АВИАБИБЛИОТЕКА: БЕСКОРОВАЙНЫЙ А.И. "В НЕБЕ СЕВЕРА" |
КУНИЦА Семен Андреевич Куница родился в 1914 году в с. Великий Хутор Драбовского района (с 1954 г. Черкасская область). До войны окончил Золотоношский педагогический техникум. Работал секретарем Золотоношского райкома ЛКСМУ. В 1935 г. был призван в Красную Армию. Окончил школу военных летчиков им. Мясникова. Звание Героя Советского Союза присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.42 посмертно. КРЫЛАТЫЙ СЫН РОДИНЫ С. А. Куница родился в 1914 году в семье крестьянина. Был конюхом, пастухом, закончил педтехникум, работал заведующим отделом пионеров райкома комсомола, членом городского Совета Золотоношска. По путевке комсомола пoшел в авиацию. В 1937 г. закончил Качинскую Краснознаменную военную авиашколу им. А. Ф. Мясникова. В выпускной летно-строевой аттестации о С. А. Кунице сказано: "Политически выдержан. Классово сознателен... С товарищами общителен, имеет среди них авторитет, много помогает отстающим в теоретической учебе. По характеру живой, жизнерадостный. В работе расторопный, имеет чувство полной ответственности за порученное дело и взяты к на себя обязательств. Дисциплина отличная... Исполнителен, откровенен. Служит образцом личной примерности в учебе, дисциплине, работе. Имеет волю, настойчивость, инициативу и, как старшина группы, требователен к подчиненным. Теоретическая подготовка отличная, относится к теории серьезно, интересуется более глубоким изучением предмета. Большая склонность к специальным предметам. Усидчив и много работает над собой, умеет работать с книгой, аккуратен к конспектам. Техника пилотирования отличная и как летчик отличный. Летать любит. Смел... (Архив МО СССР, личное дело ? 510223). Быть может в этой аттестации не все правильно, с точки зрения русской грамматики и статистики, но зато нельзя не отдать должное инструктору лейтенанту Шевелеву за его наблюдательность и умение подмечать в человеке все лучшие его качества. После окончания учебы Семен Куница был оставлен в школе инструктором. Жизнь молодого командира становится более разнообразной и содержательной. Он включается я активную общественно-политическую жизнь. Его выдвигают на партийно-политическую работу, посылают на шестимесячные курсы политсостава, где он целиком отдается учебе, стараясь полнее и глубже овладеть великим учением марксизма-ленинизма. Во время Великой Отечественной войны военкому эскадрильи удалось провоевать всего лишь два месяца и совершить 107 боевых вылетов, но он успел проявить себя мужественным и бесстрашным летчиком. Вот краткая, почти протокольная запись в личном деле отважного комиссара, сделанная рукой начальника штаба 69 ИАП майора Никитина "22.6.41-29.8.41. Военком участник боев на фронте борьбы с германо-румынскими фашистами в составе 69 ИАП Приморской армии Южного фронта. На подступах к городу Одесса проявил исключительные образцы бесстрашия и героизма. Обладая отличным качеством советского воина, умело ведя летчиков в бой, он Всегда был первым. В воздушных боях сбил лично два вражеских самолета и в групповом бою два самолета противника. За проявленные образцы мужества и .героизма представлен к правительственной награде - Ордену Красного Знамени и к высшей правительственной награде-званию Героя Советского Союза. 28.8.41 г. в воздушном бою в районе Дальника Одесской области, погиб смертью героя, оставаясь до конца жизни преданным социалистической Родине" (Архив МО СССР личное дело ? 510223). Короткую, но красивую жизнь прожил Семен Куница- боевой военный комиссар, человек высоких морально-политических качеств, трудолюбивый, смекалистый, находчивый и отважный летчик. Такие как Куница не умирают. Они остаются с нами в едином строю. Их имена и дела это лучезарные маяки, на которых равняются наши молодые современники из плеяды крылатых защитников социалистической Родины. См.: Крылатые сыны Родины.-Монино: изд-во, КВВА |нм. Ю. А. Гагарина, 1976, с. 284-286. КОЖАНОВ
Петр Павлович Кожанов родился в 1917 году, русский, член КПСС, комиссар авиационной эскадрильи. Имел 38G боевых вылетов, в которых лично сбил бив группе 3 самолета противника. За личную храбрость, за отличные боевые действия: разведку, штурмовку и сбитие самолетов противника лично и эскадрильей, Кожанову 23 октября 1942 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб при выполнении боевого задания 22 апреля 1943 года. ГВАРДЕЙСКИЙ ХАРАКТЕР Пионеры Тихорецкой начальной школы Киришского района Ленинградской области прислали мне письмо. Они сообщили, что исполком Киришского городского Совета депутатов трудящихся присвоил их школе имя Героя Советского Союза балтийского летчика Петра Кожанова. С тех пор, когда я встречался и работал с Петром Павловичем Кожановым, прошло три десятка лет, а вот сел за ответ ребятам и комиссар Петр Кожанов словно бы живой оказался рядом. Таким незаурядным он был и летчиком, и комиссаром. Аэродром располагался в заболоченной низине в Северозападной оконечности острова. Отсюда балтийские истребители вылетали на прикрытие Ленинграда и Кронштадта на защиту от вражеской авиации. "Ораненбаумского пятачка", на обеспечение боевых действий кораблей флота а Финском заливе. Октябрь 1942 года. Командир эскадрильи Василий Голубев, его заместитель Евгений Цыганов и я сидим в землянка. Склонившись над столом, Голубев что-то старательно чертит на листке ватмана. Ероша густые курчавые волосы, недовольно качает головой. - Ничего не получается, - говорит он наконец. - Нужна еще пара самолетов, а их нет. Давай, Женя, подумаем над другим вариантом. - Подожди, командир, отдохни, - успокаивает Цыганов. - Скоро подойдет комиссар, втроем и придумаем наилучший вариант прикрытия катерников. - Давай подождем, - распрямляясь устало говорит Голубев. Рядом с аэродромом находилось старое городское кладбище. Комиссар Петр Кожанов спустился в землянку. Потирая лоб пальцами, он сказал: - Темень, хоть глаз выколи. Лоб ушиб о памятник какому-то купцу первой гильдии. - С этими памятниками и склепами анек юты получаются-улыбнувшись подхватил Цыганов.-Па прошлой неделе один техник возвращался из роты связи со свидания и... -Анекдоты потом,-прервал Голубев.-Как с машинами, комиссар? - Нормально! - щуря узкие глаза, ответил Кожанов - оба самолета завтра к обеду будут введены в строй. - Не шути Петр, - недовольно бросил Голубев.--Хоть за три дня техники справятся с ремонтом? - А я не шучу, командир. Гвардейцы мы или не гвардейцы? - Давай без риторики. - Докладываю конкретно. Фрицев бьем по-гвардейски и значит и во всей остальной работе должен быть гвардейский характер. Вот в этом духе я сейчас и потолковал с техническим составом. - И что же? - Инженер обстоятельно прикинул объем работ само:: и оказался близок к твоим расчетам. Но коммунисты Гусаков, Дементьев, Николаенко, Ягодзинский нашли возможным внести существенные поправки в выкладке инженера. Заверяют, что завтра к обеду ремонт закончат. - И ты веришь? - Вполне, золотой народ наши техники, а мы так редко представляем их к наградам, - ответил Кожанов. - Посмотрим, посмотрим! Командир эскадрильи вроде бы и соглашался с оптимизмом комиссара, вроде бы и нет. Взяв Кожанова под руку, подвел к столу: - Если завтра к обеду самолеты будут в строю, прикрывать катерников будем по этой схеме. Тогда безопасность с воздуха им гарантирована. - Так и докладывай. Коммунисты-техники зря слов не бросают Сказали - значит сделают. - Силен ты у нас, комиссар,-вставил Цыганов.- Здорово провернул вопрос! - -Причем здесь я? - развел руками Кожанов. - Просто люди поняли, что положение критическое. Вспомни, что они творили в прошлую зиму? Комиссар увлекся, вспоминая прошедшую блокадную зиму Тогда охраняя "Дорогу жизни", 4-й гвардейский no.iiv и третья эскадрилья вели тяжелые бои с превосходящими силами фашистской авиации, и порой летчики возвращались из боя, как говорят, на честном слове: в клочья разодраны покрытия плоскостей, фюзеляжа, пробиты баки, изуродован приборный щит. Казалось, не летать больше "ишачку",, старому верному другу летчика, но нет, у технического состава не поднимались руки в ту трудную для Ленинграда пору списать в утиль то, что оставалось o^ бывших самолетов. Сутками не разгибая спины, они клепали, варили, клеили, паяли и, выйдя из их золотых рук, машина снова поднималась в воздух, снова летала в бой. - Подлатают и теперь, - резюмировал Кожанов. - Опыта им - не занимать - Добро, комиссар, убедил Но на всякий случай давай и запасной вариант прикрытия катерников прикинем. На следующий день инженер эскадрильи доложил Голубев}, что самолеты отремон-шрованы и моторы опробованы. Командир эскадрильи не сразу поверил, расспрашивал инженера о деталях ремонта Потом повеселел, обнял комиссара. - Петр Павлович, сегодня же напишем наградные листы на всех, кто восстановил машины. И отдадим этим кудесникам наши летные сто граммов. Согласен? - Вполне. Присоединим и шоколад, - смеясь добавил Кожанов. Вот такой конкретностью и оперативностью в политработе и запомнился мне комиссар эскадрильи Петр Кожанов. Среднего роста, коренастый, с круглым румяным лицом il серыми узкими глазами, он напоминал добродушного парня и внешне никак не походил на гвардейца Но он был гвардейцем не только по званию, уже добытым заслугам, а по складу напористого, волевого характера, по неиссякаемой инициативе и энергии в работе. И этой своей боевитостью а службе он умел увлекать других. Эскадрилья имела много первоклассных личиков и техников и все же, когда требовалось назвать имя, по которому следует равняться в бою с врагом, называли Петра Кожанова, комиссара В июле 1942 года па партийном собраний парторг эскадрильи летчик Бакиров говорил: - Примером для всех нас является наш комиссар гвардии старший лейтенант Кожанов Боевых вылетов у него 362, он участвовал в 59 воздушных боях, сбил лично пять и в группе три вражеских самолета. В самую трудную пору он задушевным словом вселяет в человека дух бодрости, твердую уверенность в нашу победу. Сам показывает пример воинской доблести и стойкости в бою Это - как бы кратенькая боевая характеристика комиссара Петра Кожанова. Однажды я заглянул в его "канцелярию", как он называл тетрадь, в которой вел учет своей работы, и за скупыми строчками записей увидел много других похвальных качеств политического руководителя. Более двух десятков писем отправил он в местные партийные л советские органы с просьбой об оказании помощи эвакуированным семьям личного состава. Он знал не только как воюют летчики, работают техники и механики, но и то где п з каких условиях живут их семьи В тетради записаны темы собраний, докладов, бесед и тут же вопросы, просьбы тех, кто приходил к комиссару за советом, помощью, за поддержкой Свои думы и заботы личный состав нес комиссар, и Петр Кожанов делал все возможное, чтобы оправдать доверие подчиненных. В тесной связи партийно-политической работы с боевыми Задачами эскадрильи Петр Кожанов видел тот самый гвардейский характер, который он воспитывал в подчиненных всей своей деятельностью И эту линию проводил в больших и малых делах естественно, без абстрактных отвлечений, как повседневную необходимость. Вот вижу комиссара Кожанова выступающим в ноябре 1942 года на митинге перед боевым вылетом. Встав около гвардейского знамени, он говорил, как бы сердцем, всем своим существом: - Гвардеец может умереть, но должен победить... Короткая фраза, а какой великий в ней смысл! И когда эти несколько слов произносил Петр Кожанов, всей душой верилось - он так и поступит, если для победы над врагом потребуется отдать жизнь. Та же решимость комиссара слышалась потом и в голосе летчиков. Как-то политотдел дивизии объявил конкурс на лучшее оформление наглядной агитации. Рядовой факт в политработе, но Петр Кожанов и к нему подошел с гвардейской меркой. Самая содержательная и действенная наглядная агитация была создана в его третьей эскадрилье. Знакомясь с ней я обратил внимание на один лозунг: "Гвардеец, в бою и в труде не оставляй товарища в беде!" - Кто автор? - поинтересовался я. - Сами придумали, - ответил Кожанов и объяснил причины. А причинами оказались все те требования боевой жизни. В воздушном бою летчик Куликов увидел, что самолет командира полка Михайлова находится в опасности. Рискуя жизнью, летчик поспешил на помощь и спас командира. В одном из боев сам комиссар Кожанов выручил из неминуемой беды командира эскадрильи, а несколькими часами позже отсек пару "мессеров", которые нагели было на раненого летчика Овчинникова. Заместитель командира эскадрильи Евгений Цыганов тоже дважды выручал в бою. О товарищеской взаимопомощи в беде тогда же и лозунг придумали. За год войны эскадрилья накопила богатый опыт ведения воздушных боев с противником. Комиссар и партийная организация многое делали, чтобы этот опыт стал достоянием каждого летчика. С этой целью на одном из партийных собраний поставили, например, такой вопрос - "Мои 450 боевых вылетов". Доклад сделал отличный воздушный боец командир звена Петров. Ему было чем поделиться с товарищами. Собрание шло деловито. Многие присутствовавшие, в том числе и комиссар, только что вернулись с задания, устали, но каждый постарался сказать, как можно бить врага еще эффективнее. Комиссар эскадрильи мог быть доволен - собрание оправдало его надежды. Но его мысли занимал сегодняшний бой и та особенность, которую он подметил в нем. Дуэль длилась пятнадцать минут. Фашист испробовал все приемы, все фигуры пилотажа и вдруг стал нервничать, допускать ошибки. Кожанов противопоставил врагу выдержку. Он применил стремительный маневр и гитлеровец закувыркался вниз. Комиссар увидел в этом случае большее, чем просто очередную победу, и своими наблюдениями поделился с коммунистами. -Мы гвардейцы,-говорил он,-встретив врага, обязаны в любых условиях истреблять его умелым маневром, метким огнем. Голубев, Цыганов, Петров, Багиров умеют так воевать, значит и остальные должны научиться. И вот что нам надо учесть - балтийские истребители вес больше я больше сбивают спесь с фашистских летчиков и при нажиме на них они начинают трусить, паниковать. Не тот фриц стал, товарищи, совсем не тот, и надо нам прибавить мастерство, чтобы использовать такую перемену и добиваться полной победы в бою. Соловьев А. Г.-Гвардейский характер,-В кн. В небе летчики Балтики. Таллин, изд-во, Ээсти Раамаг, 1974, с. 97-102. КУЗЬМИЧЕВ Иван Федорович Кузьмичев родился в 1910 году в селе Траханлотове Кузнецовского района Пензенской области. В Красной Армии с 1930 года. Член КПСС. Участвовал в боях против японских милитаристов на реке Халхин-Гол в 1939 г., за что награжден орденом Красного Знамени. В Великой Отечественной войне совершил 166 успешных боевых вылетов, сбил 15 самолетов врага лично и две в группе. Звание Героя Советского Союза присвоено 27 июня 1945 года. Награжден тремя орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Красной Звезды, медалями. НАГРАДНОЙ ЛИСТ Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг. За период пребывания на фронте Великой Отечественной войны с 17.7.42 г. тов. Кузьмичев показал себя достойным сыном нашей Родины. Инициативный, требовательный к себе и к подчиненным, глубоко сознательный, является одним из мастеров воздушного боя. За время боевых действий имеет 166 успешных боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, разведку войск и техники противника. Провел 83 воздушных боя, в ходе которых лично сбил 15 самолетов врага и два самолета в паре. Произвел 15 штурмовок по войскам противника. Умело прикрывает штурмовики над полем боя, тактически грамотно сочетает военную хитрость с тактическим ведением воздушного боя. Работая в должности заместителя командира полка по политической части тов. Кузьмичев показал себя только с положительной стороны. Как командир, руководитель, личным примером и боевой отвагой учит весь личный состав как побеждать врага в воздушном бою и с меньшими для нас потерями. За период его работы летным составом полка произведено 5628 успешных боевых вылетов на сопровождение штурмовиков на разведку войск, техники противника. Произведено 219 групповых воздушных боев, в ходе которых сбито 275 самолетов противника. За проведение 116 успешных боевых вылетов, за проведение 83 воздушных боя в ходе которых сбито лично 15 самолетов противника и 2 самолета в паре, за успешное прикрытие штурмовиков над полем боя, за мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях при встрече с истребителями противника, за умелое руководство боевой и партийно-политической работой полка, достоин высшей правительственной награды - присвоения звания Героя Советского Союза. Командир 152 гвардейского ИАП дважды Герой Советского Союза гвардии майор ЛУГАНСКИЙ Командующий 2 ВА генерал-полковник КРАСОВСКИИ ЦАМО, ф. 33, on. 793756, д. 25, л. 116, 117. МКРТУМОВ Самсон Мовсесович Мкртумов родился в 1910 году, армянин, член КПСС с 1931 года, в Советской Армии с 1933 года. Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Под его руководством партийная и комсомольская организации обеспечивали авангардную роль коммунистов комсомольцев в выполнении боевой работы. Летал на самолетах СБ и ИЛ-2. Смелый, решительный и инициативный летчик и политический руководитель. 13 декабря 1942 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб в 1943 году защищая честь и независимость любимой Родины. НАГРАДНОЙ ЛИСТ Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг. Наиболее яркие примеры боевой работы тов. Мкртумова. 1. 9.10.1942 г. ведущим звена произвел выливание фосфора и штурмовку пункта противника, где было скопление до 40 танков и более 100 автомашин. Объект прикрывался тремя зенитными батареями и тремя Me-109. Прикрытие противника было преодолено. Умелым маневром все атаки истребителей были отражены, один Me-109 был подбит тов. Мкртумовым. Цель была полностью накрыта. В результате бомбардировки уничтожено и сожжено 20 автомобилей и другой техники. 2. 14.10.1942 г. ведущим шестерки произвел бомбардировочно-штурмовой вылет на место сосредоточения и заправки мотопехоты противника. В результате налета уничтожен большой склад горючего, до 17 автомашин, до 7 бензозаправщиков и до 70 солдат и офицеров противника. 3. 7.11.1942 г. ведущий шестерки производил штурмовку населенного пункта Кадгорон. Задача выполнена отлично, западная и восточная окраины пункта были подожжены, уничтожены 8 автомашин и до 70 солдат и офицеров. За успешное выполнение боевых задач командования не разгрому немецко-фашистских захватчиков, за проявленные при этом уменье, мужество, смелость и отвагу, за большой нанесенный урон врагу в живой силе и технике - представляется к правительственной награде ордену "Красного Знамени". Командир 805 ШАП майор КОЗИН Достоин присвоения звания Героя Советского Союза. Командующий войск ЗКФ Член Военного Совета генерал-лейтенант МАСЛЕННИКОВ Корпусной комиссар ФОМЕНКО ЦАМО, ф. 33, on. 7.93756, д. 32, с. МОРОЗ Иван Михайлович Мороз родился в селе Вертиевка Нежинского района Черниговской области. Украинец. Член КПСС с Г939 г. В двадцать один год пошел служить в армию. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал на Юго-Западном, Ленинградском, Волховском и 3-м Прибалтийском фронтах. За мужество и отвагу при выполнении боевых заданий командования, за умелую организацию партийно-политической работы в боевых условиях, генерал-лейтенанту Мороз Ивану Михайловичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года присвоено звание Героя Советского Союза. С ПЕРВОГО ДНЯ ВОИНЫ Иван Мороз в детстве мечтал стать летчиком. Когда комсомол бросил клич "Молодежь в авиацию", он сразу пошел в военкомат и был послан в авиационную школу летчиков-истребителей. Началась Великая Отечественная война. Иван Мороз сражался в небе над Ленинградом, Волховом, Прибалтикой. 117 боевых вылетов совершил летчик-истребитель за войну. Первый - 22 июня 1941 года. Нелегкий был этот бой. Фашистских самолетов в несколько раз больше, но это не устрашило советских летчиков. В этот день Иван Мороз открыл свой боевой счет - сбил немецкий бомбардировщик. Много было воздушных схваток в долгие месяцы фашистской блокады Ленинграда. Противник посылал десятки самолетов бомбить блокированный город, разрушать "дорогу жизни", проложенную по льду Ладожского озера. Но Иван Мороз и его боевые друзья были ежеминутно на страже. Смело и решительно атаковали они прорвавшиеся фашистские машины, сбивали их десятками. В Ленинградском небе Иван был дважды ранен, но быстро возвращался в строй. На фронте Иван Михайлович не только бил фашистов. Как коммунист, он уделял много времени партийно-политической работе, воспитанию у бойцов-авиаторов высоких моральных качеств. Его выдвигают на политическую работу. Он возглавляет политотдел авиационной части, потом - соединения. В этой должности заканчивает боевой путь. В мирное послевоенное время И. Мороз продолжает совершенствовать свое летное мастерство. Иван Михайлович как один из передовых политработников Советской Армии избирался членом Центрального Комитета Компартии Белоруссии, депутатом Верховного Совета Белорусской ССР, делегатом партийных съездов Литвы и Азербайджана, он длительное время был членом военного совета, начальником политического управления ВВС. ПОНОМАРЧУК Степан Ефремович Пономарчук украинец, родился в 1913 году в г. Гайсин Винницкой области. В Красную Армию вступил добровольцем в 1934 году, член КПСС с сентября 1939 года. Участник боев с белофинами в должности военного комиссара авиационной эскадрильи. На фронте проявил бесстрашие при выполнении боевых заданий. В 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза. НАГРАДНОЙ ЛИСТ Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг. Имеет 10 боевых вылетов. Делу партии Ленина и социалистической Родине предан. 18 декабря во главе звена атаковал в районе Наутси автоколонну с войсками противника. Своим пулеметным огнем с пикирования до высоты 50 м расстреливал войска и автомашины противника. В результате этой атаки несколько машин загорелось. В этом же бою после первой атаки, когда командир эскадрильи вышел из боя, тов. Пономарчук повел эскадрилью па повторные атаки. 19 декабря т. Пономарчук пулеметным огнем уничтожил два вражеских пулеметных гнезда. Заметив по время атаки противника другим звеном эскадрильи зенитно-пулеметную точку, комиссар эскадрильи, политрук Пономарчук поспешил па помощь своим товарищам и пикируя до высоты 25 метров в упор расстрелял эту зенитную точку врага. После посадки на аэродроме летчики этого звена подошли к тов. Пономарчуку и поблагодарили его за боевую выручку. В этот боевой вылет его самолет получил две пробоины. 21 декабря т. Пономарчук, сопровождая бомбардировщиков в районе Виртаниели, заметил стреляющую по нашим самолетам зенитно-пулеметную установку противника на автомашине. Несмотря на сильный ружейно-пулсметный огонь он атаковал ее и уничтожил. Старший политрук Пономарчук пользуется высоким боевым авторитетом и не только в своей эскадрилье, но и среди всего личного состава полка. Во всех своих боевых вылетах он проявил высокое летное мастерство и героизм. Достоин представления к присвоению звания Героя Советского Союза. Командир 5 СБП майор СЕРЕБРЯКОВ Военный комиссар 5 СБП батальонный комиссар Бесстрашный воздушный боец. Достоин высшей награды Правительства СССР - звания Героя Советского Союза. Командующий ВВС 14 А полковник ХРЮКИН Комиссар ВВС 14 А полковой комиссар ГУРЬЯНОВ ЦАМО, ф. 33, on. 793756, д. 38, л. 151, 152. 92 СОКОЛОВ Сергей Николаевич Соколов родился в 1913 году в г. Казани. В 1930 г. работает добровольцем на ударной комсомольской стройке электростанции Казгрэс. В 1935 г. по комсомольской мобилизации стал курсантом военной летной школы. После окончания школы служба в частях авиации Дальнего действия. Великую Отечественную войну закончил в небе под Берлином в должности заместителя командира авиационного полка по политической части. Звание Героя Советского Союза присвоено 19 августа 1944 гoдa. РОДНОЙ СЫН ТАТАРИИ В самые тяжелые периоды войны, когда гитлеровские захватчики стояли у Москвы или рвались к Волге, а приходивших с фронта сводках среди нерадостных известий выделялись короткие сообщения о налетах советских самолетов на военно-промышленные и административные центры фашистской Германии. Летчики частей авиации дальнею действия, "частей ДД" как их называли, были единственными, кому в то время неудач и отступления наших войск выпадало счастье бить врага на его coбcтвенной территории. С.И. Соколов был героем многих таких полетов. Всю войну провел он в полку дальнего действия, служил комиссаром эскадрильи, затем - заместителем командира полка по политчасти. В радиусе действия полка, как и других частей ДД, были объекты глубокого тыла противника в оккупированных советских районах и в самом логове фашизма - на территории гитлеровской Германии и ее союзников. Массированные удары по врагy наносили бомбардировщики также на главных направлениях наступления захватчиков. В битве за Москву летчики эскадрильи Соколова совершили десятки налетов на тылы немецких армий. Ночами, и любую погоду самолеты с тяжелым боевым грузом поднимались с аэродрома и уходили в опасный рейс. Они настигали фашистов на дорогах и в местах сосредоточения, обрушивали тонны бомб на немецкие резервы. Самолет Соколова непременно шел в строю эскадрильи, а часто и во главе нее. Опытный пилот и командир, Сергей умел, как никто другой, прорваться к цели и точно поразить ее, Со своими боевыми товарищами участвовал Соколов в первых полетах на бомбардировку восточно-прусских городов Алленбург и Инстербург весной и летом 1942 года. Глубокие тылы противника оберегала сильная противовоздушная оборона. Но бомбардировщики в любых условиях достигали нужных объектов. Налеты на немецкие города завершались успехом. Вместе с командиром эскадрильи Соколов детально анализировал каждую проведенную операцию, добиваясь слаженности действий экипажей, повышения их летного мастерства. Ни один эпизод не ускользал от внимания комиссара, учившего своих подчиненных равняться на героев. Да и сам он показывал летчикам пример мужества и воинского умения. При бомбардировке Брянска 13 августа 1942 года самолет Соколова на втором заходе был подбит немецкими зенитками. Было ясно, что машина доживает в воздухе последние, считанные минуты. Но летчик продолжал идти на цель, где уже полыхал пожар, зажженный при первом заходе. Только, когда полетела вниз последняя бомба, самолет повернул на обратный курс. .Понимая, что машину уже не спасти, комиссар подал команду прыгать с парашютами Трое суток скрывались члены экипажа в лесах, пока не встретились с партизанским отрядом Героя Советского Союза Покровского. Через несколько дней на самолете, прилетевшем в партизанский край, они вернулись на "большую землю", в свою часть. Многие месяцы полк провел в районах сражений на берегах Дона и Волги. Отряды бомбардировщиков "Ильюшин-4" появились над переправами, железнодорожными станциями, укреплениями и войсками противника у Сталинграда, Ростова-на-Дону. В ночь на 15 апреля 1943 года эскадрильи полка, ставшего к тому времени гвардейским, вновь летели в дальний рейс, в Германию. На этот раз их целью был Данциг, его морской порт и крупные заводы. Полет протекал в сложных условиях. Почти по всему маршруту была многоярусная облачность, встречались полосы сильного снегопада. Идя между облаков, бомбардировщики часто меняли высоту. Чтобы вывести самолеты к цели, летчикам и штурманам приходилось тщательно следить за приборами, вести расчеты скорости и времени. Наконец после долгих часов утомительного пути штурман доложил Соколову: - Подходим к Данцигу. Курс выдержан точно. Действительно, скоро показался город. Облачность в этом районе несколько рассеялась, и сверху хорошо были видны темные массивы кварталов, море, лен га реки Вислы. В воздухе гвардейцев встретили ночные истребители противника, от которых "илы" отбивались, держась в тесном строю. В небо взметнулись лучи прожекторов, веерами встали шапки разрывов зенитных снарядов. Искусными маневрами летчики пробивались сквозь огненную завесу и сбрасывали свой груз. Эскадрилья Соколова подходила к городу в головное отряде. Сбросив бомбы, он наблюдал за работой экипажей группы. Взрывы тяжелых фугасных бомб рушили здания, повсюду поднимались столбы огня и дыма... В опубликованном в печати сообщении о действиях гвардейцев говорилось очень коротко: "В ночь на 15 апреля советские самолеты совершили налеты на Данциг и Кенигсберг и бомбардировали военно-промышленные объекты этих городов. В результате бомбардировки в Данциге возникло много пожаров и наблюдались сильные взрывы. Все наши самолеты вернулись на свои базы". Скоро после этого памятного полета в боевой жизни Сергея Николаевича произошло важное событие: его назначили заместителем командира полка по политчасти. Новое назначение офицер-коммунист воспринял с той же ответственностью, с какой привык выполнять партийные поручения всю жизнь. Еще в 1930 году, будучи молодым парнем, получил он первое такое задание: был направлен на ударную комсомольскую стройку - казанскую электростанцию Казгрэс. Работал хорошо и одновременно учился на рабфаке, мечтая поступить в Казанский авиационный институт. Авиации нужны были инженеры, а еще больше-летчики, и в 1935 году студент-третьекурсник по комсомольской мобилизации стал курсантом военной летной школы. После окончания этой школы молодого летчика назначили помощником военкома эскадрильи по комсомолу, и с тех пор его военная служба оказалась связанной с политической работой в авиационных частях. На посту заместителя командира полка С. И. Соколов завоевал такой же авторитет, каким пользовался ранее в своей эскадрилье. "Тов. Соколов умело и правильно нацеливает партийно-комсомольские организации на выполнение боевых задач, является образцом соблюдения воинской и партийной дисциплины, - отзывался о своем заместителе командир полка гвардии подполковник Глазков. - Хороший практик и знаток летного мастерства, он свои знания и боевой опыт передает всему летному составу, личным примером вдохновляет на боевые подвиги, воспитывает мужество и бесстрашие". С началом широкого наступления советских войск в сорок четвертом году удары полка по дальним базам противника становились все сокрушительнее. Четырежды бомбили гвардейцы финскую столицу Хельсинки, дважды - румынский порт Констанцу, участвовали в налетах на Люблин, Галац. Успешно действовали они и в ближних тылах врага. Как заместитель командира полка подполковник Соколов возглавлял в полетах отряды самолетов. В начале марта с группой "илов" он дважды за одну ночь появлялся над железнодорожным узлом Идрица. Несмотря o| на сильное противодействие вражеских зенитчиков, летчики выполнили задачу - разбили пути, склады, эшелоны. Через несколько дней, при бомбардировке Таллина, Соколова атаковал немецкий истребитель. Самолет был поврежден, штурман и воздушный стрелок ранены, но командир, отбивая атаки фашиста, продолжал идти во главе строя. Сбросив точно груз, он привел поврежденную машину на свой аэродром. Не так удачно закончился для экипажа Соколова налег на минский аэродром. Случилось это 3 июня. Выполнив задание, бомбардировщики, сопровождаемые огнем зениток, уже уходили обратно, когда на машине подполковника вышел из строя мотор. Полет продолжался только на одном моторе, но вблизи линии фронта и тот замолк. Требовалось садиться, а внизу не было ни одной подходящей площадки. кругом виднелись леса да полесские болота, Соколов все же решил в борьбе за жизнь использовать последний шанс и, собрав свою волю, повел самолет на посадку. Прямо фюзеляжем тяжело плюхнулась машина в болото, но люди остались живы. - Что же будем делать, товарищ подполковник? - обратились члены экипажа к командиру, как только выбрались на твердую землю. - Через сплошную оборону противника мы- не проберемся, надо искать партизан, - отвечал Соколов, вспоминая дни, проведенные в партизанском краю. На четвертый день гвардейцы с помощью местных жителей попали в отряд "Смерть фашизму". Почти месяц провели они в лесах, участвовали в походах и боях партизан с гитлеровцами. В свой полк вернулись только после того, как началось наступление советских войск и 28 нюня партизанский отряд встретился с нашими частями. В середине августа в газетах был опубликован Указ Президиума Верховного Совета о присвоении звания Героя Советского Союза большой группе летчиков авиации дальнего действия. В этой группе был и подполковник Сергей Николаевич Соколов. К тому времени на его счету числилось 197 боевых вылетов. Последние полеты герой совершил над Берлином. См.: Ханин Л. Герои Советского Союза-сыны тата-'рин.- Казань: Таткнигоиздат, 1963, с. 496-500. СОКОЛОВ Анатолий Михайлович Соколов родился в 1911 году в Бессарабии в семье железнодорожного рабочего. В 1933 году по призыву комсомола Анатолии пошел добровольцем в армию. После окончания авиационного училища в Качи стал летчиком-истребителем Участвовал в воине с белофинами. В Великую Отечественную войну 148 раз вылетал на боевое задание, сбил 8 самолетов противника 25 января 1942 года погиб в воздушном бою Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1942 года батальонному комиссару Соколову Анатолию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен в селе Луковниково Калининской области. КОМИССАР ЭСКАДРИЛЬИ | ПОТЕРИ И ПОБЕДЫ Заправив самолеты горючим и боеприпасами, в воздух поднялись 12 "мигов" во главе с заместителем командира эскадрильи по политчасти, старшим политруком Анатолиев Соколовым. Набирая высоту, ведущий группы увидел подходившие к аэродрому, сначала шесть, а затем еще шесть немецких самолетов. Покачав с крыла на крыло. Соколов повел своих летчиков на врага Но фашистские самолеты почему-то развернулись и стали удаляться на восток в направлении соседнего 124-го истребительною авиаполка На полном газу "миги" поспешили за вражескими бомбардировщиками. И тут же встретились с новой смешанной группой фашистских бомбардировщиков и истребителей Она шла ниже наших истребителей, намерения ее были определенные - фашисты держали курс на наш аэродром. Группа Соколова со снижением, набрала скорость, понеслась навстречу "Юнкерсам". Сломав вражеский строй, открыли огонь. Тонкие словно осы "мессершмитты" вступились за Ю-88 . Бой был в разгаре. Если в самом начале ощущалась какая-то неслаженность, нечеткость, скованность молодых летчиков - чувствовал командир, что нервничают ребята, то скоро летчики успокоились, пришли в себя. И сразу появился трезвый расчет, уверенность в своих силах. Тон задавал комиссар эскадрильи Анатолий Соколов. Он успевал повсюду: и помочь оказавшимся в беде товарищам, и отсечь огнем замыкающую пару Me-109 и завязать с ними бой. Фашисты видимо, поняли, что имеют дело с опытным летчиком. Наперебой стали яростно атаковать Миг-3 комиссара со всех сторон. Но старший политрук не испугался атаки. Выбрав удобный момент, энергичным маневром после боевого разворота зашел в хвост Me-109 и тут же дал очередь из бортового оружия. Через прицел он увидел, как свинцовые струи прошили "мессер". За вражеским истребителем потянулась полоса дыма, вспыхнуло пламя. Огненный хвост становился все длиннее. Самолет со свастикой как-то неловко перевернулся и, опустив нос, в клубах дыма и пламени отвесно пошел к земле, чуть не зацепив крылом свой бомбардировщик. Первый сбитый самолет! Ох, как нужен он был сейчас. Тридцатилетний летчик, обстрелянный в боях с финами, мог гордиться. Имел все основания на это. Командир эскадрильи Панов А. Г. высоко ценил профессиональные и боевые качества своего заместителя по политической части. Деловые служебные отношения дополнялись личной дружбой между ними. Соколов удачно сочетал в себе высокую требовательность и взыскательность к подчиненным с замечательным чутьем партийного работника. Чуткий и внимательный к людям, он поистине был душой подразделения. Хорошая летная подготовка, инструкторские навыки давали ему возможность глубоко вникать в процесс летного обучения. Еще в мирное время, в дни полетов, подзывая к себе летчика, говорил: "Ну-ка, садись в самолет, я проверю как ты выполнить упражнение". А после полета подолгу и терпеливо беседовал с ним. Очень часто при составлении плановой таблицы командир эскадрильи обращался к нему: "Анатолий Михайлович, проверь технику пилотирования у летчика Петрова, а с летчиком Пудковым слетай в зону, посмотри, как он строит маневр при заходе на стрельбу по конусу". В боевых условиях он личным примером учил парторга я комсорга эскадрильи, редактора боевого листка, как надо организовать и проводить целеустремленную, действенную политико-воспитательную работу... Слава полка крепла. Многих летчиков и техников наградили орденами и медалями. Были свои Герои Советского Союза. Среди них комиссар эскадрильи Анатолий Соколов. В 1940 г. он впервые встретился в Финляндии с вражескими самолетами. Сбил несколько машин, был награжден орденом Красной Звезды. За восемь месяцев войны в воздушных боях уничтожил 8 фашистских самолетов. Сто пятьдесят раз вылетал он на боевые задания. Его спасали исключительная выдержка, самообладание, находчивость и, разумеется, отличное знание летного дела. В двадцать два года он по путевке комсомола поступил в Качинскую военную школу летчиков им. Мясникова, работал летчиком-инструктором, служил в строевых авиачастях, воевал с финами. А сейчас - комиссар. Все, что называется, влюбились в него с первого взгляда. Смуглый, худощавый, с живыми цыганскими глазами, он умел найти ключик к каждому, даже. самому угрюмому г скрытному человеку. Носил неизменный кожаный реглан, поверх него шлемофон, пристегнутый к поясному ремню. Карту складывал гармошкой и засовывал за голенище левого сапога. Соколов личным примером увлекал в бою других. В мирное время и в первые дни войны комиссары эскадрильи были летчиками. Затем, наверное, из-за нехватки командного состава, на эту должность стали назначать людей, не имеющих летного образования. Они тоже умело воспитывали личный состав, но только на земле. Занимались этим со всей серьезностью. Наш комиссар говорил так, что заслушаешься. Речь его отличалась лаконичностью, выразительностью, страстностью большевика. Таким выступлениям мог позавидовать любой оратор. Соколов читал летчикам газеты и журналы, знакомил с положением дел на нашем участке фронта, делился боевым опытом. Любое дело спорилось у него потому, что брался за все с огоньком, от души, а душа была щедрая, широкая, словом, русская душа. Причем не чуждая лирики. Как-то в годовщину Октября собрались в тесной столовой. Кто-то затянул хрипловатым басом: "В далекий край товарищ улетает". Соколов пригладил непокорный смоляной чуб. Слегка прищурился: "Так где же, приятель, песня твоя? Гренада, Гренада, Гренада моя!" Он знал наизусть много стихов Светлова, Есенина. Особенно любил Маяковского. ...И вот мы провожаем комиссара в последний путь. При штурмовке вражескими самолетами нашего фронтового аэродрома на взлете он погиб. Шесть летчиков сняли с кузова грузовой машины гроб из новых сосновых досок и понесли к могиле. Хоронили Анатолия Михайловича Соколова напротив деревни, под развесистой сосной, головой на запад. Полукругом стоял в немой скорби траурный строй однополчан. Григорий Онуфриенко сказал просто: Прощай Анатолий Беру на себя то, что ты не успел совершить. Буду бить врага за двоих. Обещаю это тебе и товарищам. Наступили последние минуты. Морозный воздух прорезав оружейный залп. Второй... третий. Прощальный салют погибшему гвардейцу. Но добрые семена, которые посеял кропотливой партийно-политической работой А. М. Соколов, дали отличный урожай. За годы Великой Отечественной войны в эскадрильи выросла целая плеяда асов, из которых 10 стали Героями Советского Союза. Ильин К. Г., Рулин В. П. Гвардейцы в воздухе.- М.: ДОСААФ, 1973, с. 14-15, 62-63. ТАРЯНИК Военный комиссар авиационной эскадрильи Таряник Григорий Аверьянович родился в 1913 году. В Красной Армии с 1933 года. 16 января 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза. Он совершил 90 боевых вылетов, громил блиндажи врага, уничтожал его боевую технику, вел боевую разведку. "Секрет" его успеха в летном деле - это смелость, тесная товарищеская взаимопомощь, слетанность, широкий обмен опытом. После войны - генерал-майор авиации. ПАСЕЧНИК Артем Спиридонович Пасечник родился в 1913 году, украинец, в Советской Армии с 1931 года, с 1938 года член КПСС. Участник боев с белофинами. 11 мая 1940 года при выполнении боевого задания и при спасении жизни командира эскадрильи пал смертью героя. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. НАГРАДНОЙ ЛИСТ Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг. Товарищ Пасечник является одним из лучших комиссаров подразделений. Очень умело сочетает летную работу с основной обязанностью комиссара эскадрильи. Смелый, инициативный большевик-комиссар. Служит примером для подчиненных во всем. За время боевых действий имеет общий налет 75 часов. В штурмовых действиях тов. Пасечник уничтожил в составе эскадрильи 13 паровозов противника, 10 эшелонов, 15 автомашин, эскадрон всадников, прислугу 2-х зенитных орудий и несколько пулеметов. Во время одной из штурмовок т. Пасечник привез 28 пробоин от зенитных орудий и пулеметов противника. Поврежденный самолет он привел на аэродром и блестяще посадил "без шасси" на "фюзеляж", проявив выдержку, находчивость, приняв правильное решение, сохранил самолет, который на следующий день был уже опять в бою. 11.03.40 г. при выполнении боевого задания на штурмовые действия по железнодорожным эшелонам самолет командира эскадрильи т. Приемова подбитый зенитным снарядом произвел посадку на территории противника. Попытка летчика Тюрина вывезти командира на лыже окончилась капотированием при взлете. Комиссар Пасечник организовал новый вылет. Прилетев к месту посадки и разыскивая летчиков, его самолет был подбит зенитным огнем на высоте 400 м. Самолет комиссара тов. Пасечника перевернулся и врезался в землю. Комиссар тов. Пасечник погиб как герой при спасении своего командира и подчиненного. За смелость, выдержку и находчивость, за отличную работу в эскадрильи и геройский поступок т. Пасечник достоин высшей награды - присвоения звания Героя Советского Союза. Командир 44 ИАП к-н АНДРЕЕВ Командующий ВВС Севере- Западным фронтом Комкор ПТУХИН Комиссар ВВС Северо-Западным фронтом полковой комиссар СИЛАНТЬЕВ Член Военного Совета СЗФ ,Ш МЕЛЬНИКОВ ЦАМО, ф. 33, on. 793756, д. 36, л. 317, 318, 319 ЧАПЧАХОВ Сын армянского народа Лазарь Сергеевич Чапчахов родился в 1911 году в селе Большие Салы Мясниковского района Ростовской области в семье крестьянина-бедняка. В 1934 году окончил 7-ю военную школу летчиков, а в 1939 курсы кп-миссаров летчиков. За время участия в боевых действиях произвел 268 вылетов, провел 59 воздушных боев, лично сбил 8 и 19 самолетов противника в групповом бою. Комиссар Чапчахов погиб при лобовой атаке самолета врага. Звание Героя Советского Союза удостоен 21.4. 42 года посмертно. ДВАДЦАТЬ СЕМЬ ПОВЕРЖЕННЫХ На Северо-Западном фронте хорошо знали имя комиссара эскадрильи 38-го истребительного авиационного полка старшего политрука Лазаря Сергеевича Чапчахова. Еще до Великой Отечественной воины за мужество и героизм, проявленные в боях с белофинами, он был награжден орденом Красной Звезды. Сопровождение бомбардировщиков, прикрытие наземных войск, разведка в тылу противника, штурмовка ею войск, воздушные схватки с превосходящими силами врага-таков неполный перечень боевых дел комиссара и его товарищей в те дни. Перед вылетом Чапчахов детально разъяснял летчикам задачу, воодушевлял товарищей и словом и делом. Вместе с командиром проводил разборы, указывал на недостатки, называл отличившихся в бою. Как комиссар он чествовал себя в ответе за всех. В эскадрилье активно велась партийно-политическая работа. В условиях напряженных боевых действий, регулярно проводились партийные собрания, заседания бюро. Беседы организовывались прямо на стоянках в короткие промежутки между вылетами. Активисты информировали авиаторов о положении на фронтах, о событиях в стране и за рубежом. Комиссар Чапчахов часто сам беседовал с летчиками и техниками. В бою он показывал примеры мужества и бесстрашия. Его искренне любили воздушные бойцы, верили в него. До середины сентября 1941 года Чапчахов летал на самолете И-153 ("Чайка"). Совершил 139 боевых вылетов, участвовал в 20 воздушных боях, лично сбил пять вражеских самолетов и три - в составе группы. За образцовое выполнение боевых заданий командования был награжден орденом Ленина. "Слово такого комиссара, каким является т. Чапчахов,- отмечалось в донесении политотдела 57-й смешанной авиадивизии 7 ноября 1941 года, - приобретает должный вес, такое слово воспитывает, учит, зовет на новые подвиги". 13 февраля 1942 года, прикрывая в районе Сычево свои войска звено во главе с Чапчаховым встретило пятнадцать "юнкерсов", пытавшихся бомбить наш передний край. Смело атаковав врага, отважная тройка сбила два самолета. Остальные беспорядочно сбросили бомбы и ушли на запад. 16 февраля шестерка, возглавляемая Чапчаховым, прикрывала свои войска в районе Дедова Гора, Сычево и встретила большую группу фашистских самолетов. Несмотря на численное превосходство врага, советские летчики вступили в бой и сбили три Ю-87 Один из них уничтожил комиссар. 1 апреля того же года, четверка ЛаГГ-3, ведомая Чапчаховым, после успешного боя возвращалась на свой аэродром. Вдруг летчики заметили группу гитлеровских бомбардировщиков, которые шли к переднему краю наших войск. Комиссар решил атаковать. Он первым устремился на ведущего и прошил его длинной очередью. "Юнкерс" рухнул на землю. Летчики звена в этом бою сбили еще четыре вражеские машины. Буквально через несколько минут на пути отважной четверки появилась группа "мессершмиттов". Двадцать четыре фашистских истребителя, уверенные в легкой победе, разворачивались для атаки. - Атакуем! - услышали летчики голос комиссара. Краснозвездные истребители взмыли вверх и с высоты обрушились на машины с черно-белыми крестами. Боевой счет советских летчиков увеличился еще на три сбитых самолета. Так сражался за Родину в небе войны уроженец села Большие Салы Ростовской области коммунист Лазарь Сергеевич Чапчахов. До войны он окончил среднюю школу в Ростове-на-Дону, работал на строительстве Ростсельмаша, затем по путевке комсомола был направлен в военную школу летчиков. Когда началась Великая Отечественная война, Лазарь Сергеевич был уже опытным летчиком. За 10 месяцев пребывания на фронте, он совершил 268 боевых вылетов, сбил восемь самолетов противника лично и девять в группе. Эскадрилья, где' он был комиссаром, сделала 1800 боевых вылетов и сбила свыше шестидесяти машин врага. В одной из воздушных схваток 13 апреля 1942 года отважный комиссар погиб. Двадцать семь поверженных самолетов противника стали памятником его доблести и отваги. 21 июля 1942 года Л. С. Чапчахову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Михаил Иванович Калинин писал жене Чапчахова Екатерине Яковлевне: "По сообщению военного командования, Ваш муж, батальонный комиссар Чапчахов Лазарь Сергеевич, в боях за Советскую власть погиб смертью храбрых. Посылаю Вам Грамоту Президиума Верховного Совега СССР о присвоении Вашему мужу звания Героя Советского Союза для хранения как память о муже - Герое, подвит которого не забудутся нашим народом". Именем Чапчахова названа одна из улиц поселка Крестцы, над которым погиб герой. Советские люди хранят память о тех, кто отдал свою жизнь за нашу любимую Родину. См.: Довтян С. Авиация и космонавтика, - ? 7,1979, с. 21 ЧУЛКОВ
Анатолий Петрович Чулков родился в 1908 году В Советской Армии находится с 1933 года, член КПСС с 1931 года. В действующей армии находился с первых дней Великой Отечественной войны в должности заместителя командира авиационной эскадрильи по политической части Имел полеты в глубокий тыл противника - Берлин, Будапешт, Данциг, Кенигсберг. Варшаву и др Звание Героя Советского Союза присвоено 31 декабря 1942 г., но об этом Чулков не узнал, так как 7 ноября 1942 г. при выполнении боевого задания пропал без всти. НАГРАДНОЙ ЛИСТ. Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг. Майор Чулков работает заместителем командира авиаэскадрильи по политической части. Летая на самолете Ил-4 в составе ночного экипажа, где штурман капитан Чумаш, стрелок-радист старшина Козловский и воздушный стрелок старший сержант Дьяков. В действующей армии находится с первых дней Отечественной войны. За этот период им произведено 114 боевых самолето-вылетов, из них ночью 111 и все с отличным выполнением боевого задания Летал на бомбардировку военно-промышленных объектов и политических центров противника в глубоком тылу. Берлин - 2 раза, Будапешт - 1 раз, Данциг- 1 раз, Кенигсберг- 1 раз, Варшава-2 раза. За отличное выполнение боевых заданий командования по разгрому германского фашизма награжден орденом Ленина и орденом Красного Знамени После награждения произвел 55 боевых вылетов Работая военным комиссаром авиаэскадрильи, отлично зарекомендовал себя как воспитатель личного состава в духе преданности Родине и ненависти к врагу Его эскадрилья за время боевых действий совершила 951 самолето-вылет по врагу. Тов Чулков своим личным примером воодушевляет подчиненный личный состав на подвиги. Дисциплинирован, требовательный к себе и подчиненным. Среди личного состава пользуется заслуженным авторитетом. Делу партии Ленина и социалистической Родине предан. За отличное выполнение боевых заданий командования по разгрому германского фашизма и проявленные при этом мужество и героизм майор Чулков достоин правительственной награды ордена Ленина. Командир 751 АП ДД Герой Советского Союза подполковник ТИХОНОВ 4 ноября 1942 года Заключение Военного Совета. Достоин правительственной награды звания Героя Советского Союза. Командующий авиацией Член Военного Совета дальнего действия авиации дальнего действия генерал авиации ГОЛОВАНОВ дивизионный комиссар ГУРЬЯНОВ 30 ноября 1942 г. ЦАМО, ф 33, оп. 793756, д. 53, л .317 ЯКОВЕНКО
Леонтий Игнатович Яковенко, батальонный комиссар, родился в 1909 году в деревне Дроновка Артемовского района Донецкой области, член КПСС с 1930 г., в Красной Армии с 1932 года Участник Великой Отечественной войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года присвоено знание Героя Советского Союза. Содержание - Дальше |