АВИАБИБЛИОТЕКА: ДЖЕЛКИШЕВ САИД "ЗВЕЗДЫ НА КРЫЛЬЯХ"

ВЗЛЕТ КАМАША

Испокон веков наш народ занимался скотоводством, кочевал по бесконечным степям от Волги до Тарбагатайских гор и от Мугоджар до Заилийского Алатау. Верным другом казаху был конь. Не сказочный тулпар, а обыкновенная рабочая лошадка, которая ходила под седлом и перевозила вьюки, скакала со своим хозяином-охотником за степными хищниками и поила людей душистым кумысом. Без коня в степи немыслима никакая жизнь. И маленький Камаш, появившийся на свет в юрте бедняка Тегина Бегимова, наверняка стал бы пастухом и ловким наездником, однако вместе с Советской властью новая необыкновенная жизнь пришла на берега Нуры и круто изменила извечный быт степняка.

В 1930 году Тегин Бегимов перестал наконец батрачить на хозяина, перебрался в Караганду и стал шахтером. А десятилетний Камаш, который в своем ауле уже пас овец, готовился к чабанской жизни, пошел учиться в казахскую школу. Школ тогда было еще мало, и в дальних аулах мальчишек учил мулла, порою сам имевший о грамоте довольно смутное представление. Аульных девочек вообще не посылали в школу.

Камаш учился старательно. Этому обстоятельству, видимо, способствовал пример отца: шахтер сам занимался в ликбезе, как назывались тогда в нашей стране школы по ликвидации безграмотности. Весь трудовой люд сел за школьные парты, каждый стремился к знаниям, свету. Камаш успешно закончил школу и некоторое время работал учителем младших классов. Вступил в комсомол.

Подошла пора армейской службы. Время было тревожное. Участились провокации на советско-финской границе, а вскоре началась война с Финляндией. Боевое крещение пехотинец Камаш получил на Карельском перешейке. Он воевал хорошо, помнил наказ отца:

- Камаш! Служи Родине верно. А если придется сражаться с врагом, будь первым в бою. Оправдай доверие отца - старого шахтера.

Молодой красноармеец, комсомолец Камаш Бегимов отлично проявил себя в боевой обстановке. Его назначают командиром отделения, а вскоре выдвигают на должность помощника командира стрелкового взвода и присваивают звание старшего сержанта. В этой должности его застала Великая Отечественная война, Камаш со дня на день ожидал отправки на фронт, но все сложилось иначе. Во второй половине 1941 года Бегимова посылают в Московскую военно-авиационную школу первоначального обучения. Как многие такие школы, она была организована на базе аэроклуба. Так судьба привела Камаша Бегимова в небо.

Война все более ожесточалась, враг глубоко вторгся на территорию нашей страны, угрожал Москве и Ленинграду. Вражеские самолеты появились над столицей, жаркие бои шли на земле и в воздухе. В летном составе были большие потери, авиация нуждалась в пополнении. Камаш хорошо понимал это и старался поскорее овладеть специальностью военного летчика. Обучение в школе велось ускоренными темпами. Уже через 3-4 месяца курсанты водили самолет У-2. Первые экзамены успешно сданы, но это только начало. Камаш едет в Пермь для дальнейшего обучения вождению боевых самолетов.

Жизнь курсантов в Перми была напряженной. Им предстояло освоить грозный, ставший потом знаменитым штурмовик ИЛ-2. Учились технике пилотирования, много летали, тренировались в стрельбе и бомбометании на полигонах. Минул год, пошел второй, а учеба все продолжалась. Не так-то просто было стать летчиком-штурмовиком. И только в начале 1944 года Камаш Бегимов направляется на фронт. Его зачисляют в состав 996-го штурмового авиационного полка 224-й авиадивизии. Предстояли тяжелые бои с врагом, но Камаш Бегимов был уверен, что хорошо подготовлен и сможет выполнить любое, даже самое сложное задание.

Летчик-штурмовик Камаш Бегимов относительно поздно попал на войну, пробыл па фронте чуть больше года, но успел сделать много. Его фронтовая судьба сложилась исключительно счастливо. Он отличался и в штурмовке противника, и в разведке, и в выполнении заданий по аэрофотографированию. Каждый его вылет неизменно заканчивался боевым успехом. Вот как он сам рассказывал о начале своей фронтовой страды:

- По прибытии в часть, всех нас, молодых летчиков, передали под опеку опытных, много раз отличавшихся в боях воздушных воинов. Меня прикрепили ведомым к летчику-штурмовику Николаю Зайцеву, с которым я и выполнил свой первый боевой вылет. Задание мы получили ответственное и сложное - груп-ловой налет на вражеский аэродром. Шли поэшелонно, в составе 24-х ИЛов. Вначале аэродром блокировали наши бомбардировщики в сопровождении большой группы истребителей, затем на цель вышли штурмовики. С высоты 1000 метров снизились до бреющего полета. Я напрягся до предела, старался точно следовать за своим ведущим. Открыли огонь из пушек и пулеметов и с ревом пронеслись над стоянкой вражеских машин. Нас обстреливали зенитки и при подходе к цели, и после штурмовки, но мы прорвались сквозь огонь и уничтожили аэродром и стоявшие на нем самолеты врага. При бомбежке железнодорожной станции Николай Зайцев поджег воинский эшелон.

Первое боевое задание памятно каждому летчику и особым волнением, и радостью удовлетворения сделанным. Приземлившись, Камаш долго не вылезал из кабины своего штурмовика. Только что пережитое вновь и вновь вставало перед его глазами. Вспыхивали в небе зенитные разрывы, грохотали пушки и пулеметы, дрожал штурвал в немеющих от напряжения руках. Подбежал техник, похлопал рукой по обшивке еще не остывшей машины, радостно крикнул летчику: "С благополучным прилетом, лейтенант. Спускайся вниз, обедать пора..."

Потом были еще полеты. И на бомбежку и на разведку. И днем и ночью, и в дождь и в метель. И каждый полет не походил на другой, с каждым связаны свои, особенные воспоминания. Камаш любил летать в разведку. Эта работа привлекала его сложностью и неожиданностью положений, в которых почти всегда оказывался воздушный разведчик. Сражаясь в составе 4-го Украинского фронта, Камаш много летал над горами. Командование части давало задание фотографировать передовые позиции противника, что в горной местности делать весьма затруднительно. Приходилось лететь на высоте под зенитным огнем противника.

Однажды Камашу было дано особенно рискованное задание - необходимы были снимки укреплений, находившихся в глубине обороны противника.

Летчики долго работали с картой. Вот здесь, в ущелье, всегда стоит туман, придется искать "окна" для выхода на цель. А тут зенитная батарея - хорошо укрытая и тщательно замаскированная. Она всегда неожиданно открывает огонь. А это очень опасно, ибо при фотографировании нельзя отвернуть ни вправо, ни влево: требуется четко выдерживать курс, высоту и скорость полета.

Действия двух самолетов-разведчиков прикрывала шестерка ИЛов с истребителями.

После короткой и тщательной подготовки самолеты поднимаются в воздух. Из намеченного района Камаш делает стремительный заход на фотографирование объекта. Вражеские зенитчики спохватываются поздновато. Их массированный огонь ведется уже вслед стремительно уходящему на бреющем полете ИЛу. Штурмовики прикрытия обрушиваются на огневые позиции врага, ведут огонь по противнику и наши истребители. Задание выполнено. Уже на земле фотометристы обрабатывают снимки, наносят обнаруженные огневые точки и инженерные сооружения на карты. Данные авиаразведки срочно отправляют в штаб.

Фотоснимки оказались четкими, добротными. Вместе с другими данными они позволили нашему командованию во всех деталях изучить оборону противника.

За умело проведенную разведку летчик-штурмовик Камаш Бегимов получил свою первую боевую награду - орден Красной Звезды.

Это была первая, но не последняя награда Камаша. Старший лейтенант Камаш Бегимов день ото дня совершенствует свое боевое и летное мастерство, профессиональные навыки летчика-штурмовика и зоркого разведчика. Многое он перенял у своего старшего товарища и наставника, командира звена Виктора Осипова. Командир учил его твердости и выдержке, точному расчету и мастерству при выполнении особо сложных и важных заданий. И вскоре Камаш Бегимов становится вровень со своим командиром.

"Старший лейтенант Камаш Тегинович Бегимов,- отмечает командование полка в представлении о его награждении орденом Отечественной войны I степени,- обладает хорошей техникой пилотирования, над целью работает дерзко. После первого награждения он снова совершил уже 24 эффективных вылета на штурмовку оборонительных сооружений противника, хотя в полк прибыл позже других летчиков. За это время прекрасно освоил технику, обладаег командирскими навыками и свой боевой опыт передает молодому поколению летного состава полка. Назначен командиром звена. Достоин награждения..."

Итак, молодой летчик-штурмовик Камаш Бегимов удостаивается второй правительственной награды. Боевая слава 996-го штурмового Каменец-Подольского авиаполка 224-й штурмовой Жмеринской Краснознаменной дивизии гремит по всему фронту. Полк активно помогает наземным войскам громить немецко-фашист-ские части, гнать их со священной советской земли. Камаш Бегимов к этому времени становится опытным воздушным бойцом, участвует во многих ответственных и важных операциях. В его летной книжке появляются такие записи: "Летает и ориентируется в воздухе хорошо, действует над целью смело, решительно. Имеет благодарности со станции наведения и командования наземных войск".

"14 сентября 1944 г. в составе 4-х самолетов ИЛ-2 действовал по уничтожению живой силы и техники противника в районе Кулаше...", "19 сентября в районе Вислок-Бельке в составе 6-ти самолетов взорвал склад боеприпасов".

Вскоре после этого он представляется командованием к новому награждению и получает свой первый орден Боевого Красного Знамени. Это очень высокая и почитаемая в Советской Армии награда. Орден Боевого Красного Знамени, учрежденный в первые годы Советской власти, давался за выдающиеся заслуги, им награждались особо отличившиеся революционные бойцы. Так, орден Боевого Красного Знамени ? 1 был вручен легендарному герою и полководцу гражданской войны Блюхеру. Нечего и говорить о том, что почетная награда Родины вдохновили Камаша Бегимова на новые боевые подвиги. Летчик неутомимо бьет врата, уходит на задание иногда по 2-3 раза в день. Его боевой счет постоянно растет.

Наша авиация действует на фронтах все интенсивнее. Множит боевые удары по врагу и прославленный 996-й авиаполк, в котором продолжает отважно сражаться Камаш Бегимов. В его летной книжке новые записи: "9 октября 1944 г. Бегимов, будучи ведущим группы из 4-х штурмовиков, действовал в районе Велько-Поляна, уничтожено 7 боевых орудий, 12 автомашин, 12 танков", "25 октября в районе Стаканчик-Тумине сделал шесть заходов на цель и уничтожил много живой силы и техники противника", "30 октября в районе Хоцумене участвовал в налете на аэродром г. Станислава". За всем этим последовало новое представление к награде, и Камаш Тегинович Бегимов получает второй орден Боевого Красного Знамени. Слава летчика растет и приумножается. Он считается в своем полку одним из ведущих мастеров штурмового удара и отважным воздушным разведчиком.

Немецко-фашистские войска отступают, но еще крепко цепляются за каждый более или менее выгодный рубеж. Так было и в Карпатах, где гитлеровцы вели отчаянные бои в предгорьях. Части 4-го Украинского фронта наступали. В Карпатских горах сражался и 996-й штурмовой авиаполк. Работа летчиков значительно усложнилась, так как в горной местности почти всегда складываются сложные метеорологические условия. В горах господствует своеобразный микроклимат, который порою полностью исключает боевые действия авиации. Нельзя вести разведку, штурмовать наземные цели противника. Командование фронта требует все новых и новых разведданных, а. посылаемые на задание самолеты часто возвращаются ни с чем.

"Надо послать Бегимова,- принимает решение командир полка,- такие полеты ему раньше удавались".

Камаш Бегимов спешит на командный пункт, где получает задание на разведку противника. Дело важное и не терпящее отлагательств, и поэтому к предстоящему заданию все относятся с предельной серьезностью. Отдельно обсуждается даже вопрос о прикрытии.

- Кого возьмешь в прикрытие?- спрашивает Камаша командир полка.

- Ивана Чигиринду,- без колебания отвечает Камаш.

- Ладно,- говорит командир и снова склоняется над картой.- Особо внимательно уточните обстановку вот в этом районе. Там надо обязательно разрушить. мост. Будьте собранны и внимательны.

Не мешкая поднялись в воздух и легли на заданный курс. Лавируя в рваных облаках, точно вышли на цель и сбросили бомбы. Мост рухнул, но при выходе из пике самолет Камаша сильно тряхнуло. Вражеский снаряд попал в машину, "фонарь" залило маслом.

"Подбили,- тревожно подумал Камаш,- надо срочно уходить".

Штурмовик свалился в крутой вираж, летчик моментально сориентировался и взял курс на свой аэродром. Мотор ревел натужно, с надрывом, обычно послушный самолет не подчинялся управлению, терял высоту. До аэродрома не дотянуть, и Камаш принимает решение идти на вынужденную посадку. С большим трудом сели "на брюхо" и оказались, как вскоре выяснилось, на нейтральной полосе.

- Саша!- кричит Камаш своему стрелку-радисту.- Ты жив?

- Живой пока,- отвечает радист и строчит куда-то из своего пулемета.

Стрельба идет с обеих сторон. Немцы ведут отсечный огонь и явно намереваются взять летчиков в плен. Решительно действуют и наши пехотинцы. Они выскакивают из окопов и бегут к самолету. Помощь приходит вовремя: пехотинцы буквально из-под носа врага выхватывают летчиков и спасают их от неминуемой гибели. А в это время на аэродроме волнуются друзья Камаша: вот-вот должно кончиться горючее, а его самолет все не появляется. Когда вышли все сроки, в полку решили: погиб.

Но летчики вернулись в полк той же ночью, а уже утром снова включились в боевую работу. Фронт перешел в наступление, и штурмовики почти не выходили из боя. Полк участвовал в прорыве обороны и во взятии городов Ласлау и Зорау, в штурме обороны противника по линии острова Тропау. Летали по 4 раза в день, забыв об отдыхе. Да и какой теперь отдых? Враг бежит, оставляя одну позицию за другой, наши войска вошли уже на территорию Чехословакии. Надо гнать фашистов безостановочно, отрезать, окружать, громить до полного уничтожения. Близка окончательная победа. Это уже чувствовал тогда каждый советский солдат.

996-й авиаполк сражался на территории Чехословакии и штурмовыми ударами громил отступающую немецко-фашистскую группировку генерал-полковника Шернера, который даже после объявления общей капитуляции Германии не сдавался нашим войскам. Матерый фашист стремился захватить Прагу, а потом сдаться американцам. Советский плен явно не устраивал гитлеровского генерала.

В эти драматические дни Камаш Бегимов совершил свой последний подвиг на фронте. Во время полета вблизи города Острава неожиданно отказал двигатель самолета. Надо было прыгать с парашютом, но в этом случае штурмовик неминуемо упал бы на городские улицы. Могли погибнуть сотни мирных жителей. Проявив невиданную смелость и мастерство, Камаш Бегимов спланировал к окраинным домикам города и посадил штурмовик на пустыре. Так отважный летчик спас свою машину и предотвратил неминуемую гибель граждан уже освобожденного от фашистов чехословацкого города. За этот подвиг, за проявленные человечность и самоотверженность Камаш Бегимов уже после войны был награжден боевым орденом Чехословацкой Республики. Народ братской страны достойно оценил мужество советского летчика.

...Пришла Победа, желанный и долгожданный мир. В эту великую Победу внес свой вклад и летчик-штурмовик Бегимов. Камаш водил в бой группы по 5-6 самолетов, на его личном счету 26 подбитых танков, 90 автомашин, 30 железнодорожных вагонов, 26 орудий. К концу Великой Отечественной войны на груди храброго летчика засиял третий орден Боевого Красного Знамени.

Камаш Бегимов после Победы не смог продолжать военную службу в полюбившейся ему штурмовой авиации. В 1964 году врачебная комиссия признала его негодным к летной работе, и Камаш возвратился в Караганду, в родной отцовский дом.

Отдыхал демобилизованный воин недолго. Его тянуло к людям, к живому делу. Городской комитет партии направил молодого коммуниста на комсомольскую работу. Он хорошо справлялся со своими обязанностями, но чувствовал, что не хватает специальных знаний. И вскоре Камаш Бегимов едет на учебу в Центральную комсомольскую школу, а затем работает инструктором и секретарем Карагандинского обкома комсомола. Позже Камаша Бегнмова рекомендуют на должность секретаря парткома шахты. Он целиком отдается партийной работе, всегда находится среди горняков, заботится об условиях их труда и быта.

Камаш работает и учится в Высшей партийной школе. После ее окончания работает в райкоме и горкоме партии и одновременно заочно заканчивает юридический факультет Казахского государственного университета.

И не удивительно, что опытного, всесторонне образованного человека приглашают на работу в аппарат Центрального Комитета Компартии Казахстана, а затем избирают секретарем Талды-Курганского обкома партии, где он трудится до 1975 года. Позднее Камаш работает в аппарате Совета Министров республики, в Госкомиздате Казахской ССР, откуда в 1980 году уходит на заслуженный отдых как персональный пенсионер союзного значения. И на гражданском поприще Камаш Тегинович Бегимов трудился не жалея себя. Он награждается орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами "Знак Почета", многими медалями, в том числе и медалью "Ветеран труда".

Такова судьба Камаша Тегиновича Бегимова, летчика-штурмовика, гражданина и патриота своей славной Родины. Он по-прежнему верно служит ей, отдает много сил военно-патриотическому воспитанию нашей молодежи.



Содержание - Дальше