АВИАБИБЛИОТЕКА: ДЖЕЛКИШЕВ САИД "ЗВЕЗДЫ НА КРЫЛЬЯХ"

СВЯЗНОЙ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ

Нашему поколению пришлось много пережить, увидеть и узнать. Мы росли вместе со своей республикой, на наших глазах строились Карсакпайский и Джезказганский рудники, преобразовывался старый Риддер - нынешний высокоразвитый промышленный Лениногорск, воздвигалась угольная Караганда, а из гущи яблоневых садов начинала подниматься сегодняшняя красавица Алма-Ата. Прихорашивались и города-старички : Семипалатинск, Петропавловск, Аулие-Ата (г. Джамбул). А потом над бескрайними степными просторами появилась "Зумрук-кус"- так, именем сказочной птицы, казахи называли самолет.

Железная птица довольно скоро вошла в повседневную действительность республики. Казахстан с его огромными просторами представлял авиации неограниченное поле деятельности. Как только советское правительство по инициативе Владимира Ильича Ленина приняло постановление о развитии воздушного флота в стране, в Казахстане началось интенсивное строительство аэродромов и освоение воздушных трасс между наиболее крупными областными центрами и перспективными в промышленном и сельскохозяйственном отношении районами.

Были немалые сложности с авиационной техникой и кадрами. Ни того ни другого в Казахстане по существу не было. То, что присылалось из центра, не могло быстро разрешить все проблемы авиатранспорта. Прибывшие из России летчики, инженеры, техники - малая горсточка людей - только положили начало большому делу. Надо было готовить собственные кадры. Так, в 1930 году созданное к тому времени Казахское управление Гражданского флота направило на учебу в Московскую авиационную школу 27 юношей-казахов. С этого, собственно, и началась планомерная подготовка пилотов для транспортной авиации республики.

А Салиху Ахметову, как он сам считает, повезло больше других его сверстников. Ему выпало счастье одним из первых получить комсомольскую путевку в Тамбовскую летную школу. Эта школа готовила так называемых "линейных" пилотов. Они обязаны были уметь делать все или почти все: перевозить пассажиров, почту и грузы, участвовать в работах по агрохимической обработке полей с воздуха, вести аэрофотосъемки обширных районов Казахстана, где было тогда очень много "белых пятен". Линейные пилоты выполняли и множество других самых разных заданий и поручений.

Салих Ахметов начал работать линейным пилотом в 1936 году и отдал авиации около полувека своей жизни. Он перепробовал все виды работ, которые были доступны легким и маломощным самолетам того времени, потом освоил новые грузо-пассажирские машины. Летчик побывал в самых отдаленных уголках Казахстана, летал над степью и над горами, в жару и холод, попадал в пургу и туман. В последние годы перед войной Салих Ахметов служил в Алма-Атинском авиаотряде, водил транспортные самолеты.

Война круто изменила жизнь всех советских людей. Что же касается летчиков, то им сразу нашлось дело на фронте. Салих уходит в армию, и его как уже опытного летчика направляют в состав особой 3-й отдельной Краснознаменной дивизии при Генеральном штабе. В самом начале войны, в особо критические ее периоды, авиасоединение должно было обеспечить надежную связь между ставкой и фронтами. Верховное главнокомандование нуждалось в достоверных сведениях о положении войск на полях сражений от Балтийского моря до предгорий Кавказа. С различными ответственными заданиями на фронт ежедневно вылетали офицеры Генерального штаба. Для этого требовались опытные искусные летчики, способные пилотировать самолеты в любых условиях. Причем надо учесть, что полеты совершались при полном господстве в воздухе истребителей противника.

Салих Ахметов был опытным, умелым, отважным и выдержанным летчиком. Он в совершенстве владел техникой пилотировния в необычной обстановке. Еще до полета Салих Ахметов старался точно определить заданный район, наметить наиболее скрытные, безопасные подходы к нему. Во время рейса он то взмывал высоко к облакам и скрывался в них, то шел на бреющем полете, стараясь избежать нежелательной встречи с истребителями противника. Легкий связной самолет не мог состязаться с быстрыми, высокоманевренными машинами противника. Четко выполнить задание и благополучно вернуться в штаб - такую задачу он ставил перед собой в каждом полете.

Салиху Ахметову часто приходилось летать в подмосковные леса, в блокадный Ленинград, в Сталинград, в предгорья Кавказа, в район Курской дуги. Днем и ночью он мастерски приземлял свой самолет в местах, казалось бы совершенно для этого неподходящих. Он перевозил ценные разведданные, важные приказы. Иногда случалось пересекать и линию фронта, чтобы связаться с частями, действующими по заданию командования в глубоком тылу врага или попавшими в окружение. При выполнении подобных заданий от летчика требовались безупречное знание местности, умение вести визуальную ориентировку, смелость и находчивость при обходе зенитных средств противника.

Однажды Ахметову было поручено уточнить положение одного армейского соединения, находившегося в тылу противника и попавшего в критическое положение. Летчик и связной офицер штаба хорошо справились с поставленной задачей, но при возвращении, перелетая линию фронта, попали под сильный зенитный огонь противника. Летчик сделал резкий маневр, нырнул вниз и на бреющем полете вынесся на свою сторону. И тут машина забарахлила. Мотор еле тянул, скорость полета падала, самолет не подчинялся управлению. Только огромный опыт, высокое мастерство и большое личное мужество выручили пилота. Салих Ахметов сумел все-таки справиться с подбитой машиной и дотянуть до своего аэродрома. При осмотре самолета техники насчитали 30 осколочных пробоин на плоскостях и стабилизаторе. Однако экипаж был невредим.

Пройдя всю войну от первого до последнего дня, военный летчик Салих Ахметов снова вернулся в гражданскую авиацию. Родина наградила отважного пилота двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями за оборону Ленинграда, Москвы, Сталинграда и Кавказа, медалями "За победу над Германией", "За победу над Японией". Довелось ему повоевать, как поется в песне, к "на самых дальних наших островах".

В гражданском флоте Салиху Ахметову снова предстояло учиться и переучиваться. Он летал на самоле-гах Ли-2, Ил-12, ИЛ-14. Его летная биография продолжалась долго. Салих стал первоклассным летчиком, а затем и командиром крупного транспортного подразделения. На современных лайнерах он бороздил воздушные просторы республики, учился сам и учил работать своих подчиненных. В 1948 году его избирают депутатом Алма-Атинского городского Совета депута-гов трудящихся, за отличное выполнение производственных заданий он награждается Почетной грамотой Верховного Совета Казахской ССР.

Служба в мирные годы проходит отлично. Салих Ахметов стремится работать добросовестно, творчески, г присущей ему энергией. Подразделение, которым он руководит, неизменно идет впереди в социалистическом соревновании, добивается хороших успехов по всем показателям. И не случайно за умелое руководство подразделением советское правительство награждает его орденом Трудового Красного Знамени, а затем it орденом Октябрьской Революции. Салих Ахметов не только руководит большим коллективом авиаторов, но и сам продолжает летать. За долгие годы работы он налетал более семи миллионов километров и пробыл и воздухе более 25-ти тысяч летных часов.

Коммунист с 1940 года, пилот 1-го класса, почетный аксакал, ветеран войны и труда Салих Джумабае-нич Ахметов с честью выполнил свой священный долг перед Родиной.



Содержание - Дальше