АВИАБИБЛИОТЕКА: СТАТЬИ:КРЫЛЬЯ РОА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ ВС КОНР

Сергей Чуев "Власовцы - пасынки Третьего рейха". М. "Яуза" "ЭКСМО" 2006, с. 374-395


КРЫЛЬЯ РОА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ ВС КОНР

Задолго до начала Второй мировой войны некоторые пилоты советских ВВС и Гражданского Воздушного флота использовали свои машины для побега d рубежи "первого в мире государства рабочих и крестьян". В 1927 году в Польшу перелетели в одном самолете командир 17-го авиаотряда Клим и старший моторист Тимащук. Последний через некоторое время возвратился в СССР, где получил 6 лет лагерей, а Клим получил вид на жительство в Польше под фамилией Рублецкий.

В 1934 году в Латвию перелетел летчик ГВФ Г.Н. Кравец, которого впоследствии использовало диверсионно-разведывательное "Предприятие "Цеппелин" в качестве руководителя одной из диверсионных групп, намечавшихся к заброске в советский тыл для подрыва железнодорожных мостов через Волгу и Каму. В 1945 году Г.Н. Кравец был выдан американцами советской стороне, на чем та особенно настаивала.

В 1938 году в Литву на самолете "У-2" перелетел начальник Лужского аэроклуба, старший лейтенант В.О. Унишевский. В годы войны он также сотрудничал с немецкой военной администрацией и погиб и авиакатастрофе.

Для многих советских военных летчиков плен начался с первого удара немецких ВВС по приграничным аэродромам, когда на земле были уничтожены очень многие их боевые машины. Военлеты вливались ряды отступавших советских частей и подразделений уже в их составе попадали в плен. Были и те, кто откровенно не желал воевать за Сталина. В течение всего периода войны неоднократно отмечались случаи перелетов на сторону противника экипажей советских боевых самолетов. По информации немецких военных документов, только за 1943 год перелетели к немцам самолетов, еще 20 экипажей воспользовались возможностью побега в первые три месяца 1944 года. Первым таким случаем стало воздушное происшествие 22 июня 1941 года, когда при бомбежке Кенигсберга штурман самолета выпрыгнул с парашютом из своего "СБ", предпочтя дезертирство возвращению на той аэродром. Летом 1941 года в 735-м бомбардировочном авиаполку не вернулся домой один из экипажей "ТУ-2", взяв курс на Запад. В соответствующем разделе приказа Наркомата обороны СССР ? 229 от 1441 года предписывалось принимать все доступные меры по борьбе "со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков". Несмотря на меры, перелеты продолжались вплоть до апреля 1945 года.

Перелетам способствовала напористая пропагандистская кампания со стороны немцев. Листовки, изданные многотысячными тиражами, призывали советских летчиков к переходу на сторону "братьев по оружию - пилотов Люфтваффе".

Первой военной инстанцией немецких Вооруженных сил, которая высказалась за использование русских летчиков из числа военнопленных, был Абвер.

В составе передового разведоргана немецкой военной разведки - абвернебенштелле "Ревель" в Таллине находился пункт авиационной разведки - "Реферат -Люфт", под командованием зондерфюрера Герхардта Бушманна. Реферат проводил разведку и авиафотосъемку объектов, намеченных для диверсий, проверял результаты этих диверсионных актов и поддерживал контакт с воздушной разведкой фронта. Реферат имел в своем распоряжении несколько устаревших самолетов, принадлежавших ранее таллинскому аэроклубу Помимо эстонских пилотов и механиков, к обслуживанию авиапарка привлекались русские военнопленные. Ряд агентов реферата и органа в целом также paнее служили в составе советских ВВС.

На Восточном фронте действовала авиационная группа капитана Хайдриха, последовательно придававшаяся командам и группам Абвера для заброски агентуры в ближний тыл советских войск и совершения разведывательных вылетов на самолетах советского производства.

Группа была сформирована также при 107-й группа в мае 1942 года из военнопленных советских летчиков и авиаспециалистов. Весь личный состав группы проживал в Орле. Самолеты "У-2" базировались и ремонтировались на местном аэродроме. В марте 1943 года авиагруппа Хайдриха перешла в распоряжение Абверкоманды-103 и насчитывала уже 8 самолетов, базировавшихся на Боровском аэродроме в 60 км от Смоленска. За это время группой были произведены три боевых вылета.

Специальная разведывательная группа Абвера - Люфтгруппа была создана в Минске в марте 1944 года и занималась сбором информации о советских ВВС на участке Западного и 1-го Белорусского фронтов. Группа забрасывала квалифицированную агентуру, подготовленную в Борисовской и Смоленской разведшколах. Во время пребывания в группе ее агенты были облачены в униформу немецких ВВС и в течение 7 дней дополнительно изучали топографию, организационное строение советской военной авиации, методику сбора информации.

Перед заброской в советский тыл агенты получали советскую военную форму, документы. Переброска проводилась самолетами с Минского, позднее с Краковского аэродрома. Связь с группой агенты поддерживали по радио. В их задачу входили выяснение расположения аэродромов, типов и количества базирующимся на них самолетов, выявление таких объектов для последующего уничтожения немецкой авиацией. Срок выполнения ими задания составлял от 2 до 18 суток. Помимо Абвера, использовавшего летчиков в качестве извозчиков агентуры, Люфтваффе использовало бывшие советские кадры по прямому их назначению. Весной 1942 года при военном аэродроме в Заднепровье близ Смоленска была сформирована рота аэродромного обслуживания из 200 добровольцев, бывших военнопленных. В составе подразделения находились в основном авиамеханики, мотористы и другие специалисты технического обслуживания. Летчиков в эту роту немцы не принимали. Личный состав использовался на работах в ангарах, мастерских и на строительстве аэродромов.

Параллельно с ротой существовала еще одна "ячейка" из числа бывших авиаспециалистов РККА. Они пребывали в 4-м батальоне Русской Национальной Народной Армии в Осинторфе. Командование формирования не могло использовать их в качестве строевых офицеров. В начале августа 1942 года по инициативе членов этой группы майора Филатова, капитана Рипушинского и лейтенанта Плющова по рекомендации командира 4-го батальона РННА полковника Кобзева немецкому руководству была представлена докладная записка о необходимости создания отдельного авиационного отряда в составе РННА. Русское руководство соединения со скептицизмом отнеслось к предложению, однако поддержало его. Записка была передана в немецкие инстанции, и вскоре было получено неофициальное разрешение на формирование учебно-тренировочной авиагруппы во главе с майором Филатовым.

Всего в группе насчитывалось 22 человека. В начале сентября 1942 года в группе начались занятия по теории авиации, полетов, штурманскому делу. После смены руководства РННА новый ее командующий полковник В.И. Боярский пришел в ужас, узнав о существовании несанкционированной немцами авиагруппы, к тому же ведущей занятия по летному делу.

Лишь вмешательство офицеров РННА спасло грунт от ликвидации. Группа продолжала занятия вплоть до февраля 1943 года, когда РННА была расформирована. При расформировании майор Филатов и капитан Рипушинский были направлены в Могилев, остальные летчики - в офицерскую школу 1-го запасном Восточного полка в Бобруйске для "переквалификации". Так закончилась первая попытка создания oтдельной русской авиачасти.

Вторая и более удачная попытка была предприми м лишь в начале октября 1943 года в г. Летцене (Восточная Пруссия) по инициативе бывшего полковника советских ВВС В.И. Мальцева.

Мальцев занимает особое место в ряду руководителей Русского Освободительного Движения. Особой была и его довоенная биография.

Виктор Иванович Мальцев родился в 1895 году в семье крестьянина Ивановской области. Служил и Красной Армии, в 1919 году окончил школу военных летчиков в Егорьевске, а в 1925 году был назначен начальником Центрального аэродрома под Москвой. Впоследствии занимал ряд командно-штабных должностей, в 1937 году был назначен начальником Туркменского управления ГВФ СССР. В начале 1938 года был представлен к ордену Ленина, однако награду получить не успелs т.к. 11 марта был арестован органами НКВД как "участник антисоветского военного заговора" и уволен из рядов РККА.

В НКВД Мальцев подвергался изощренным пыткам и издевательствам. Через несколько лет он расскажет о том, что пережил, в своей книге "Конвейер ОГПУ", которую издадут немецкие пропагандисты. Несмотря на "обработку" теломехаников из НКВД, Мальцев виновным себя не признал и никого не оболгал. В сентябре 1939 года он был освобожден, реабилитирован и назначен начальником санатория "Аэрофлота" в Ялте. Здесь его застала война.

В.И. Мальцев не стал эвакуироваться из города при приближении немецких войск, явился к немецкому коменданту города и предложил ему начать формирование антисоветского соединения. Себя предложил в качестве командира. Немцы не приняли предложения Мальцева и даже поместили его в лагерь военнопленных. Впоследствии, разобравшись, с кем имеют дело, Мальцева выпустили из лагеря и предложили ему "освещать" местное население. От роли доносчика Мальцев отказался, сославшись на плохое знание местного населения.

В марте 1942 года Мальцев был назначен бургомистром города Ялты, но в мае того же года был снят с должности за то, что раньше был членом ВКП(б). В октябре 1942 года был избран мировым судьей Ялты. В конце года штаб Восточных частей 11-й армии предложил ему начать формирование и возглавить несколько антипартизанских подразделений, сформированных из татар и другого местного населения. До июня 1943 года Мальцев сформировал 6 небольших охранных подразделений и "интернациональный" по составу антипартизанский батальон.

20 августа 1943 года Мальцев прибыл в Летценский особый опросный лагерь, добившись от немецкого руководства своего перевода в распоряжение генерал-лейтенанта Власова, здесь же познакомился с полковником Г. Хольтерсом.

Еще до мальцевской инициативы полковник Хольтерс заинтересовался возможностью создания русского авиационного подразделения. В руководимом им пункте обработки разведывательных данных "Восток" велись опросы сбитых советских летчиков, в т.ч. старшего лейтенанта Я.И. Джугашвили. В составе пункта служили русские "перелетчики", кадровые офицеры ВВС РККА подполковник Б.А. Пивенштейн, капитаны К. Арзамасцев, А. Никулин и Тананаки.

В сентябре 1943 года Хольтерс вышел на вышестоящие инстанции с предложением о создании русской авиагруппы, получившей впоследствии известность как "группа Хольтерса". Русскими проводниками идеи создания своей авиачасти стали полковник В.И. Мальцев и поручик РОА, эмигрант из Югославии М.В. Тарновский.

В результате переговоров с вышестоящим руководством Люфтваффе было решено предоставить Мальцеву возможность отбора из военнопленных добровольцев - бывших военнослужащих советских ВВС. Мальцеву было поручено личное руководство подбором летного и технического персонала. При этом он являлся формальным командиром русской авиагруппы в чине полковника Люфтваффе и наделен правом решения дисциплинарных вопросов, находясь под полным контролем Хольтерса.

Окрыленный поддержкой немецкого руководства, Мальцев предпринял поездку по ряду лагерей военнопленных летчиков. Вербовочная кампания прошла успешно. По сведениям Б. Плющова, только в одном Лицманштадтском лагере добровольцами записалось около 100 военнопленных. Кроме Лицманштадта вербовка русских летчиков велась в Лодзи, Вольфене, Хаммельбурге и Хазельтале. Для приема и проверки изъявивших желание служить в создаваемой русской авиагруппе был создан специальный проверочно-фильтрационный лагерь в Сувалках. Здесь добровольцы проходили медицинское освидетельствование, контрольно-проверочную комиссию. Комиссия проверяла, является ли доброволец вполне благонадежным, т.е. не вынашивает ли планы побега с оружием к партизанам и является ли он вообще бывшим военнослужащим ВВС. Сувалкский лагерь по сути своей являлся военной школой, где помимо военных и прикладных дисциплин читались лекции на политические темы, усваивались немецкие уставы и немецкий язык. Мальцев лично знакомился с каждым добровольцем, офицером и преподавателем, что способствовало росту его авторитета среди будущих власовских летчиков.

Сам Мальцев ездил по лагерям военнопленных и агитировал бывших авиаспециалистов: "Я весь свой сознательный век был коммунистом, и не для того, чтобы носить партийный билет как дополнительную продовольственную карточку, я глубоко и искренне верил, что ним путем мы придем к счастливой жизни. Но вот прошли лучшие годы, побелела голова, а вместе с этим пришло и самое страшное - разочарование во всем, чему я верил и чему поклонялся. Оказались оплеванными лучшие идеалы. Но самым горьким было сознание того, что я всю жизнь являлся слепым орудием политических авантюр Сталина... Многие из вас помнят и знают меня по совместной работе. Так неужели же вы можете поверить, что я изменник, германский наймит, шпион и все прочее? ...Пусть тяжело было разочарование в своих лучших идеалах, пусть лучшая часть жизни пропала, но таток дней я посвящу борьбе с палачами русского народа, за свободную, счастливую, великую Россию".

После двух месяцев пребывания в Сувалках и принятия присяги добровольцы получили назначение в Морицфельд (Восточная Пруссия), где располагалась за группы Хольтерса. Фактически группа Хольтер - Мальцева возникла в конце октября 1943 года и насчитывала в своих рядах 15 летчиков-добровольцев, формально числившихся за несуществующей РОА.

В начале 1944 года полковник Мальцев обратился к русскому народу и своим друзьям летчикам с воззванием, по духу аналогичным известному обращению генерала А.А. Власова "Почему я стал на путь борьбы с большевизмом". Воззвание Мальцева было передано радиостанцией Кенигсберга.

В русской авиагруппе выразили желание служить дна сбитых в воздушном бою летчика, Герои Советского Союза капитан авиации С.Т. Бычков (служил в 937-м истребительном авиаполку) и старший лейтенант Б.Р. Антилевский, награжденный Золотой Звездой еще за участие в войне с Финляндией.

9 января 1944 года в группу прибыла майор авиации Серафима Ситник, бывший начальник связи 205-й истребительной авиадивизии. Попав в плен после падения с парашютом, Ситник была доставлена в лазарет, где ей оказали медицинскую помощь. Через неделю на допросе в Абвере Ситник обвинила немцев в убийстве ее матери и ребенка, находившихся на оккупированной территории. Через некоторое время ее родные были доставлены на самолете в Морицфельд Этот случай способствовал окончательному разрыву майора Ситник со своим прошлым. Тяжелые травмы, полученные при последнем прыжке с парашютом, не позволили ей вернуться в строй, но она осталась в рядах РОА, работая в Управлении пропаганды.

Личный состав русской авиагруппы на первом этапе ее существования занимался в основном ремонтом трофейной авиатехники. Позднее немецкое руководство позволило русским совершать учебно-тренировочные полеты на советских и немецких учебных самолетах. Из группы была выделена специальная грум па пилотов, занимавшихся перегоном новых боевых самолетов с авиазаводов в боевые части. Основная база "перегонщиков" располагалась близ Ганновера в м. Гильдесхейм.

Из части личного состава авиагруппы была сформирована группа технических специалистов, занимав шихся ремонтом советских самолетов. После ремонта самолеты перегонялись в Темпельгоф, где немецкие авиаинженеры и конструкторы изучали их материально-техническую часть.

Часть русской авиагруппы (технический персонал) использовалась на ремонтных работах советской трофейной техники для исследовательского центра ВВС и Рехлине и Темпельгофе.

К концу ноября 1943 года в Составе русской авиагруппы была сформирована 1-я восточная эскадрилья под командованием капитана Люфтваффе Тарновского. Эскадрилья первоначально базировалась в районе Двинска, где с января 1944 года числилась в составе группы ночного боя "Остланд" при 1-м воздушном флоте. В марте 1944 года эскадрилья перешла в подчинение штаба 6-го воздушного флота Люфтваффе в районе Лиды. Личный состав эскадрильи участвовал и боевых вылетах против партизан, разведывательных полетах. При этом боевые задания русские летчики получали от офицеров по антипартизанской борьбе при штабах воздушных флотов и полевой комендатуры Двинска. По свидетельству самого Тарновского, боевая работа эскадрильи "заставила партизан потесниться". За время боевых вылетов были потеряны 1 самолета, погибли 9 пилотов, штурманов и бортстрелков, 12 человек были ранены.

На фронте летчики группы Хольтерса использовались для заброски в советский тыл разведчиков и диверсантов, а также для распространения пропагандистской литературы. Боевые операции проводились с прифронтовых аэродромов, сначала в составе немецких эскадрилий, затем самостоятельно. Русские летчики летали под командой немецкого аса майора Грассера, одержавшего к тому времени 103 воздушные победы.

Газета "Доброволец" от 28 мая 1944 года сообщала своим читателям, что два русских летчика побывали в советском тылу и вывезли оттуда свои семьи.

В январе 1944 года в Морицфельд прибыло новое пополнение и в его числе два бывших полковника советских ВВС. Под свою опеку их взял полковник Мальцев, несмотря на то что немцами они считались неблагонадежными и содержались в офлаге в Хаммельбурге на условиях строгого режима. Одним из этих полковников был бывший командующий ВВС 20-й армии А.Ф. Ванюшин. До плена он был отмечен приказами ставки еще за бои с немцами под Смоленском летом 1941 года. Впоследствии занял должность начальника штаба Военно-воздушных сил ВС КОНР. В 1946 году Ванюшин был расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР.

25 февраля 1944 года полковник Мальцев встретился с генерал-лейтенантом А.А. Власовым. В своем письме супруге Мальцев писал: "Морицфелъде, 25 февраля 1944 г. Детка, он не политик, но очень хороший, честный, порядочный человек. У нас так много с ним общего, что подчеркнул также и он, что мы сразу, после 3 дней знакомства, стали настоящими, большими друзьями и крепко, крепко расцеловались на прощание".

Вторая встреча бывших офицеров Красной Армии состоялась 7 марта в Морицфельде, где Власов имел возможность лично познакомиться с жизнью русской авиагруппы. Власов встретился с личным составом имел беседу и обмен любезностями с полковников Хольтерсом. Последний, в свою очередь, хвалил Мальцева, его организаторский талант и личные качества. Хольтерс также сообщил, что авиагруппа получила высокую оценку главного командования ВВС Германии. Напоследок Хольтерс пообещал оказать всемерное содействие в переводе русской авиагруппы в состав РОА. Была также достигнута договоренность о направлении группы курсантов из Морицфельде в Дабендорфскую школу пропагандистов.

Летом 1944 года русская авиаэскадрилья была расформирована. Причиной этого стал конфликт между капитаном М.В. Тарковским и офицером связи Люфтваффе при эскадрилье обер-лейтенантом В. Дуусом.

Тарковский, бывший к тому времени членом НТС, вызывал подозрение у органов СД. В июне 1944 года Тарновский был снят с должности и отправлен в от пуск в г. Пльзень (Чехия). 20 июля 1944 года по окончании отпуска он был направлен в Морицфельде В конце июля в авиакатастрофе погиб его единомышленник и начальник штаба эскадрильи капитан В.О. Унишевский. Среди личного состава эскадрильи циркулировали слухи о причастности немцев к ликвидации Унишевского. После этого 3 экипажа перелетели к партизанам, эскадрилью расформировали, а ее чины были интернированы.

В июне 1944 года личный состав бывшей авиагруппы Хольтерса передислоцировался в г. Штутерай (Восточная Пруссия), где пробыл до сентября. В это же время немецкое военное руководство решило передать русских из Люфтваффе в подчинение командующего авиационными добровольческими частями генерала Ашенбреннера. Причиной этого стало желание некоторых кругов немецкой авиации скрыть существование русской авиагруппы от рейхсмаршала Геринга. После покушения на Гитлера ситуация накалилась, и контроль за армией и ВВС со стороны спецслужб усилился. В результате некоторых комбинаций Герингy был представлен проект о назначении на должность командующего восточными авиачастями близкого друга командующего добровольческими частями генерала от кавалерии Кестринга. Ашенбреннер хорошо относился к коллаборационистам, владел русским языком, ибо до войны служил военным атташе в немецком посольстве в Москве. После назначения на эту должность Ашенбреннер сдружился с Мальцевым и Власовым. Ашенбреннер приблизил к себе "русскоязычного" командира эстонской авиагруппы (к тому времени уже обер-лейтенанта) Герхарда Бушманна и предоставил Мальцеву полную самостоятельность в отношении командования авиагруппой.

Решением Кестринга, Ашенбреннера и Власова авиагруппа была переведена подальше от любопытных глаз в Чехословакию. Было также решено начать формирование полка ПВО, парашютно-десантного батальона и батальона связи.
1 ноября 1944 года в русских газетах было опубликовано объявление о наборе добровольцев в подразделения ВВС РОА. По информации Б. Плющова, на призыв откликнулось свыше двух тысяч человек. Добровольцы направлялись в фильтрационный лагерь, где проходили медицинскую и проверочную комиссии, а оттуда направлялись в один из четырех сборных пунктов ВВС РОА:
1. Летный и технический состав - в м. Хиш на формирование запасной эскадрильи.
2. Зенитчики - в г. Плане.
3. Парашютисты-десантники - в г. Куттенплане.
4. Связисты - в г. Нойерне.

В сентябре 1944 года русская авиагруппа передислоцировалась на аэродром в г. Эгере. Ашенбреннер и I Мальцев со своими штабами поселились в небольшом отеле. В Эгере стараниями личного состава был создан аэродром, инфраструктура. Прибыли кадры для открытия русской авиашколы. Вскоре аэродром стал базой для развертывания 1-го авиационного полка ВВС РОА, и здесь же начала работать школа летчиков.

Первоначально предполагалось довести численность основного состава ВВС до 2594 офицеров, унтер-офицеров и рядовых, учебный и временный персонал должен был насчитывать 1880 рядовых, материальную часть начинания должны были составлять 25 боевых самолетов, 21 учебный и связной и 96 орудий ПВО.

В декабре 1944 года рейхсмаршалом Герингом был подписан приказ о создании ВВС РОА. Планировалось создать истребительную авиаэскадрилью, вооруженную 15 истребителями "Ме-109 Г-10", а также:
- эскадрилью самолетов с 12 самолетами "Ю-87";
- бомбардировочную эскадрилью с 5 средними бомбардировщиками "Хе-111";
- эскадрилью связи - 2 самолета "Физелср Шторх-156" и 2 трофейных "У-2";
- запасную эскадрилью с двумя "бомберами" "Хе-111", двумя штурмовиками "Ю-87", двумя истребителями "БФ-109", двумя учебными истребителями "Me-108", тремя "У-2".

В конце января 1945 года в подчинение полковника В.И. Мальцева вошла группа русских кадет во главе с j начальником 1-го русского Великого князя Константина Константиновича Кадетского корпуса генерал-майора Попова. Немецкие военные власти первоначально хотели использовать русских кадет в ПВО либо направить в лагеря воспитанников СС, но генерал Люфтваффе Грош направил их в распоряжение полковника Мальцева. Приказом начальника русской авиагруппы молодежь была зачислена в ее состав, образовав взвод особого назначения под командованием поручика Фатьянова. Престарелый генерал Попов был временно причислен к штабу ВВС РОА.

2 февраля 1945 года А. А. Власов, В.И.Мальцев в сопровождавший их оберфюрер СС Г. Крегер посетили рейхсмаршала Г. Геринга. На встрече была достигнута договоренность о передаче русской авиагруппы в состав ВС КОНР. Было принято решение о назначении Мальцева командующим ВВС КОНР и его подчинении непосредственно главкому ВС КОНР генералу Власову. Штабу Ашенбреннера поручалось поддерживать связь с ВВС РОА и всемерно оказывать любую помощь. Геринг также согласился на постепенное переподчинение ВВС КОНР русских подразделений ПВО и авиации, находящихся в составе немецких частей. Вскоре после визита к рейхсмаршалу В.И. Мальцеву было присвоено звание генерал-майора.

В начале 1945 года в г. Хебе был сформирован 1-й авиационный полк ВВС РОА. Его командиром стал полковник Л.И. Байдак - русский белоэмигрант, командовавший до войны 5-м авиаполком югославских ВВС, начальником штаба - майор С.К. Шебалин, адъютантом - лейтенант Г. Школьный. По плану полк должен был состоять из следующих подразделений:
1. 5-я истребительная авиаэскадрилья имени героя Гражданской войны полковника Казакова под командованием майора С.Т. Бычкова (16 истребителей "Ме-I 109 Г-10");
2. 2-я штурмовая эскадрилья или эскадрилья скоростных бомбардировщиков капитана Б.Р. Антилевского - была позднее преобразована в 8-ю эскадрилью ночных бомбардировщиков (12 легких бомбардировщиков "Ю-88");
3. Бомбардировочная эскадрилья;
4. Эскадрилья связи;
5. Транспортная эскадрилья;
6. Резервная эскадрилья.

Подразделения полка получали также и отдельную немецкую нумерацию в структуре ВВС. Позднее на вооружение ВВС КОНР поступили реактивные самолеты.

В апреле 1945 года организационный штаб Верховного командования Люфтваффе дал согласие; на прикрепление 5-й и 8-й авиаэскадрилйй к 600-й и 650-й дивизиям Вермахта (1-я и 2-я дивизии ВС КОНР соответственно). Обе группы были готовы к применению на Восточном фронте в середине апреля 1945 года.

6 февраля 1945 года командующий ВВС КОНР генерал-майор Мальцев издал приказ, в соответствии с которым с военной формы военнослужащих ВВС КОНР убиралась вся немецкая символика, предписывалось обязательное ношение нарукавного щитка-нашивки РОА, употребление в общении военных званий, утвержденных главкомом ВС КОНР, установление особого опознавательного знака на боковых поверхностях фюзеляжей самолетов. Знак представлял собой щитообразную эмблему с изображением креста Св. Андрея.

В том же месяце штаб Мальцева был переведен в тихий курортный город Мариенбад, где к тому времени располагался ряд немецких военных учреждений и управлений КОНР.

В это же время в ставке ВВС КОНР был разработан план реорганизации штаба ВВС и формирования новых подразделений. Была разработана следующая схема организации ВВС КОНР:
1. Командующий ВВС КОНР - генерал-майор авиации В.И. Мальцев. Ему непосредственно подчинялись личный адъютант, канцелярия, дежурный офицер, взвод охраны.
2. Штаб ВВС КОНР - начальник полковник авиации А.И. Ванюшин. В штаб входили адъютант, офицер для особых поручений, отделы: оперативный, безопасности, кадров, пропаганды, юридический, интендантство, санитарная служба.
3. 1-й Авиационный полк под командованием полковника авиации Л.И. Байдака включал:
- истребительную эскадрилью имени полковника Казакова под командованием майора С.Т. Бычкова;
- эскадрилью скоростных бомбардировщиков;
- разведывательную эскадрилью капитана С. Арте- мова;
- транспортную эскадрилью (в стадии формирова ния) майора М. Тарковского;
- школу летчиков полковника Байдака;
- инженерно-техническую службу;
- службу аэродромного обслуживания.
4. Полк зенитной артиллерии подполковника P.M. Васильева.
5. Парашютно-десантный батальон подполковника Коцаря.
6. Роту связи майора Лантуха.

Данная схема организации и подчинения была утверждена А.А. Власовым 13 февраля 1945 года.

С переходом русской группы в состав ВВС КОНР генерал Ашенбреннер официально передал командование частями ВВС "Восток" генерал-майору Мальцеву. Немецкий штаб был реорганизован. Несмотря на разделение, русские сохранили дружеские отношения со штабом Ашенбреннера, который поставлял им вооружение, горючее, обмундирование и все необходимое довольствие.

Большую роль в жизни и деятельности власовских НВС играли русские белоэмигранты. Когда ставка Мальцева переехала в Карлсбад, сюда стали стекаться бывшие офицеры Императорской и Белой армий. Недостаток офицерских кадров был восполнен их назначением на вакантные должности. Восемьдесят процентов состава штаба и треть командного состава частей ВВС КОНР состояли из эмигрантов.

Тем временем утром 13 апреля 1945 года в небе над Одером самолеты ВВС КОНР приняли участие в авиаоперации по поддержке действий наземных частей ВС КОНР на плацдарме "Эрленгоф". Атаку власовцев на советские позиции поддержали 6 самолетов с андреевской символикой на фюзеляже. 4 самолета прикрывали атакующих и бомбили плацдарм в глубине, 2 самолета атаковали командный пункт 415-го советского батальона на восточном берегу Одера и бомбили артиллерийские позиции. В этом бою приняли участие экипажи 8-й эскадрильи ночных бомбардировщиков Героя Советского Союза и капитана ВВС КОНР Б.Р. Антилевского из состава 1-го авиаполка ВВС КОНР. Ма шины взлетали с аэродромов Эгер и местечка Немец кий Брод.

Тем временем обстановка на фронте складывалась не в пользу власовского движения. 15 апреля 1945 года , по дороге в Прагу генерал Власов посетил генерала Мальцева. В ходе встречи было достигнуто соглашение о координации действий частей ВВС КОНР с остальной власовской армией при отходе на юг. Власов еще питал надежды на благорасположение чехов, в связи с чем Мальцев рассчитывал на сохранение само летного парка. Сразу был составлен приказ об отходе частей ВВС КОНР на юг - в Богемию.

Выступившая из Мариенбада колонна направилась в г. Куттенплан, где располагался парашютно-десантный батальон под командованием полковника Максима Коцаря. Батальон был сформирован из бывших военнопленных, военнослужащих-десантников и личного состава ряда ост-батальонов. Батальон предполагалось развернуть в полк, он был хорошо вооружен автоматическим оружием и техникой и "был почти готов к выполнению боевых задач в тылу противника". Десантники РОА были подготовлены опытными русскими и немецкими офицерами. Особое внимание десантникам уделялось Мальцевым и Ашенбреннером. По свидетельству И. Хоффманна, в апреле 1945 года парашютисты были готовы выполнить любое боевое задание в тылу противника.

18 апреля колонна выступила в направлении г. Куттенплан - месту дислокации полка зенитной артиллерии подполковника P.M. Васильева. Позднее к колонне присоединилась рота связи майора Лантуха.

21 апреля 1945 года в штаб колонны прибыли командир "останков" белорусской дивизии "Беларусь" полковник Франц Кушель, начальник его штаба капитан Орсич, Тамила и др., вышедшие из-под контроля j немецкого штаба дивизии, что вызывало у них справедливые опасения о возможном столкновении с частями СС. Вскоре Кушель и Мальцев объединили свои it силы и двинулись вперед.

Положение частей ВВС КОНР осложнялось отсутствием связи с власовским штабом и 1-й дивизией ВС КОНР. В этой обстановке было принято решение продолжить движение на юго-восток в район г. Линца и там соединиться с частями Русского Корпуса либо казаками фон Паннвица, отступавшими из Югославии в Австрию.

В некоторых источниках упоминается об использовании 8-й эскадрильи 1-го авиаполка ВВС КОНР под командованием капитана Б.Р. Антилевского для прикрытия наступающих частей 1-й дивизии ВС КОНР на плацццарме "Эрленгоф" у Одера 13 апреля 1945 года.

По неподтвержденной информации, перед капитуляцией Мальцев успел связаться с Власовым, предложив ему перелететь в Испанию либо Португалию, где тот смог бы получить политическое убежище. К вылету был подготовлен "Физелер-Шторх" капитана Антилевского, но Власов отверг эту мысль, найдя невозможным покинуть армию в столь трагический для нее момент. 6 апреля в штаб ВВС КОНР прибыл немецкий "патрон" Ашенбреннер. Генерал сообщил, что местонахождение Власова ему неизвестно, а американские части располагаются в 65-75 километрах от г. Нойерна. Связи с 1-й дивизией по-прежнему не было. Ашенбреннер рассказал офицерам штаба ВВС о попытках власовского штаба установить связь с американским командованием через парламентера - капитана Т. Оберлендера. Начальник штаба 12-го американского корпуса уведомил Оберлендера, что готов начать переговоры с Ашенбреннером. Последний пригласил Мальцева принять участие в переговорах. Это давало возможность командующему ВВС КОНР говорить от В имени всех Вооруженных Сил КОНР. Предметом переговоров были условия предоставления политического убежища всем военнослужащим власовской армии.

27 апреля 1945 года генерал Мальцев прибыл в американский штаб. На переговорах ему был задан вопрос о цели приезда. Мальцев ответил следующее:

"Возврата обратно нет, потому что Сталин объяви нас изменниками. Когда миллионы русских солдат и офицеров - по его вине - попали в плен к немцам, где были обречены на голод и смерть, ибо Сталин не подписал международную конвенцию Красного Креста, то что можно ожидать от него после победы ? Возвращаться назад "к своим" - это идти на верную и мучительную смерть, если не от руки палачей в застенках Лубянки, то в концлагерях Сибири и Севера. Пощады нам не будет. Да мы и не собираемся просить у него пощады, потому что мы - не изменники своей страны, мы - борцы за освобождение русского народа от сталинской тирании. Мы надеемся, что американское командование нас поймет и даст нам политическое убежище.

Один из американцев сказал:
- Я не могу себе представить, как мы можем дать вам политическое убежище. Ведь Сталин - наш союз ник.
- До поры до времени. Он ваш союзник, пока вы ему нужны, чтобы разбить немцев, а затем покорить Европу. Подождите, он вам еще покажет, где раки зимуют! Когда-нибудь вы вспомните мои слова! - не удержался I Мальцев".

Прибывший на переговоры генерал Кенан сообщил парламентерам, что решение их дальнейшей судьбы зависит от Вашингтона, а до этого решения все чины РОА будут считаться военнопленными.

Мальцев согласился на безоговорочную капитуляцию частей ВВС КОНР и остатков дивизии "Беларусь". Была достигнута договоренность о сдаче оружия 30 апреля между гг. Цвизель и Реген. Переговоры о сдаче в плен белорусов проходили с учетом независимого положения данной войсковой единицы от ВС КОНР.

29 апреля части начали готовиться к капитуляции. В этот же день исчезли несколько офицеров ВВС с семьями - решили спастись в одиночку. В их числе был майор Альбов, на которого Мальцев возлагал определенные надежды. До войны Альбов был белградским корреспондентом лондонской газеты "Дейли мейл", в совершенстве владел английским языком и был знаком со многими английскими и американскими журналистами, политиками. 30 апреля части ВВС КОНР выступили из Нойерна в направлении Цвизеля, когда генерал Ашенбреннер привез приказ Власова, предписывающий задержать капитуляцию до получения надлежащего приказа. Колонна повернула обратно, но через некоторое время прибыл посыльный от американцев с информацией об условиях перехода через фронт. В послании говорилось о готовности прикрыть прорыв огнем артиллерии, авиацией, если немцы окажут активное сопротивление проходу колонны.

В трех километрах от Цвизеля, занятого американцами, частям колонны надлежало пройти через мост, охранявшийся немцами. По приказу Мальцева вперед были высланы рота зенитного полка и рота белорусов. Немцы сопротивления не оказали, в СБ.ЯЗИ с чем колонна спокойно проследовала через мост. Уже после войны в своих мемуарах генерал Кушель укорял Мальцева за то, что он прикрылся слабовооруженными белорусами, направив их на захват моста.

Все части благополучно прибыли в Цвизель, где всех направили "отдыхать" на территорию огромной фабрики.

Части ВВС КОНР и дивизии "Беларусь" были разделены американцами на три группы, погружены на автомашины и направлены в лагеря военнопленных.

1-я группа (200 человек, в основном офицеры) содержалась на острове Джерси близ берегов Франции, затем t в крепости Шербур (Франция). В сентябре 1945 года группа была выдана советской стороне. В числе выданных были Герой Советского Союза майор С.Т. Бычков, майор М.В. Тарновский и другие офицеры. Двум из них удалось избежать выдачи. Счастливцами стали офицеры зенитного полка Лягин и Филатьев - эмигранты из Югославии. Им удалось доказать американцам, что они не являются подданными СССР и потому выдаче не подлежат. Майор Тарновский, являвшийся эмигрантом из Чехословакии, также мог бы воспользоваться этим шансом, но предпочел разделить судьбу своих товарищей.

2-я группа (1600 человек) содержалась в лагере военнопленных в Регенсбурге. Впоследствии их перевели в лагерь, где содержались военнослужащие РОА вместе с генералом М.А. Меандровым. Почти всем вэвээсовцам удалось исчезнуть из лагерей и "распылиться" по лагерям для "Ди-Пи" и частным квартирам и Регенсбурге и Мюнхене.

3-я группа (3400 человек) содержалась в районе городов Требур и Нирштейн южнее Майнца. При первой возможности члены этой группы стали уходить из лагерей, а остальных сами американцы распределили по лагерям для перемещенных лиц.

Б.Р. Антилевскому удалось улететь и добраться до Испании, где он был замечен советскими компетентными органами лишь в 70-х годах. Заочно он был приговорен к смертной казни решением суда Московского военного округа, но еще пять лет за ним сохранялось звание Героя Советского Союза. Этого звания он был лишен летом 1950 года.

Генерал В.И. Мальцев, майоры Меттль и С.Т. Бычков были направлены в штаб 11-й мотомеханизированной дивизии. Впоследствии их перевели в штаб 12-го корпуса армии США, где от генерала отделили Меттля и Бычкова (отправив их в лагерь на острове Джерси), а самого главкома перевели в опросный лагерь при штаб-квартире 3-й американской армии в Бад-Тельце, где его допрашивал американский лейтенант российского происхождения Чингиз-Гирей. В июле 1945 года Мальцев был перевезен в крепость Шербур, где содержался вместе с немецкими генералами.

В середине августа 1945 года советская сторона потребовала его выдачи, после чего Мальцев был передан в лагерь Боригар близ Парижа. После прибытия в лагерь генерала хотели отправить в Москву, но он оказал сопротивление и вскрыл себе вены. Бывшего командующего поместили в палату советского военного госпиталя в Париже, выходили и держали под постоянным наблюдением охраны. В начале мая 1946 года Мальцев предпринял очередную попытку покончить с жизнью - перерезал себе горло бритвой. После такого увечья у него осталось мало шансов выжить, поэтому его срочно отправили самолетом в Москву, где вылечили, а затем предали суду.

По приговору Военной коллегии Верховного суда ('ССР генерал ВС КОНР В.И. Мальцев вместе с генералом А.А. Власовым и другими руководителями ВС КОНР были приговорены к смертной казни через поношение. Мальцев был единственным из "обоймы" власовских генералов, кто не просил у победителей помилования. Казнен был и майор С.Т. Бычков, кавалер ордена Ленина и двух орденов боевого Красного Знамени.


каталог