испытать на себе воздушные удары и фашистской столице.

Особенно ожесточенные бои наши войска вели южнее Берлина, где враг сопротивлялся упорно и отчаянно, бросал навстречу наступающим нес новые и новые резервы. У фашистов здесь было много тпикопых и механизированных частей. Именно против них и вели сражения наши "летающие танки". ИЛы подвергались интенсивному зенитному обстрелу, их атаковали десятки вражеских истребителей, но ничто но смогло сдержать порыва советских летчиком. Акижанов, например, не уходил с поля боя, боя не сделает два-три захода на штурмовку и бомбометание. После его ударов на земле обычно оставались груды сожженной техники врага. Порой приходилось нелегко. Однажды самолет Акижанова получил серьезное повреждение, и пришлось приземлиться на "брюхо". Известно, какое самообладание и мастерство требуется в таких случаях. За умелые действия, за храбрость и мужество командование полка объявило Байзулле Акижанову благодарность.

На фронте наших летчиков не обделяли наградами. Немало получил их и штурмовик Акижанов. Но эта первая благодарность командования осталась для него самой памятной, самой дорогой. Потому что она была первым официальным признанием его профессионального и боевого мастерства, оценкой его как военного летчика.

Вспомнил об этой благодарности Байзулла Акижанов через много лет после войны. Как-то он просматривал старые военные фотографии. Не так уж много таких фотографий у бывших фронтовиков, и каждая дорога и памятна. Любая из них - это история, живой свидетель давних и знаменательных событий. Вот группа летчиков снята у стабилизатора ИЛ-2. Байзулла Акижанов - в центре. Летчики сфотографировались после успешного вылета на штурмовку Берлина. Десятки лет прошли, а кажется, все это было только вчера. Так явственно все всплывает в памяти.

В апреле 1945 года началась грандиозная и знаменитая Берлинская операция. Гитлеровцы любой ценой пытались остановить сокрушительное наступление Советской Армии. Они цеплялись за каждый рубеж, применяли все возможные меры для укрепления своей обороны на берлинском направлении. В те напряженные, бурные дни на земле и в небе завязывались ожесточенные схватки с врагом. Штурмовики совершали вылет за вылетом, поддерживая наступление наших войск.

Байзулле Акижанову в мельчайших подробностях вспоминается день 23 апреля 1945 года. Еще с утра небо заволокло какой-то хмарью, поверху в беспорядке ползли дымные, мрачные тучи. Погода по тем временам явно нелетная. Во всяком случае, диспетчер воздержался бы от выпуска и рейс пассажирских самолетов. Командный пункт 2-й эскадрильи 95-го гвардейского Краснознаменного Рава-Русского штурмового авиационного полка располагался в окраинном домике небольшой немецкой доревни Плау. Байзулла Акижанов и воздушный стрелок Алексей Жиляков, коротая время, изучали новые для них силуэты американских и английских истребителей. Не исключена возможность скорой встречи с ними в воздухе. Ведь союзники, как стало известно, тоже рвались тогда к Берлину.

Неожиданно последовал телефонный вызов: командиры экипажей приглашались на командный пункт полка. Собрались быстро, как и полагается в условиях фронтовой обстановки. На этом экстренном совещании краткий доклад сделал старший лейтенант А. Л. Кривонос, потом командир полка гвардии подполковник П. Ф. Федотов дал слово начальнику штаба подполковнику Б. К. Тарасову. Развернута карта-двухверстка, начальник штаба с карандашом в руках отмечает даже мелкие населенные пункты, уточняет линию фронта. Командиры экипажей наносят эти данные на свои карты. Подполковник Тарасов характеризует наземную и воздушную обстановку, указывает возможные районы патрулирования вражеских истребителей.

Командир полка Петр Федорович Федотов, как всегда подтянутый и строгий, твердым спокойным голосом говорит:

- Товарищи летчики! Нашему полку доверена большая честь - нанести штурмовой удар по Берлину!

Командир полка рассказал о важности задания. Ведь предстоит бомбить фашистское логово. Это событие войдет в историю не только полка, но и дивизии, корпуса, армии. И еще он сказал, что решил послать на выполнение такого задания группу из восьми лучших экипажей. Состав группы предполагается сборный: одна четверка - из третьей эскадрильи, другую поведут летчики второй эскадрильи. Первую возглавляет командир 3-й авиаэскадрильи старший лейтенант В. М. Пономарев, он же ведущий группы, вторую - командир 2-й эскадрильи старший лейтенант А. Д. Кривонос с обязанностями заместителя ведущего группы.

Па бомбежку экипажи должны были идти двумя четверками. Командиры экипажей отметили цели на своих полевых картах. Каждый самолет получал соответственную боевую загрузку: 400 кг бомб, полный комплект боеприпасов для пушек и пулеметов, по 4 реактивных снаряда. Атаковать надлежало с ходу, на низкой высоте. Командир полка приказал также произвести фотографирование результатов штурмовки. Это задание поручалось выполнить Байзулле Акижанову, признанному мастеру аэросъемки в полку.

- Запечатлейте для истории последние удары по гитлеровской столице,- сказал в заключение командир полка.

Нечего говорить о том. как сильно волновались летчики, получившие такое важное и почетное задание. Каждый из них, разумеется, мечтал о полетах на штурмовку Берлина и надеялся, что так оно и будет, но все-таки приказ был для них несколько неожиданным. Ведь кроме них в полку были и другие летчики, столь же опытные и отважные. Однако командование выделило на этот полет лучших из лучших. Приятно, что высокое доверие было оказано и нашему земляку Байзулле Акижанову. Он летел замыкающим, так как должен был сфотографировать результаты воздушного налета.

По пути к штурмовикам присоединилась группа истребителей прикрытия, взлетевших со своего аэродрома. Теперь до цели было совсем недалеко, напряжение заметно возрастало. Берлин открылся неожиданно, весь окутанный черными дымными облаками. Внизу, на его каменных и бетонных улицах, шло сражение. Последнее сражение долгой и тяжелой войны.

Штурмовики ныряют и дымные тучи, вокруг них вспыхивают разрывы пспитных снарядов. Они рвутся и справа и слева, но ничто уже не может остановить отважных советских счжолон. Самолеты пикируют, сбрасывают бомбы, стреляют из пушок и пулеметов.

Цели накрыты точно, грохот зениток затихает, и тут самолет Акижанова резко "клюет". Пилоту становится ясно, что машина повреждена вражеским снарядом. Это уже не раз случалось и раньше. Акижанову удалось выправить самолет и повести его по курсу вслед за первыми штурмовиками. Из боя вышли благополучно и вскоре возвратились на свой аэродром.

На обратном пути летчики, идя на бреющем, несколько отклонились от курса и совершенно неожиданно наскочили на фашистский аэродром. Там стояло несколько боевых машин, в том числе два Ме-110, готовых к вылету. Они выруливали на взлетную полосу, и тут их настиг огонь советских штурмовиков. Один самолет сразу же вспыхнул, другой покатил в сторону от полосы. Гитлеровцы были в панике, по нашим самолетам не было сделано ни одного выстрела. Видимо, фашисты уже смирились со своим близким, неминуемым и сокрушительным поражением.

"Дома" героев ждала радостная, волнующая встреча. Едва они приземлились, как их тут же вытащили из кабин и понесли на руках но летному полю. Успеху штурмовиков, бомбивших Берлин, радовался весь полк.

Байзулла Акижанов долго служил в армии и после войны. Летал на штурмовиках и дальних бомбардировщиках, осваивал новые типы машин, учился сам и учил молодых. Опытнейший авиатор, пробывший в воздухе тысячи часов, успешно выполнял любое сложное задание. Ему доверялись полеты за рубежи нашей родины. Байзулла Акижанов много раз летал из Одессы в Констанцу, из Москвы - в Вену, Лигниц, Бухарест и Берлин. Осваивал новую систему слепой посадки, служил личным пилотом Главного маршала авиации Александра Александровича Новикова. Особенно радовали его мирные полеты в Берлин, столицу новой Германии.

* * *

После окончания Великой Отечественной войны многие летчики-казахстанцы вернулись на воздушные трассы родной республики. Во многом благодаря их самоотверженному труду Казахское управление ГВФ вышло на одно их первых мест в гражданской авиации страны.



Содержание